БУЛЫЧЕВ Вячеслав Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Булычев, Вячеслав Александрович

(род. 1872) — музыкальный деятель. В 1907, вместе с С. Танеевым, Э. Розеновым и М. Ивановым-Борецким, основал Об-во музыкально-теоретической библиотеки; этому Обществу удалось собрать обширнейшую в России специальную библиотеку общественного пользования, находящуюся с 1924 в ведении Московской государственной консерватории.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БУЛЫЧЕВ Вячеслав Александрович
1872–1959) — хоровой дирижер, педагог, организатор и руководитель любительских хоров. Родился в семье нижегородского купца. Учился на юридическом факультете Московского университета. Одновременно был вольнослушателем Московской консерватории. Занимался по контрапункту у С.И. Танеева, с которым сохранил дружеские отношения. Деятельность хормейстера начал в стенах Московского университета как помощник регента студенческого хора. В 1901 г. Б. создал любительский хор «Симфоническая капелла» (по его мнению, звуковые комбинации хоровой партитуры подобны инструментальной или органной оркестровке, отсюда — название хора). Основой репертуара были произведения итальянских и франко-фламандских полифонистов XV–XVI вв., а также произведения Баха, Генделя, мессы Моцарта и Бетховена, оратории Мендельсона и Шумана. Творческие успехи капеллы основывались на тщательной подготовительной работе с хористами, которых обучали пению, музыкально-теоретическим дисциплинам, игре на фортепиано, иностранным языкам. К преподаванию и консультациям были привлечены такие крупные музыканты, как А. Метнер, М. Иванов-Борецкий, Р. Глиэр, С. Танеев. Другой коллектив, которым руководил в течение 1904–1913 гг. Б., — хор Пречистенских рабочих курсов — представляет значительное явление любительского хорового творчества. «С появлением на курсах такого известного в Москве музыкально-хорового руководителя, как Б., любительский характер кружка исчез. В результате длительной работы из него выросла настоящая капелла. Богатство молодых, свежих голосов и серьезная работа дали возможность хору публично выступать с таким ответственным репертуаром, как классическая оратория Гайдна «Времена года» (3, 38). Танеев посвятил хору свой цикл из 12 хоров a cappella на стихи Я. Полонского. В 1918 г. Б. переехал в Молдавию. В 1919 г. возвратился к своему любимому делу и создал любительский хор, вновь назвав его «Симфонической капеллой». Этот коллектив выступал с классическим полифоническим репертуаром в 1920–30-х гг. Параллельно Б. занимался лекторской деятельностью и преподавал в Кишиневской консерватории. Б. создал несколько трудов, в которых изложил свои взгляды на хоровое воспитание. Последние годы жизни провел в Бухаресте. (М. К.) Соч.: Музыка строгого стиля классического периода как предмет деятельности Московской симфонической капеллы. М., 1909; Хоровое пение как искусство. Вып. 1, 2. М., 1910. Лит.: 1. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963. С. 80–86; 2. Рукописный отдел Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. Глинки, фонд № 46; 3. Чемоданов Е.М. За 20 лет // Пречистенские рабочие курсы. М., 1948; 4. Ильин В.П. Искусство миллионов. Л., 1967.В

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010