Буренин, Виктор Петрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Буренин, Виктор Петрович
род. в 1841 г.) - с 1876 г. член редакции и фельетонист "Нового Времени", литературный критик. В своих статьях ожесточенно травил писателей прогрессивного лагеря, не брезгая при этом самой низкой и бессовестной клеветой.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Буренин Виктор Петрович

Буренин, Виктор Петрович - известный критик, поэт и драматург, сын архитектора; родился в 1841 г.; учился в московском дворцовом архитектурном училище. Первыми печатными произведениями его были юмористические куплеты: ""Шабаш на Лысой горе, или Журналистика в 1862 г."" (в ""Искре"" 1862 г.) и ""Драматические сцены"" по поводу выхода ""Современника"" (в ""Современнике"" 1863 г., кн. 4), за подписью ""Владимир Монументов"". На страницах ""Искры"" 1863 - 66 годов появился ряд юмористических стихотворений Буренина. В 1863 г. в журнале ""Зритель"" Буренин поместил ряд стихотворений оригинальных и переводных, а также юмористических очерков в стихах и прозе под разными псевдонимами. В 1863 г. Буренин переселился в Санкт-Петербург, где в первые годы не покидал своей профессии архитектора, состоя помощником архитектора по клинике баронета Виллие . В это время появляются его переводы стихотворений Барбье, Томаса Гуда, Виктора Гюго, Гейне, Байрона, Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи, Гуцкова, Кальдерона, Леопарди, Ариосто и др. Некоторые из них были напечатаны в ""Библиотеке для чтения"" Боборыкина , в ""Русском Слове"" Благосветлова и в ""Вестнике Европы"" (с 1868 г.), ""Беседе"", ""Деле""; писал также в ""Неделе"" (под псевдонимом ""Благонамеренного гражданина""), в ""Отечественных Записках"" редакции Некрасова ; здесь в числе различных пьес Буренина, переводных и оригинальных, был напечатан ряд юмористических его стихотворений-пародий под общим заглавием ""Военно-поэтические отголоски"" (1871, кн. 1 и 3). Эти стихотворения подписаны псевдонимом ""Выборгский пустынник"" так же, как и ""Песнь о Педефиле и Педемахе"" (вышучивание Каткова и Леонтьева ), напечатанные в том же журнале (1871, кн. 6). Начиная с 1865 г., Буренин отдался преимущественно газетной деятельности, работая в качестве одного из постоянных сотрудников ""Санкт-петербургских Ведомостей"" редакции В.Ф. Корша , где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его обзоры ""Журналистики"" и критические фельетоны, подписанные буквою Z. Под псевдонимом ""Маститого Беллетриста"" он печатал там же свои рассказы и повести. Наравне с А.С. Сувориным Буренин был один из видных застрельщиков воинствующего либерализма. Его язвительные насмешки над консервативными писателями ""Русского Вестника"" так ожесточили последних, что по проискам их у Корша в 1874 г. была отнята газета. Но вскоре деятельность Буренина изменяется до неузнаваемости. Он становится членом редакции газеты ""Новое Время"" и одним из главных застрельщиков реакции 1880-х годов. Еженедельно появлялись его ""Критические очерки"" и время от времени пародии и памфлеты в стихах под псевдонимом ""Граф Алексис Жасминов"". Отдельные сборники сочинений Буренина: ""Очерки и пародии"" (СПб., 1874); ""Былое"", стихотворения (СПб., 1880); ""Стрелы"", стихотворения (СПб., 1880; 2-е изд., СПб., 1889); ""Песни и шаржи"", новые стихотворения (СПб., 1886); I - ""Мертвая нога"" (таинственный процесс) и II - ""Роман в Кисловодске"" (3-е изд., СПб., 1889 - две повести); ""Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и пр."" (СПб., 1879); ""Критические очерки и памфлеты"" (СПб., 1884); ""Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд"" (СПб., 1884); ""Критические этюды"" (СПб., 1888); ""Хвост"" (собрание пародий, 1891; 3-е изд., 1893); ""Пипа и Пуся"", юмористические рассказы"" (СПб., 1894); ""Голубые звуки и белые поэмы"" (1895). Буренин написал либретто к опере Ц. Кюи ""Анджело"" (СПб., 1875) и драматические произведения: ""Медея"" (СПб., 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным); ""Мессалина"" (1885); ""Смерть Агриппины"" (СПб., 1886); ""Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне"" (М., 1890); ""Пленник Византии"" (драма, 1893); ""Диана Форнари"" (драма, 1894); ""Все хорошо, что хорошо кончилось"" (комедия, 1893); ""Матрона Эфесская"" (оперетта, музыка Иванова ); ""Ожерелье Афродиты"" (драма, 1896); ""Потонувший колокол"" (перевод сказки-драмы Г. Гауптмана, 1897); ""Сердце принцессы Озры"" (1898); ""Забава Путятишна"" (текст к опере, музыка М. Иванова, 1897); ""Не знаешь, где найдешь"" (комедия, перевод); ""Женщина с кинжалом""; ""Нерон"" (трагедия, перевод); ""Императрица Византии"" (драма) и др. Часть драматических произведений вошла в сборник ""Театр"" (т. I-II). Буренин, как лирик, превосходно владеет стихом; очень удачны его переводы иностранных поэтов; в оригинальных серьезных стихотворениях раннего периода чувствуется поэтическая жилка. Часто блестяще остроумны, при всей своей грубости, пародии и шаржи Буренина. Как критик он лишен определенных критериев, вялый в тех чрезвычайно редких случаях, когда хвалит, ярок только в своих отрицательных оценках. Все литературное движение последних 40 лет находило в нем ожесточеннейшего противника. Но литературная физиономия Буренина определяется не столько этим враждебным отношением, сколько теми приемами, к которым прибегал критик в своих выпадах. В академических выражениях эти приемы не могут быть охарактеризованы. Все то, что неразрывно связано с представлением о ""Новом Времени"", в лице Буренина получило свое наиболее яркое выражение.

