Бухари Мухаммад

Найдено 1 определение
Бухари Мухаммад
194/810–256/870)–выдающийся мусульманский хадисовед и правовед. Родился в жил в Бухаре. Полное имя Имам аль–Хуффаз Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн аль–Мугира ибн аль–Бердизба аль–Бухари аль–Джуфи. Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил аль–Бухари рано потерял отца и в его становлении большую роль сыграла его мать. С 10 лет он проявил интерес к хадисам и начал заучивать их наизусть. Количество хадисов, которые он запомнил наизусть, превысило 70 тыс. Первоначально Мухаммад изучал хадисы у таких людей, как Мухаммад ибн Салам, аль–Мусниди и Мухаммад ибн Йусуф аль–Байкенди. Затем он, в сопровождении своей матери, выехал в основные культурные центры мусульманского мира и обучался у Макки ибн Ибрахима в Балхе, Аффана в Багдаде, Абу Асима и аль–Ансари в Басре, Убайдуллы ибн Мусы в Куфе, Ибн аль–Мугиры и аль–Фарьяби в Дамаске и т.д. Всего же он собрал различные хадисы у 1080 человек. Еще при жизни, Бухари стал признанным мухаддисом и у него брали хадисы многие известные люди. Среди них были Муслим, Тирмизи, Ибн Хузайма. В то же время, Бухари не ограничился только передачей хадисов, а разработал методику их отбора и классификации. Эту работу он сделал первым. После него остальные мухаддисы использовали разработанную им методологию. Одновременно с наукой о хадисах, Бухари прославился и как талантливый правовед. Самым известным произведением Бухари является его сборник хадисов «Джами ас–Сахих». Полное название этой книги–«Аль–Джами ас–Сахих аль–Муснад мин Хадиси Расулюллах Саллаллаху Алейхи ва Саллям ва Сунанихи ва Аййамихи». В «Джами ас–Сахихе» он отобрал наиболее достоверные хадисы в соответствии с требованиями, которые он выдвигал относительно каждого хадиса. Сообщается, что он провел эту работу за 16 лет, внимательно изучив около 600 000 хадисов. Лишь малая их часть отвечала требованиям его методологии. Поэтому в его книге содержится только 7397 хадисов. До Бухари было принято считать, что всем передатчикам того или иного хадиса необходимо было быть справедливыми, правдивыми людьми. Однако Бухари не ограничился только этими критериями отбора хадисов. Он считал необходимым удостовериться в том, что человек, который передал хадис от своего предшественника, действительно лично встречался с ним. Причем эта встреча должна быть известна и более широкому кругу людей, которые могли бы подтвердить этот факт. Если факт такой встречи не подтверждался, то этот хадис не мог претендовать на степень достоверного, так как цепочка его передатчиков оказывалась разорванной. Таким образом, для выявления достоверности того или иного хадиса, в методологии Бухари, решающее значение играла безупречная цепочка передатчиков, а также их моральные качества. Обо всех передатчиках хадисов должно быть точно известно их происхождение, место рождения и проживания, их учителя, даты рождения и смерти. Все хадисы «Джами ас–Сахиха» собраны в отдельные книги и главы в соответствии с их тематикой. Тематика же была основана на правовых вопросах. Таким образом, Бухари составил свой сборник не только как собрание хадисов, но и как правовой сборник, по которому было удобно выносить фетвы. По причине этого некоторые хадисы там повторяются в соответствии с тематикой той или иной главы. Дело в том, что в одних и тех же хадисах, может присутствовать тематика различных правовых вопросов, которые Бухари выделил в отдельные главы. Таких повторяющихся хадисов в сборнике 2762. Всего же в «Джами ас–Сахихе» 97 книг и 3730 глав. Несмотря на критику его метода со стороны некоторых мусульманских теоретиков, сборник Бухари стал одним из самых выдающихся и признанных источников правоверного суннитского хадисоведения и права. «Джами ас–Сахих» является одной из самых авторитетных книг суннитского Ислама и входит в Кутуб ас–Ситту. Существует несколько известных на сегодняшний день древних списков «Джами ас–Сахиха», между которыми имеются незначительные расхождения.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007