БУРЛЮК Давид Давидович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БУРЛЮК Давид Давидович
(9.7.1882, Харьковская губ. – 15.1.1967, США), художник, один из первых рус. футуристов, лидер авангардистского движения. В марте 1914 вместе с В. В. Маяковским и В. В. Каменским побывал в ПЕНЗ. С 1920 жил в Японии, США. Лит: Храбровиций; Савин (9); Савин О. Встреча с Давидом Бурлюком //ДУ. 1992. 5–6 сент. О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

БУРЛЮК Давид Давидович
(9 июля 1892, Харьковская губ. - 1967, Лонг-Айленд, шт. Нью-Йорк) — поэт, художник, отец и «атаман» рос. футуризма. В детстве из-за несчастного случая потерял глаз. Учился живописи в Мюнхене, Париже и Москве. Из поездки в Зап. Европу вернулся в Россию увлеченный импрессионизмом. В лит. был футуристом. Ездил с выступлениями по городам России вместе с В.В. Маяковским и Вас. Каменским. В 1922, не желая подчиняться «политизации» поэзии, через Японию выехал в США. В США продолжал писать стихи и занимался живописью. Лит. Рохлин А. Ко дню рождения Давида Бурлю- ка // НРС. 1998. 11-12 июля; Сухопарое С. Одноглазый атаман//Там же. 1987. 1 сент.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

Бурлюк, Давид Давидович
09(21).07.1882, хут. Семиротовщина Харьковской губ. - 15.01.1967, Лонг-Айленд, США)    худ., поэт, один из теоретиков рус. футуризма. Учился в Казанском (1898-99) и Одесском (1899-1901) худ. уч-щах, в Мюнхене (1902-03), в Париже у Ф.Кормона (1904), в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1911-14). В 1915-19 жил близ Уфы на ст. Иглино, выезжал с лекциями и выставками в Златоуст, Миасс, Екат., Самару, Омск. Был чл. Уфимского худ. кружка. В числе полотен, написанных в этот период: "Татарин в пути", "Уральский пейзаж", "Улица в Уфе" и др. В 1920-22 жил в Японии, с сент. 1922 - в США. Произв. Б. находятся в ХМРБ и в Нац. музее истории Респ. Башк., в ГРМ, ПГХГ и др. муз.    Соч.: Энтелехизм: Теория, критика, стихи, картины (1907-1930). Нью-Йорк, 1930.    Лит.: Янбухтина А.Г. Давид Бурлюк и Александр Тюлькин: Из истории художественной жизни Уфы 1910-20 гг. // Искусство авангарда - язык международного общения. Уфа, 1993; Давид Бурлюк: фактура и цвет. Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции [...]. В 2 ч. / Автор-сост. С.В.Евсеева. Уфа, 1994.    Янбухтина А.Г.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Бурлюк, Давид Давидович

Бурлюк Давид Давидович


(р. 1882 в Харькове) — художник и художественный критик. Один из первых русских футуристов, с 1909 — член общества "Бубновый валет". С 1918 — в Сибири, затем в Японии, Америке, где принимает участие в левых художественных кружках, выступая одновременно в качестве художественного критика; с 1923 работает исключительно в изданиях советской ориентации. Не обладая ярким живописным дарованием, Бурлюк — только способный эклектик, перепробовавший все разновидности крайних левых течений в искусстве.


И. Г.





Бурлюк, Давид Давидович


[1882—] — поэт и художник, примыкавший к футуризму (см.). Стихи Б. помещались в сборниках: "Дохлая луна" (М., 1913); "Затычка" (Херсон, 1913); "Пощечина общественному вкусу" (СПб., 1913); "Требник троих" (М., 1913).


