[1866, Новочеркасск (в нек-рых источ. Ростов-н/Д) — июнь 1918, Петроград] — арт. оперы (бас-кантанте), режиссер и педагог. Род. в семье слесаря. Пению обучался в 1891 — 96 в Петерб. конс. (кл. С. Габеля). На оперной сцене дебютировал в 1896 в партии Гремина (Харьков. опера, антр. А. Церетели). В 1897—1918 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Мефистофеля — "Фауст" и Фарлафа). Гастролировал в Одессе (Город. т-р, с труппой Н. Фигнера, 1900), Пензе, Симбирске, Самаре, Саратове, Астрахани (с той же труппой, 1900), Москве (на сцене Большого т-ра, 1902 и в 1903/04 в 8 партиях), Риге (1903), Баку (антр. Н. Фигнера, 1904), Тифлисе (1905), Харькове, Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне, Ростове-н/Д, Полтаве, Екатеринославе, Таганроге, Кисловодске. Обладал голосом широкого диапазона. Был исп. рационального склада. Репертуар включал 43 партии.
1-й исп. партий: в Мариинском т-ре — Пушкары ("Наль и Дамаянти"), Фадладина ("Фераморс"), Шонара ("Богема"), Сторожа ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); на рус. сцене — Калпурния ("Нерон"), Бенеша ("Далибор"), Хундинга ("Валькирия").Лучшие партии: Фарлаф, Добрыня Никитич ("Добрыня Никитич"), Гудал и Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Мефистофель ("Фауст"). Один из критиков тех лет писал: "Особенно запоминался его Мефистофель, трактованный, правда, в старинном салонном стиле, без шаляпинского демонизма, но все же очень яркий и сценически цельный"*.
Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Скула, Элиаким, Хармий, Казенбек, Граф Савуази (один из первых исп. на сцене Мариинского т-ра; чередовался с К. Серебряковым), Голова ("Черевички"), Орлик. Гремим; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Фальстаф ("Виндзорские кумушки"), Мефистофель ("Мефистофель"), Каспар, Сен-Бри, Рамфис, Спарафучиле, Эскамилио, Лорд Кокбург, Цунига, Марсель ("Гугеноты"). Пapтнеpы: А. М. Давыдов, В. Касторский, В. Куза, Е. Мравина, Л. Собинов, И. Тартаков, М. и Н. Фигнеры, М. Черкасская, Ф. Шаляпин. Пел п/у Ф. Блуменфельда, Б. Зейдлера-Винклера, Э. Крушевского, Э. Направника, Д. Похитонова, Н. Черепнииа. Б. являлся продолжателем сцен. традиций Ф. Стравинского. Среди его учеников — И. Стешенко.
Записывался на грампластинки (ок. 70 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901, 1903—05; "Бека", 1907; "Пате", 1912); Нек-рые архив. записи — в ГЦММК и ЦГАЗ СССР.
Лит.: Словарь сценических деятелей. — СПб., 1899. Вып. 2. С. 33; Д. И. Бухтояров. (Некролог) // Рампа и жизнь. 1918. № 31—33*.