нагрудник со специальным механизмом, отстреливающим вверх тарч при удачном ударе копьем. Является элементом европейского турнирного доспеха.
Бунд
Бунд
Источник: Словарь холодного оружия и доспехов
БУНД
Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России», рабочая национальная партия, основанная в Вильно в 1897 г. В 1898-1903, а также с 1906 г. автономная организация в РСДРП. В 1912 г. как оппортунисты Б. исключены из РСДРП на 6-й (Пражской) партконференции. В I мировую войну стоял на позициях «социал-шовинизма». После Октябрьской революции руководство примкнуло к противникам большевиков. В 1920 г. отказался от борьбы с Советской властью, а еще через год самоликвидировался.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
БУНД
на идише Bund - союз) (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), политическая партия, объединяла еврейских рабочих и ремесленников западных областей Российской империи; основана в 1897 в Вильно (Вильнюс). Лидеры: Р. А. Абрамович, И. Л. Айзенштадт, А. И. Кремер и др. В 1898-1903 и с 1906 автономная организация в составе РСДРП, стояла на позициях меньшевизма. После октября 1917 произошел раскол: часть членов Б. выступила против советской власти, часть вошла в РКП(б). В 1921 Б. в РСФСР самоликвидировался, в Польше действовал до конца 1930-х гг.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
БУНД
Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России — основан в 1897 г. как социал-демократическая рабочая организация. В период Первой мировой войны 1914—1918 гг. поддерживал войну с Германией и ее союзниками. После Февральской революции 1917 г. стал частью партии меньшевиков, некоторые лидеры Бунда вошли в ее руководящие органы. После Октябрьской революции 1917 г. потребовал создания коалиционного правительства из представителей социал-демократических партий. В декабре 1917 г. VIII съезд Бунда выработал программу борьбы против большевиков. Идейные разногласия привели к расколу союза и его самоликвидации в 1921 г.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
БУНД
«Всеобщий союз еврейских рабочих в Литве, Польше и России» – еврейская социалистическая партия в России, позже в Польше и США. Основана на нелегальном съезде в Вильне в октябре 1897 года.
Бунд входил в состав социал-демократической рабочей партии (РСДРП); на 1-м (учредительном) съезде РСДРП в Минске в 1898 году трое из девяти делегатов были бундовцы. Однако представители Бунда неоднократно спорили с руководством РСДРП по вопросу о еврейской культурно-национальной автономии. Бунд требовал, чтобы РСДРП признала его единственным представителем еврейских трудящихся по национальному признаку, так как, в отличие от других народов Российской империи, евреи не были сконцентрированы на особой территории, где бы они являлись национальным большинством. Организации же РСДРП были построены по территориальному признаку и объединяли всех членов партии, проживавших в данном районе, независимо от национальной принадлежности. Ленин и другие вожди РСДРП вели идеологическую борьбу против позиции Бунда.
Бунд, наряду с марксистской идеологией РСДРП, проповедовал некоторые особые принципы, например, приоритет идиш как языка еврейских трудящихся масс и культурно-национальной автономии. При этом Бунд выступал против сионизма.
Бунд выдвигал принцип разрешения еврейского вопроса на местах, в странах, где жили евреи. Бунд не рассматривал всех евреев в мире как единый еврейский народ и поэтому отвергал глобальную еврейскую политику, ограничивая свои цели достижением гражданских прав и культурной автономии для российского еврейства.
Верховным органом Бунда были периодически созываемые съезды, которые избирали Центральный комитет, являвшийся политическим и административным руководством. «Заграничный комитет», образованный в декабре 1898 года студентами и рабочими, эмигрировавшими из России, служил представителем Бунда в международном социалистическом рабочем движении. Он собирал денежные средства, издавал и распространял литературу.
Его влияние росло в средних слоях в провинциальных городах Польши и юга России. Бунд был одним из инициаторов, а в некоторых местах и главным организатором самообороны во время погромов в России.
Ряды Бунда значительно поредели в результате массовой эмиграции евреев из России. В период реакции после первой русской революции полулегальная деятельность Бунда сосредоточилась на культурных мероприятиях: организации литературных и музыкально-драматических кружков, вечерних курсов и т. и.
