Бурдин, Федор Алексеевич - известный актер (1826 - 87), сын московского мещанина из дворовых помещика Безобразова, в 1841 г. поступил в московскую труппу суфлером. В 1843 г. Бурдин был уволен для усовершенствования таланта в провинциальные театры, а в 1846 - 47 годах прикомандирован к тифлисскому театру, откуда в 1847 г. перевелся в Петербург, где пользовался закулисным влиянием. Дарование его, особенно комизм, почти не признавалось серьезной критикой; все неудачное у других артистов А. Григорьев называл ""бурдинизмом"". Получив 100 тысяч рублей в наследство после смерти откупщика Г-ва, Бурдин завел знакомство в высшем кругу и завязал дружбу с всесильным управляющим петербургскими театрами, П.С. Федоровым . Играя сперва в водевилях, Бурдин был зачислен в 1858 г. в первый разряд артистов и тогда же вошел в жихаревский комитет для рассмотрения новых пьес. Уменье ладить с людьми подружило Бурдина с А.Н. Островским , который отдавал ему все свои новые пьесы для бенефиса и - не без некоторой борьбы - те роли в них, которые Бурдин сам для себя выбирал в ущерб драматургу; Бурдин не прочь был и критиковать произведения своего знаменитого друга. Он тяготел к амплуа комика-резонера, переиграл множество выигрышных ролей - и ни одной ярко, хотя все добросовестно. В 1883 г. состоялся наградной бенефис, после которого Бурдин уволен в отставку. Бурдин написал ""Азбуку драматического искусства"", ""Воспоминания о своей драматической карьере"" и издал 4 тома переведенных им песен, из которых одни имели в свое время успех, а другие (напр., ""Воровка детей"") ставятся и теперь еще; содействовал также организации общества русских драматических писателей. - Ср. ""Исторический Вестник"", 1893, т. LIV; ""Артист"", 1892, № 19. Пав. Рос-в.
Бурдин Федор Алексеевич
— артист Императорских театров и писатель; род. в Москве 11 апреля 1827 г., ум. там же 24 февраля 1887 г. Бурдин воспитывался в одной из московских гимназий. Рано полюбив театр, он не раз убегал из класса к известному артисту П. М. Садовскому, который советовал ему посвятить себя исключительно искусству. Скоро Бурдин оставил гимназию и четырнадцати лет от роду поступил суфлером в Малый театр. Через два года, 6 января 1841 г., он с успехом дебютировал, после чего остался на московской сцене, выступая во второстепенных бытовых и комических ролях, главным образом, в небольших комедиях и водевилях. Впоследствии Бурдин перешел на первые роли, преимущественно в комедиях Островского. В 1847 г. Бурдин перевелся на петербургскую сцену, где и оставался до 1883 г. Из Петербурга Бурдин предпринимал с успехом гастрольные путешествия почти по всем главным провинциальным городам России. Особенно удавались Бурдину типы купцов в комедиях Островского. Лучшими из ролей его обширного репертуара были: Краснова ("Грех да беда"), Бруснова ("Тяжелые дни"), Большова ("Свои люди — сочтемся"), Хрюкова ("Шутники"), Бородкина ("Не в свои сани не садись"), Любима Торцова ("Бедность не порок"), Шелемишева, ("Общее благо"), Ильюши ("Не в деньгах счастье") и др. Умный, начитанный, беззаветно любящий свое искусство, Бурдин, не обладал ярким талантом, был одним из полезнейших деятелей Императорской сцены, на которой прослужил более сорока лет. Среди товарищей по сцене Бурдин имел значительное влияние. До конца жизни он пользовался дружбою А. Н. Островского. Последний отдавал Бурдину свои пьесы для бенефисов, поручая ему главные роли, читал в его доме свои новые пьесы перед постановкой их на сцену. Одно время Островский, ценя опытность Бурдина и знание им сцены прочил его в инспектора театрального училища, но смерть помешала осуществить это намерение. В последние годы своей жизни Бурдин стал часто болеть и ездил в Италию лечиться. На его здоровье сильно повлияла смерть его друга — Островского. Похоронен Бурдин на Ваганьковском кладбище. Что касается литературной деятельности Бурдина, то наибольшая часть его произведений — театральные пьесы, переведенные или переделанные с французского. К ним относится, прежде всего, ряд водевилей, комедий и тому под.: "Других спасай, а сам хоть в петлю полезай" ("Un vilain-monsieur"), шутка-водевиль (Москва, 1850); "Орест и Пилад на чердаке, или Кинь им только кость — так что твои собаки", водевиль (Москва, 1850); "Служанка-госпожа" ("Edhard et sa bonne"), перев. с франц. (СПб. 1875); "Торговый дом Шнапс, Клакс и К°", комедия-шутка в 3 действиях (СПб., 1876); "Шестнадцатилетняя кокетка, или Тысяча первый урок мужьям" ("La petite cousine"), комедия-водевиль (СПб. 1876); "Дурочка", комедия в 1 действии (Москва, 1878); "Поветрие", шутка в 1 действии из современных нравов (написана вместе с Н. Д. Павловым; Москва, 1883); "Добрая фея, или Да здравствуют кредиторы", шутка в 1 действии (написана также вместе с Н. Д. Павловым); "Обед