Источник: Биографический словарь. 2008

Буренин, Виктор Петрович

Буренин Виктор Петрович


— поэт и журналист, сын художника; родился в 1841 году в Москве; учился в московском дворцовом архитектурном училище, но, не чувствуя склонности к этой специальности, посвятил себя литературе. Первыми печатными произведениями его были юмористические куплеты: "Шабаш на Лысой горе, или журналистика в 1862 г." (в "Искре" 1862 г., № 46) и "Драматические сцены" по поводу выхода "Современника" (в "Современнике" 1863 г., кн. 4), за подписью "Владимир Монументов". Затем на страницах "Искры" в 1863—66 гг. появился целый ряд юмористических стихотворений Б., подписанных тем же псевдонимом. Рядом с этими юмористическими стихотворениями, на страницах тех же двух журналов и "Библиотеки для Чтения" стали появляться и пьесы серьезного содержания. В "Вестнике Европы" Буренин поместил ряд переводов из А. де Виньи, Гюго, Байрона и др. и несколько оригинальных стихотворений — переработок былин. В то же время он сотрудничал в "Отечественных Записках" редакции Некрасова, здесь в числе различных пьес Б., переводных и оригинальных, напечатан был и целый ряд юмористических его стихотворений-пародий, под общим заглавием: "Военно-поэтические отголоски" (1871 г., кн. 1 и 3). Стихотворения эти подписаны псевдонимом: "Выборгский пустынник", равно как и "Песнь о Педефиле и Педемахе", напечатанные в том же журнале (1871 г., кн. 6). Некоторые стихотворения Б. помещены в "Беседе", "Деле" и др. журналах. Начиная с 1865 г., Б. стал преимущественно посвящать свое время газетной деятельности, работая в качестве одного из постоянных сотрудников "Санкт-петербургских Ведомостей" редакции В. Ф. Корша, где еженедельно, почти в течение 10 лет, появлялись его обзоры "Журналистики", подписанные буквою Z. С 1876 года он состоит членом редакции газеты "Новое Время" и здесь еженедельно печатает свои "Критические очерки". Кроме стихотворений и критических статей, Буренин печатал и в "Петербургских Ведомостях", и в "Новом Времени" беллетристические произведения. В отдельном издании появились следующие сборники сочинений Б.: "Очерки и пародии" (СПб., 1874); "Былое", стихотворения (СПб., 1880); "Стрелы", стихотворения (СПб., 1880; 2 изд., СПб., 1889); "Песни и шаржи", новые стихотворения (СПб., 1886); I. "Мертвая нога" (таинственный процесс) и II. "Роман в Кисловодске" (3 изд., СПб., 1889 — две повести); "Из современной жизни. Фельетонные рассказы Маститого Беллетриста и проч." (СПб., 1879); "Критические очерки и памфлеты" (СПб., 1884); "Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд" (СПб., 1884); "Критические этюды" (СПб., 1888). Б. написал еще либретто к опере Ц. Кюи "Анджело" (СПб., 1875) и драматические произведения: "Медея" (СПб. 1884, в сотрудничестве с А. Сувориным); "Смерть Агриппины" (СПб., 1886); "Комедия о княжне Забаве Путятишне и боярыне Василисе Микулишне" (М., 1890). В 1891 г. вышло 2-ое изд. его фельетонов-пародий, озаглавленных "Хвост" и раньше печатавшихся в "Новом Времени" под псевдонимом Граф Алексис Жасминов.


