БУРКХАРДТ
Буркхардт
Якоб (1818 — 1897), видный буржуазный историк в области культуры, искусствовед, профессор в Цюрихе (1855) и Базеле (1858). Его произведение «Эпоха Константина Великого» (1853) посвящено упадку античности, вызванному ее внутр. кризисом, а также проблеме преемственности античной культуры в христианстве. Как искусствовед и историк Б. занимался в осн. искусством эпохи Возрождения в Италии. После кончины ученого на основании конспектов его лекций в 1898 — 1902 были изданы 4 тома «Истории греческой культуры», оказавшие заметное влияние на развитие культурной историографии. Хотя Б. в своем анализе истории как процесса был свободен от телеологич. воззрений, его культурно-историч. обзор в лит. форме дает более близкое к действительности общее представление о греч. античности, чем неогуманизм. Под влиянием пессимизма Шопенгауэра Б. считал историю самой ненаучной из всех наук («Размышления о всемирной истории», 1905). Ницше считал Б. своим учителем.
Источник: Словарь античности. 1989
БУРКХАРДТ
1. (Burckhardt), Иоганн Людвиг (шейх Ибрахим) (24.XI.1784 - 15.X.1817) - швейц. путешественник, востоковед; изучал араб. яз., естеств. науки в Лондоне и Кембридже. В 1809 под видом араб. купца Ибрахима ибн Абдаллаха аш-Шами уехал в Сирию. Совершил путешествие к верховьям Нила (1812), пересек Нубийскую пустыню (1814), посетил Джидду, Мекку и Медину (1814-15), в 1816 путешествовал по Синайскому п-ову. Умер в Каире. Путевые заметки и труды Б.- важный источник по истории арабов нач. 19 в. Соч.: Travels in Nubia, L., 1819; Travels in Syria and the Holy Land,-L., 1822; Notes on the Bedouins and Wahabys..., v. 1-2, L., 1831; Arabic proverbs, L., 1830; Briefe an Eltern und Geschwister, Basel, 1956. 3. И. Левин. Москва. 2. (Burckhardt), Якоб (25.V.1818 - 8.VIII.1897) - швейцарский историк культуры. Учился в Берлинском ун-те у Л. Ранке, И. Дройзена, Ф. Куглера. В 1843 возвратился в Базель, где с 1858 по 1893 был профессором ун-та. Смолоду отличался либерализмом и, признавая идею ист. прогресса, с пристальным вниманием относился к прогрессивным явлениям, в первую очередь в области культуры, к-рая в различных своих аспектах стояла в центре его интересов (иногда школа Б. называется "культурно-исторической"). Осн. произведения Б.: "Время Константина Великого" ("Die Zeit Konstantins des Grossen", 1853), "Чичероне. Введение в понимание художественных произведений Италии" ("Der Cicerone. Eine Anleitung zum Genuss der Kunstwerke Italiens", 1855), "История итальянского Возрождения" ("Geschichte der Renaissance in Italien", 1868), "Культура итальянского Возрождения" ("Die Kultur der Renaissance in Italien", 1860). Последняя работа много раз переиздавалась и была переведена на множество языков как в оригинальном тексте, так и с дополнениями Л. Гейгера; по-русски издана дважды: в одном томе - перевод оригинального текста "Культура Италии в эпоху Возрождения", 1876, и в двух томах - текст с дополнениями Л. Гейгера под этим же названием (1904-06). Своими работами Б. на ряд десятилетий утвердил представление об итал. Возрождении, как о времени торжества сильной, не признающей никаких ограничений человеческой индивидуальности, ниспровергающей ср.-век. церк. представления о мире и выдвигающей критерии гуманистически-эстетические вместо религиозно-этических. Возвеличение сильной личности эпохи Возрождения, наделенной безграничным эгоизмом (переходящим в аморальность), субъективным отношением к религии, авторитетам, семейным отношениям, привело В. к противопоставлению "героя" "толпе", к аристократизму и антидемократизму. Не сумев выяснить клас. основы индивидуализма в мировоззрении Возрождения, Б. стал отыскивать "предшественников" Возрождения среди ярких индивидуальностей средних веков (к к-рым он относился резко отрицательно). Культ сильной личности Б. оказал влияние на формирование филос. концепции Ф. Ницше. Для "позднего" Б. (70 - нач. 90-х гг.) характерно истолкование историч. процесса с иррационалистич. позиций. Пессимистически рисуя перспективы будущего человечества, он утверждал, что всякому гос-ву изначально присуще демонич. начало, проявляющееся в конкретных историч. событиях, что прогресс и распространение культуры среди широких масс населения в новое время привели к лишению культуры ее подлинных ценностей; он резко враждебно относился к освободит. движению пролетариата и народных масс вообще. Эти взгляды изложены в опубликованных после его смерти работах: "Рассуждения о всемирной истории" ("Weltgeschichtliche Betrachtungen", 1905), "Доклады" ("Vortr?ge", 1918), "Исторические фрагменты" ("Historische Fragmente", 1957). Они оказали влияние на умонастроения значит.части бурж. историков после первой и особенно второй мировой войны. Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., 1955-59. Лит.: Вайнштейн О. Л., Историография средних веков, М.-Л., 1940; Winners R., Weltanschauung und Geschichtsauffassung Jacob Burckhardts, Lpz., 1929; Stadelmann R., J. Burckhardt und das Mittelalter, "N. Z.", 1930, Bd 142, H. 3; Loewith K., J. Burckhardt. Der Mensch inmitten der Geschichte, Luzern, 1936, Griesebach E. Jacob Burckhardt als Denker, Bein-Lpz, 1943, Kaegi W, Jacob Burckhardt, Bd 1-3, Basel-Stuttg, 1947-56, Knittermeyer H., J Burckhardt, Z., 1949