{Лит. энц.}






Бурлюк, Давид Давидович


Род. 1882, ум. 1967. Поэт и художник, стоял у истоков русского футуризма. Друг В. В. Маяковского. С 1920 в эмиграции.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БУРЛЮК Давид Давидович
9.7.1882, хутор Семиротовщина, Лебединского у., Харьковской губ. - 15.1.1967, Лонг-Айленд, США) - художник, поэт, художественный критик. Отец, Д.Ф.Бурлюк - потомок запорожских казаков, агроном, автор популярных брошюр по вопросам сельского хозяйства, мать - урожденная Л.И.Михневич - из дворян, художница-любительница. Художниками стали сестра и брат Б. - Людмила (Кузнецова) и Владимир, поэтом брат Николай. В 1894-98 Б. учился в гимназиях в Сумах, Тамбове, Твери, в 1899 поступил в Казанское художественное училище. В связи с переездом семьи в имение князя СвятополкМирского «Золотая балка», управляющим которого стал отец Б.
в 1900 перевелся в Одесское художественное училище. После неудачной попытки в конце 1902 поступить в Петербургскую Академию художеств продолжал образование в Королевской Академии художеств и в школе А.Ашбе в Мюнхене, в 1904-в Париже в Школе изящных искусств. В этот период Б. - автор реалистических портретов и пейзажей, затем стал писать в духе неоимпрессионизма. С 1906 участвовал в выставках. В дальнейшем - признанный «отец русского футуризма», создатель первой группы «кубо-футуристов» («будетлян») «Гилея», составитель сборников «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1913, соавтор одноименного манифеста и автор эссе «Фактура»); всего в 1910-15 участвовал не менее чем в 12 футуристических сборниках. Вызывающий, скандально-эпатирующий характер выступлений футуристов Б. объяснял впоследствии «классовой ненавистью»; «Никто из богатых нас никогда не поддерживал, нас только ругали..., только издевались над нами. Когда нас стали травить, мы озверели». Утверждал, что «литературно-художественная революция, коей являлись кубо-футуризм и футуризм, разразилась в России за 10 лет до Красного Октября». Б.
считали своим учителем В.Маяковский и В.Каменский, который вспоминал, как Б. призывал «разгромить старое буржуазное «жречество», мистиков, символистов, бульваристов, порнографистов и академиков».
Организовал ряд авангардистских выставок: «Стефанос» (Москва, 1907-8), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (Петербург, 1909) и др., вместе с М.Ларионовым участвовал в создании объединения «Бубновый валет» и в первой его выставке (1910), в выставке «Ослиный хвост» (1912). Сблизился с В.Кандинским, при содействии которого работы Б. и других русских кубо-футуристов экспонировались на выставках «Голубой всадник» в Мюнхене (191112) и «Буря» в Берлине (1913). Получив в 1911 диплом Одесского художественного училища, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Л.Пастернака и А.Архипова, но 21.11.1914 был исключен из училища вместе с Маяковским за турне по 27 городам России, где они пропагандировали авангардистское искусство.
В 1912 женился на М.Еленевской, жил в 1915-17 в ее имении в Уфимской губернии. С октября 1917 снова в Москве. Издавал «Газету футуристов», поставил совместно с Маяковским фильм «Не для денег родившийся», выступал в Кафе поэтов. В период 1-й мировой войны и революции были написаны символические картины «Ожившее средневековье», «Святослав», «Купальщицы» (1915), «Татаре» (1916), «Опоздавший Ангел мира», «Казнь русской Марии-Антуанетты» (1917) и др. По словам Б., эти его произведения «полны выражения глубочайшего сочувствия страданиям и скорби народных масс», он «в символических образах протестовал против дикости и бессмысленности капитала милитаристов».