на именинах", водевиль в 1 действии; "Чортова волынка", водевиль в 2 действиях, перев. с франц. Затем следует ряд драм: "Воровка детей", драма в 5 действиях, перев. с франц. (СПб., 1873); "Последние дни Генриха IV и молодость Людовика XIII", драма в 5 д. и 10 карт., перев. с франц. (СПб., 1874); "Брошенный ребенок", драма в 4 д., перев. с франц. (переведена вместе с В. Родиславским; СПб., 1875); "Роковая случайность", драма в 5 д., перев. с франц. (Москва, 1880); "Столетний дед", драма в 5 д., перев. с франц.; "Убийцы и сообщники", историческая драма в 5 д. и 10 карт., перев. с франц. В 1876 г. Бурдин издал в Петербурге "Сборник театральных пьес, переведенных с французского" (2 тома), в который, кроме многих из перечисленных выше пьес, вошли: "Было или не было? Во сне или наяву?", шутка-водевиль; "Доктор по случаю", ком. в 1 д.; "Ослицыно молоко, или Вот иногда чем потчуют влюбленных" ("Le lait d´ânesse"), водевиль; "Свирепый американец и его соперники", водевиль; "Услугу окажи, да после и тужи!" ("Portes et placards"), комедия-водевиль; "Моряк Пьер, или Возвращение из плена", комедия-водевиль; "Бабушка", драма в 6 д.; "Железная маска", драма в 5 д., "Ограбленная почта", драма в 5 д.; "Парижский ветошник", драма в 5 д. и "Цыганская жизнь", драма в 5 д. Кроме того, Бурдин издал книгу: "Краткая азбука драматического искусства. Практические советы молодым людям, посвящающим себя сценической деятельности", Москва, 1886. Наконец, Бурдину принадлежат следующие воспоминания: "Воспоминания артиста об Императоре Николае Павловиче" ("Исторический Вестник", 1886 г., кн. 1), "Из воспоминаний об А. И. Островском" ("Вестник Европы", 1886 г., кн. 12) и "Воспоминания о первом представлении "Свадьбы Кречинского" ("Исторический Вестник", 1891 г., кн. 5).
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Ф. В., "Характеристика современных артистов СПб. театров" ("Театральный и Музыкальный Вестник", 1859 г., № 20). — "Ф. А. Б." ("Всемирная Иллюстрация", 1872 г., № 165). — "Новое Время", 1873 г., № 25 (о бенефисах Бурдина). — "Главные артисты и артистки петербургской русской драматической труппы" ("Всемирная Иллюстрация", 1875 г., № 356). — "СПб. Ведомости", 1875 г., №№ 321 и 322 (о бенефисе Бурдина). — "Новое Время", 1882 г., № 2329. — "Всемирная Иллюстрация", 1883 г., № 732. — "Исторический Вестник", 1887 г., № 4, стр. 236. — "Всемирная Иллюстрация", 1887 г., № 954. — "Московский Листок", 1887 г., № 57. — "Русская Старина", 1888 г., № 4. — Заметка А. Ум. в словаре Брокгауза и Ефрона. — Словарь Березина. — Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", вып. VII и VIII. — Г. М. Максимов, "Свет и тени петербургской драматической труппы", гл. I, стр. 5, гл. II, стр. 8. — С. А. Венгеров, "Русские книги", т. III, СПб., 1898. — В. Михневич, "Наши знакомые", СПб., 1884. — С. А. Венгеров, "Источники словаря русских писателей", т. I, СПб., 1900. — А. И. Вольф, "Хроника петербургских театров", СПб., 1884, части І и II. — Воспоминания актера Алексеева, изд. Куманина. — В. М. Сикевич, "Былые встречи" ("Исторический Вестник", 1893 г., № 5, стр. 383—387). — "Из воспоминаний А. А. Нильского" ("Исторический Вестник", 1893, № 10 и 11).
В. Г.
{Половцов}
Бурдин, Федор Алексеевич
— артист Императорских театров и писатель; род. в 1825 году; воспитывался в одной из московских гимназий и свою артистическую деятельность начал в провинции в 1841 г.; затем играл на московских сценах и в 1847 г. прибыл в СПб. На Александринскую сцену принят только в 1851 г. Исполненная в 1853 роль Бородкина ("Не в свои сани не садись", комедия Островского) окончательно упрочила за ним репутацию солидного артиста. Исполняя в начале своего артистического поприща комические и бытовые роли в водевилях и комедиях, Б. впоследствии перешел на главные роли, преимущественно репертуара комедий А. Н. Островского, дружбой которого пользовался до конца жизни. † 24 февраля 1887 г. Лучшими его ролями были, бесспорно, мастерские типы купцов в комедиях Островского. В его большом репертуаре особенно выдавались роли: Краснова ("Грех да Беда"), Хрюкова ("Шутники"), Бруснова ("Тяжелые дни"), Большова ("Свои люди сочтемся"), Бородкина ("Не в свои сани не садись"), Любима Торцова ("Бедность не порок"), Шелемишева ("Общее благо"), Ильюшин ("Не в деньгах счастье") и много др.
Свои досуги Ф. А. Бурдин посвящал и литературе. Так, он издал 4-е тома переводных пьес, под заглавием: "Сборник театральных пьес"; написал руководство для молодых актеров — "Краткая азбука драматического искусства" (Москва, 1886). Его "Воспоминания" частью напечатаны в "Историческом Вестнике" (1886, № 1) и в "Вестнике Европы".
А. Ум.
{Брокгауз}
Бурдин, Федор Алексеевич
акт. драматической труппы; род. 1825 г., † 1887 г., на 24 февраля.
{Половцов}