БУРЯ И НАТИСК

Найдено 1 определение
«БУРЯ И НАТИСК»
sturm und drang»), литературное движение в Германии 1770–80-х гг. Получило название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Среди участников движения были также молодые И. В.Гете и Ф.Шиллер, Я. М. Р. Ленц, поэты группы «Союз рощи» («Геттингенская роща», «Геттингенское содружество поэтов») – И. Г. Фосс, Л. К. Г. Хельти и др. Идеолог движения – известный немецкий философ-эстетик и критик, старший друг Гете И. Г. Гердер. Восприняв антифеодальный, антидеспотический и гуманистический пафос Просвещения, «штюрмеры» стремились к полноте творческого самовыражения, свободе проявления чувств. Последнее сближало их с сентиментализмом – одним из магистральных течений в литературе 18 в., а острое ощущение разлада с действительностью, свойственное романтикам, позволяет многим исследователям определять «Бурю и натиск» как предромантическое движение. Представители «Бури и натиска», называвшие себя «гениями» и «бурными гениями» (отсюда распространенное определение периода их творчества как «Geniezeit» – «эпохи гениев»), отвергали нормативную эстетику классицизма, отстаивали нац. своеобразие и народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, незаурядных характеров, вызревающих в том числе в обыкновенной, «бюргерской» среде, противостоящих насилию ложных традиций и произволу властей, готовых бросить вызов обществу (роман «Жизнь Фауста, его деяния и гибель в аду» Клингера, драма «Гец фон Берлихинген с железной рукой» и роман «Страдания молодого Вертера» Гете, драмы «Разбойники» Шиллера и «Гувернер» Ленца и др.) Выражение «буря и натиск» приобрело в культурном обиходе и метафорический смысл – как обозначение эпохи решительной ломки отживших норм и традиций.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006