Приехав в апреле 1918 в Уфимскую губернию к семье, Б. оказался, в результате восстания чехословацкого корпуса, за линией фронта. В 1918-20 на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке читал лекции о современном искусстве, проводил выставки, опубликовал сборники стихов «Лысеющий хвост» (Курган, 1919) и «Сибирь». В Чите издавал с Н.Асеевым, С.Третьяковым и Н.Чужаком журнал «Творчество», С октября 1920в Японии, написал там около 450 живописных произведений, в том числе картины «Бурлюк предсказывает своим друзьям поглощение Иокогамы разбушевавшимися волнами» и «Рыбаки Тихого океана». Вошел в группу японских футуристов, выпустил сборник стихотворений со своими иллюстрациями «Восхождение на Фудзи-сан» (Иокогама, 1921), печатался в местных газетах. Пребыванию в Японии Б. посвятил изданные в НьюЙорке книги «По Тихому океану: Из жизни современной Японии» (1925) и «Ошима. Японский Декамерон» (1927).
В августе-сентябре 1922 переехал с семьей в США, где пропагандировал советский опыт, читая лекции в рабочих клубах, сотрудничая в коммунистических изданиях («Русский голос», «Йовый мир») и в газете «Новое русское слово». Член литературной группы «Серп и молот» и «Джон Рид-клуба». При участии Б. издавались сборники Кружка пролетарских писателей в Америке «В плену небоскребов», «Свирель собвея» (1924), «Красная стрела» (1932), альманах «Китоврас» (1924).
Свою деятельность за границей Б. рассматривал как служение «моим братьям, рабочим и крестьянам Великой социалистической моей родины»; в то же время он настаивал на свободе творчества в искусстве. Широко использовал при этом апробированные еще в России формы выступлений - «поэзоконцерты», «поэзобалы», диспуты, конкурсы поэтов. В 20-30-е выпустил в нью-йоркском издательстве Марии Бурлюк несколько сборников стихов и прозы, к 20летию футуризма - теоретический труд «Энтелехизм: Теория. Критика. Стихи. Картины» (1930). Составил справочник «Русские художники в Америке» (1928), написал книги «Рерих: черты его жизни и творчества» (1930), «1/2 века: Россия-Америка-СССР. 1882-1932. К 50-летию со дня рождения» (1932), поэмы «Десятый Октябрь» (1927), «Горький» (1929), цикл рассказов «Колчаковщина» (1920-29). Как правило, в каждой книге Б. мозаично перемежались стихи, рисунки, теоретические статьи, воспоминания и т.д. Издавал в 1930-67 вместе с женой журнал «Цвет и рифма», в котором публиковал автобиографические материалы и воспоминания о В.Хлебникове (1952), П.Филонове (1954), В.Кандинском (1963).
Среди живописных произведений Б., созданных за рубежом, - портреты Н.Рериха, В.Ленина, Маяковского, жены, фантастические картины («Глаза», 1920: «Демоны», 1925: «Приход механического человека», 1927; «Судьба», «Время и поток Человечества»), картины «Рабочие» (1923-24), «Ленин и Толстой» (1930). Принимал участие во всех крупных выставках современного искусства в США, в Европе, в Австралии: в 40-х - 60-х состоялось около 3 0 персональных выставок Б. В 1931 картины Б. экспонировались в Москве, но в условиях наступления «социалистического реализма» советская критика одобрила лишь их тематику (изображение американских безработных), в целом же сочла творчество Б. продолжением «буржуазных традиций» дореволюционного авангарда. В связи с отказом официальных искусствоведов в СССР признать футуризм «искусством пролетариата» принял в 1930 американское гражданство и все чаще подчеркивал свою роль в развитии американского изобразительного искусства. Картины Б. приобретали крупнейшие музеи США, в том числе нью-йоркские музеи Метрополитен, Уитни, Бруклинский музей, Музей современного искусства и др. В последние годы жизни Б. работал в реалистической манере. В 1956 и 1965 посетил СССР. В музеях России, в том числе в Русском музее, Третьяковской галерее и Уфимском Художественном музее, находится около 200 работ Б.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