Брат его Константин Петрович — педагог, образование получил в петербургском университете по физико-математическому факультету; сначала был преподавателем математики в смоленской, а впоследствии — IV московской гимназии. Умер в 1882 г. Составленные Б., отчасти в сотрудничестве с A. Малининым, учебники по разным отделам физико-математических знаний, выдержали множество изданий: "Собрание арифметических задач" (18 изд.); "Руководство к арифметике" (Москва, 1888, 16 изд.); "Руководство к космографии и физической географии" (Москва, 1888, 8 изд.); "Руководство к физике и собрание физических задач" (Москва, 1887, 8 изд.); "Руководство алгебры и собрание алгебраических задач" (М., 1890, 8 изд.); "Решения арифметических задач" (М., 1887) и др.


{Брокгауз}






Буренин, Виктор Петрович


— русский поэт и журналист (род. 1841 г.); видный сотрудник "Нового времени", Б. часто в своих фельетонах грубо бранил евреев.


{Евр. энц.}





Буренин, Виктор Петрович


(1841—1926) — поэт и критик. Куплеты и шутки "Влад. Монументова" и "Выборгского пустынника" охотно печатали в 60—70-х гг. передовые журналы ("Искра", 1862, "Современник", 1863, "Отечественные записки", 1871, и др.). Читателей подкупали в Б. легкость языка, ядовитые намеки, злые остроты, а главное — явная оппозиционность. С конца 70-х годов Б. — один из столпов газеты А. С. Суворина "Новое время". С этого времени "граф Алексис Жасминов" — продажное перо, наймит правящих классов, яркий представитель реакции 80-х годов и последующей эпохи. Б. ведет злобную борьбу со всеми живыми течениями литературы и мысли, — ведет ее по-"нововременски" развязно, лживо, пересыпая статьи клеветой и доносами. Критические статьи Б. бесцветны. Для художественных работ Б. характерны отсутствие такта и меры, однообразие тем и приемов. Ремесленная ловкость во владении стихом, фабулой, интригой заменяла серьезное мастерство. Более удачны его ранние переводы (Гуд, Байрон, Барбье, Гюго и пр.). Б. написал также и перевел целый ряд пьес. Помимо массы отдельных (суворинских) изданий есть незаконченное "собрание сочинений" (5 тт., 1912—17).



Лит.: Михайловский Н. К., Сочинения, тт. V, VI и т. II "Последних сочинений", СПб, 1909—1914; Глинский В., Среди литераторов и ученых, СПб, 1914.


В. И.





Буренин, Виктор Петрович


[1841—1926] — поэт, драматург и публицист. Многолетняя литературная деятельность Б. распадается на два периода: до 70-х гг. и после. Первый период характеризуется определенным, хотя и чисто внешним либерализмом: язвительное остроумие его фельетонов было направлено против консервативной печати и ретроградных течений. Сотрудничал в "Отечественных записках", "Вестнике Европы", "Зрителе", "Библиотеке для чтения", "Русском слове", "Деле", "СПб. ведомостях" (ред. Коpша) и др. Но во второй половине 70-х гг. Б. резко меняет свое "credo". Он становится членом редакции пресловутого "Нового времени". В эпоху реакции 80-х гг. возглавляет литературную клику "нововременцев". Для него, как и для этой газеты, характерны прислужничество, квасной патриотизм, неразборчивость в средствах и жестокая борьба против всех прогрессивных элементов.



Библиография, I. Собр. сочин., 1911—1917, вышло 5 тт.


II. Михайловский Н., Сочин., т. У; то же, т. VI, Поэт-пересмешник; то же, посл. сочин., т. II; Белинский, Среди лит. и ученых, 1914; Венгеров, Критико-биографический словарь.


{Лит. энц.}






Буренин, Виктор Петрович


Род. 1841, ум. 1926. Писатель, автор сатирических стихов, пародий, памфлетов, рассказов, повестей; один из самых язвительных критиков второй пол. XIX в. (известная эпиграмма журнала "Искра": По мостовой бежит собака, // За ней Буренин, тих и мил.// Городовой, смотри, однако,// Чтоб он ее не укусил). Сотрудничал сначала в демократических изданиях (1860-е гг.), но с 90-х гг. превратился в символ реакционной журналистики.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008