наемные рабочие в России 16-19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и весел. Набирались главным образом из оброчных крестьян нечерноземных губерний.
БУРЛАКИ
БУРЛАКИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
БУРЛАКИ
наемные работники в России в XVI–XIX вв., двигавшие речные суда волоком с помощью бечевы и весел.
«По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою. Старший из них водолив, он же плотник, отвечающий за под мочку товара; затем лоцман, дядя, правящий судном, шишка, передовой в лямке, и двое косных, в хвосту, кои обязаны лазить на дерево, мачту, а при тяге ссаривать бечеву; вывеска бурлака: ложка на шляпе» (В.Даль. Толковый словарь).
Б. становились главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний.
«По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою. Старший из них водолив, он же плотник, отвечающий за под мочку товара; затем лоцман, дядя, правящий судном, шишка, передовой в лямке, и двое косных, в хвосту, кои обязаны лазить на дерево, мачту, а при тяге ссаривать бечеву; вывеска бурлака: ложка на шляпе» (В.Даль. Толковый словарь).
Б. становились главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
БУРЛАКИ
рабочие на реках, передвигавшие суда при помощи бечевы и гребли. Зарождение (16-17 вв.) и дальнейший рост бурлачества были вызваны потребностями формировавшегося всеросс. рынка, в частности ростом речных перевозок при технич. Несовершенстве водного транспорта. Гл. р-ны развития бурлачества: Волжский - от Москвы до Астрахани, Беломорский - от Москвы к Архангельску, и Днепровский - на Украине. Осн. масса Б. - крестьяне, уходившие на заработки, гл. обр. из Симбирской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губ. Условия найма фиксировались в письм. Договорах. Большая часть Б. нанималась зимой по пониженным ценам ради получения задатка, шедшего на уплату повинностей. Обычно нанимались артелями (4-6, иногда 10-40 чел.), к-рые сливались затем в большие артели (до 150 чел.), связанные круговой порукой. В артели были поверенный (артельщик), к-рый "рядился" с судовладельцем и заведовал провизией, "масляный" староста, ведавший посудой, и кашевар. Впереди шли коренные Б. (шишки), они же запевалы, сзади - завощики, или косные, обязанные очищать бечеву, и т. д. Привилегированный слой Б. составляли водоливы, следящие за сохранностью груза, и лоцманы. Окончат. расчет Б. получали лишь при окончании путины. Часто заработанных денег не хватало даже на возвращение домой, иногда Б. возвращались с долгом. В связи с технич. прогрессом бурлачество теряло значение. В нач. 19 в. на Волге и Оке насчитывалось до 600 тыс. Б., в 1851 - ок. 150 тыс. С развитием пароходства число Б. еще более сократилось. Лит.: Архангельский С. И., Очерки по истории промышл. пролетариата Н.-Новгорода и Нижегород обл. XVII-XIX вв., (Горький), 1950, Рубинштейны Л., Некоторые вопросы формирования рынка рабочей силы в России XVIII в., "ВИ", 1952, M. 2, Устюгов Н. В., Работные люди на Сухоно-Двинском водном пути в первой пол. XVII в., в сб. ИЗ, (т ) 6, M., 1940, Зеленин Д. К., Терминология старого рус. бурлачества, в кн.: A. A. Шахматов Сб. ст. и мат-лов, M.-Л., 1947, Родин Р. Н., К истории волжского бурлачества, Саратов, 1926, Гессен Ю., Бурлаки в первой пол. XIX в., "Архив истории труда в России", 1921, кн. 2. Л. В. Минарик. Москва.