К концу 1917 года Бунд насчитывал около 40 тысяч членов в 400 организациях. На политической арене лидеры Бунда защищали платформы правых и левых меньшевиков. Одновременно Бунд выдвинул требование образования еврейской национально-культурной автономии. На Украине Бунд был сторонником образования автономной Украины как части федеративной России. В мае 1919 года он присоединился к Объединенной еврейской социалистической рабочей партии («Фарейникте»), после чего был образован Коммунистический союз («Комфарбанд»), который в августе объединился с коммунистической партией Украины. После установления советской власти руководство Бунда в России раскололось на «правых» и «левых». Значительная часть представителей правого крыла эмигрировала, а «левые» ликвидировали Бунд в 1921 году и частично вступили в РКП(б). Впоследствии большинство из них были репрессированы.
Бунд входил в состав социал-демократической рабочей партии (РСДРП); на 1-м (учредительном) съезде РСДРП в Минске в 1898 году трое из девяти делегатов были бундовцы. Однако представители Бунда неоднократно спорили с руководством РСДРП по вопросу о еврейской культурно-национальной автономии. Бунд требовал, чтобы РСДРП признала его единственным представителем еврейских трудящихся по национальному признаку, так как, в отличие от других народов Российской империи, евреи не были сконцентрированы на особой территории, где бы они являлись национальным большинством. Организации же РСДРП были построены по территориальному признаку и объединяли всех членов партии, проживавших в данном районе, независимо от национальной принадлежности. Ленин и другие вожди РСДРП вели идеологическую борьбу против позиции Бунда.
Бунд, наряду с марксистской идеологией РСДРП, проповедовал некоторые особые принципы, например, приоритет идиш как языка еврейских трудящихся масс и культурно-национальной автономии. При этом Бунд выступал против сионизма.
Бунд выдвигал принцип разрешения еврейского вопроса на местах, в странах, где жили евреи. Бунд не рассматривал всех евреев в мире как единый еврейский народ и поэтому отвергал глобальную еврейскую политику, ограничивая свои цели достижением гражданских прав и культурной автономии для российского еврейства.
Верховным органом Бунда были периодически созываемые съезды, которые избирали Центральный комитет, являвшийся политическим и административным руководством. «Заграничный комитет», образованный в декабре 1898 года студентами и рабочими, эмигрировавшими из России, служил представителем Бунда в международном социалистическом рабочем движении. Он собирал денежные средства, издавал и распространял литературу.
Его влияние росло в средних слоях в провинциальных городах Польши и юга России. Бунд был одним из инициаторов, а в некоторых местах и главным организатором самообороны во время погромов в России.
Ряды Бунда значительно поредели в результате массовой эмиграции евреев из России. В период реакции после первой русской революции полулегальная деятельность Бунда сосредоточилась на культурных мероприятиях: организации литературных и музыкально-драматических кружков, вечерних курсов и т. и.
К концу 1917 года Бунд насчитывал около 40 тысяч членов в 400 организациях. На политической арене лидеры Бунда защищали платформы правых и левых меньшевиков. Одновременно Бунд выдвинул требование образования еврейской национально-культурной автономии. На Украине Бунд был сторонником образования автономной Украины как части федеративной России. В мае 1919 года он присоединился к Объединенной еврейской социалистической рабочей партии («Фарейникте»), после чего был образован Коммунистический союз («Комфарбанд»), который в августе объединился с коммунистической партией Украины. После установления советской власти руководство Бунда в России раскололось на «правых» и «левых». Значительная часть представителей правого крыла эмигрировала, а «левые» ликвидировали Бунд в 1921 году и частично вступили в РКП(б). Впоследствии большинство из них были репрессированы.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
БУНД
от евр. Bund - союз) - мелкобурж. националист. орг-ция, объединявшая гл. обр. полупролетарские слои евр. ремесленников зап. областей России. Именовался "Всеобщим еврейским рабочим союзом в Литве, Польше и России". Возник в сент. 1897 на учредит. съезде евр. с.-д. групп в Вильно. Центр. органами Б. были "Арбетер Штиме" ("Голос рабочего" - изд. нелегально в России) и "Идишер Арбетер" ("Евр. рабочий" - изд. в Женеве заграничным к-том Б.). С 1901 Б. издавал за границей информац. листок "Последние известия" (до янв. 1906 вышло 256 номеров). С самого своего зарождения Б. являлся носителем национализма и сепаратизма в рабочем движении России. В важнейших вопросах с.-д. движения Б. занимал оппортунистич. позиции, поддерживал "экономистов", меньшевиков, ликвидаторов, вел борьбу против большевиков и большевизма. В 1898 на I съезде РСДРП Б. вошел в состав РСДРП как автономная орг-ция, самостоятельная лишь в вопросах, касающихся специально евр. пролетариата. IV съезд Б. (апр. 1901) потребовал перестроить РСДРП на началах федерации. Оппортунистич. позиция и националистич. тенденции Б., подверглись резкой критике со стороны В. И. Ленина и редакции "Искры" (NoNo 7 и 8). На Втором съезде РСДРП (1903) бундовцы отстаивали требование федеративного принципа построения партии, т. е. разделения партии по нац. признаку. Б. требовал признания его единств. представителем евр. рабочих в РСДРП. Когда притязания Б. были отклонены, он вышел из РСДРП. Противопоставляя интересы евреев интересам трудящихся др. национальностей, Б. принес огромный вред рабочему движению. В. И. Ленин в статье "Нужна ли "самостоят. политич. партия" евр. пролетариату" (1903) решительно разоблачал вред национализма, проповедуемого Б. После II съезда РСДРП бундовцы, борясь против революц. социал-демократии России и Польши, сомкнулись с сионистским течением Поалей-Цион (рабочий сионизм). Под влиянием общего революц. подъема на IV Объединит. съезде РСДРП (1906) Б. снова вошел в РСДРП, но по всем вопросам занимал меньшевистские позиции и не выполнил решения съезда об объединении социал-демократов на местах в единых с.-д. орг-циях. Программному требованию большевиков о праве наций на самоопределение Б. противопоставил (на VI съезде Б. в 1905) требование "культурно-национальной автономии", чем способствовал разобщению сил пролетариата. В годы столыпинской реакции занимал ликвидаторскую позицию. Лидеры Б. поддерживали меньшевиков-ликвидаторов и содействовали Л. Троцкому в образовании антиленинского августовского антипартийного блока. Ликвидаторский ЦК Бунда (М. Либер, Р. Абрамович) вступил в открытую связь с реакц. евр. националистами. VI ("Пражская") Всеросс. конференция РСДРП (1912) исключила бундовцев в числе др. оппортунистов из партии. Во время 1-й мировой войны Б. занимал социал-шовинистич. позицию. После Февр. революции 1917 бундовцы примкнули к меньшевикам, поддерживали контр- революционное Врем. пр-во и боролись против большевистской линии на переход к социалистич. революции. В период Окт. революции бундовцы выступили с требованием создания коалиц. пр-ва, а в дек. 1917 на своем 8-м съезде выработали тактику борьбы против Сов. республики. Лидеры Бунда (Р. Абрамович, Айзенштадт), эмигрировав за границу, вели антисов. работу, вместе с меньшевиками выпускали контрреволюц. журн. "Социалистич. вестник". Вместе с тем среди рядовых членов Б. наметился перелом в пользу сотрудничества с Сов. властью. В кон. 1918 в Б. возникли лев. группы. Это привело к расколу и затем к самоликвидации Б. В 1920 на своей 12-й конференции бундовцы признали необходимым отказаться от оппозиц. тактики по отношению к Сов. власти. В марте 1921 на 13-й конференции в Минске бундовцы, вопреки позиции правого крыла, приняли решение об офиц. вхождении в РКП(б). Часть бундовцев действовала за границей в составе различных антисов. орг-ций. Лит.: См. Справочный том к 4 изд. Соч. В. И. Ленина, ч. 1, с. 55-56; КПСС в резолюциях..., ч. 1, 7 изд., с. 47, 58, 113, 119, 132, 134, 270; Плеханов Г. В., Ответ нашим непоследовательным сионистам, Соч., т. 13, М.-Л., 1926; Второй съезд РСДРП. Протоколы, М., 1959. С. В. Шепров. Москва.