БУРЛЮК Давид Давидович
21 (9).07.1882 (хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губ., ныне Сумская обл.) - 15.01.1967 (Саутхэмптон, Лонг-Айленд, США). Живописец и литератор. Отец - Давид Федорович Бурлюк (1857-1915) - из крестьян, служил управляющим помещичьими имениями, автор популярных брошюр по агрономии. Мать — Людмила Федоровна Михневич (1860-1923) - дворянка, художница-любитель, сестра журналиста и писателя Владимира Михневича. Старшая сестра Людмила (в замужестве Кузнецова, 1886-1968) и брат Владимир (1886-1917) - живописцы, брат Николай (1890-1920) - поэт. В 1894-98 учился в гимназиях в Сумах, Тамбове и Твери, в 1898-99 - в Казанской художественной школе у К. Г. Л. Мюфке и Г. А. Медведева, в 1899-1901 - в Одесском художественном училище у К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского и А. А. Попова. В Одессе познакомился с И. И. Бродским, Б. И. Анисфельдом, С. Ф Колесниковым, М. Б. Грековым (Мартыщенко). В 1902 после неудачной попытки поступить в АХ уехал в Мюнхен. Занимался в Мюнхенской АХ у В. фон Дица и в школе А. Ашбе. В 1904 приехал в Париж, посещал студию Ф. Кормона. В 1905-06 жил в Харькове; лето проводил в имении Козырщина Екатеринославской губернии, затем в именин Черняка Херсонской губернии, где отец работал управляющим. Писал портреты и пейзажи; от академической манеры пришел к импрессионизму. С 1906 участвовал в выставках: харьковского Кружка местных художников (1906), СРХ (СПб., М., 1906/07), ТЮРХ (Одесса, 1906, 1907), ТПХВ (М., СПб., 1907), Товарищества харьковских художников (с 1908). В дальнейшем постоянно экспериментировал и перевоплощался, перенимая разные стили и художественные приемы. На рубеже 1900-10-х стал одним из лидеров литературно-художественного авангарда наряду с М. Ф. Ларионовым, А. В. Лентуловым. А. А. Экстер, Н. И. Кульбиным и В. В. Маяковским. Участвовал в устройстве первых авангардистских выставок: «Стефанос» (М., 1907/08), «Звено» (Киев, 1908; на ней распространял листовку со своей декларацией «Голос импрессиониста в защиту живописи»), «Венок-Стсфанос» (СПб., 1909), «Выставка современных течений в искусстве» (СПб., 1908), «Треугольник - Венок-Стефанос» (СПб., 1910). Экспонировал работы в «Салоне» С. К. Маковского (1909), 1-м и 2-м передвижных «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 и 1911), на выставках «Союза молодежи» в Петербурге (1910, 1911, 1913) и Риге (1910), выставках «Бубновый валет» (1910, 1912, 1913) и «Выставке живописи 1915 г.» (1915) в Москве, Выставке левых течений (1915) и выставках: «Мир искусства» в Петрограде (1915), Нового художественного общества (1910) и объединения «Der Blaue Reiter» в Мюнхене (1911, 1912), в салоне П. Касирсра (1911) и Первом немецком осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине (1913), в салоне Независимых в Париже (1914). В 1910 вместе с братьями и при участии Каменского, Крученых и Хлебникова создал футуристическую литературно-художественную группу «Будетляне» (позже — группа «Гилея»), выступавшую против эстетических канонов символизма Организовал выпуск первого сборника «будстлян» — «Садок Судей». В 1912 издал программный сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу», включавший одноименный манифест (за подписью Бурлюка, Маяковского, Хлебникова и Каменского), в котором в эпатирующей форме провозгласил отказ от классических традиций в ис-кусстве и литературе. В том же году при содействии В. В. Кандинского опубликовал в альманахе «Der Blaue Reiter» статью «Дикие русские» («Die Wilden Russlands»). В 1913 выпустил брошюру «Галдящие „бенуа” и новое русское национальное искусство», в которой декларировал право художника на свободу творческого поиска. В дальнейшем участвовал в выпуске футуристических сборников «Садок Судей II», «Требник Троих», «Дохлая Луна» (все - 1913), «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (оба 1914), «Весеннее контрагентство муз» (1915) и др. Иллюстрировал книги стихов Хлебникова («Молоко кобылиц», «Изборник стихов»), Каменского («Танго с коровами») и Маяковского (трагедия «Владимир Маяковский»), 11 ноября 1913 вместе с Маяковским, Каменским и Хлебниковым организовал в Политехническом музее в Москве вечер «Утверждение российского футуризма». В декабре с Маяковским и Каменским начал турне по городам России с чтением лекций и стихов. Выступал с острыми полемическими докладами на диспутах о современном искусстве, организованных «Союзом молодежи » в Петербурге и обществом «Бубновый валет» в Москве. В 1910 вернулся в Одесское художественное училище, чтобы получить свидетельство о художественном образовании. В 1911 поступил в МУЖВЗ, учился в натурном классе у Л. О. Пастернака и А. Е. Архипова. В 1914 вместе с Маяковским был исключен из МУЖВЗ за пропаганду футуризма (21 ноября). В 1912 женился на Марии Никифоровне Еленевской, которая стала его постоянной помощницей в литературной работе. Летом 1915 уехал в ее имение у станции Иглино, близ Уфы. В годы I мировой войны написал несколько больших аллегориче182 ских картин: «Опоздавший Ангел Мира», «Ожившее средневековье», «Казнь русской Марии-Антуанетгы». В 1916/17 участвовал в трех выставках Уфимского художественного кружка и последних выставках «Бубнового валета» в Москве (ноябрь-декабрь 1916, ноябрь-декабрь 1917), провел персональную выставку в Самаре (1917). По возвращении в Москву участвовал в оформлении «Кафе поэтов» в Настасьинском переулке и в организации «Елки футуристов» в Политехническом музее (30 декабря 1917). В 1918 вместе с Маяковским и Каменским издал единственный номер «Газеты футуристов» с «Манифестом Летучей Федерации Футуристов» и «Декретом № 1 о демократизации искусства». В том же году вновь уехал к семье в Башкирию, где вскоре оказался за линией Чехословацкого фронта. В 1919 отправился в поездку по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку для пропаганды «левого» искусства. Читал лекции, организовывал поэтические концерты и выставки. Выпустил сборники стихов «Лысеющий хвост» и «Сибирь». Сотрудничал в дальневосточном литературно-художественном журнале «Творчество». В сентябре 1920 выехал из Дальневосточной Республики в Японию. За два года создал около 500 живописных произведений, в том числе символическую картину «Бурлюк предсказывает своим друзьям поглощение Иокогамы разбушевавшимися волнами». Провел персональные выставки в Токио, Осаке и Нагое. Опубликовал сборник стихов «Восхождение на Фудзи-сан», написал книги прозы «Ошима. Японский декамерон» и «По Тихому океану. Из жизни современной Японии», позже опубликованные в США; печатался в местных газетах. В сентябре 1922 переехал с семьей в Америку и поселился в Нью-Йорке. В дальнейшем часто обращался к революционно-пролетарской тематике. Выступал с лекциями в рабочих клубах, сотрудничал в коммунистических изданиях. Много лет публиковал в газете «Русский голос» обзоры отечественных газет, агитационные статьи и фельетоны в поддержку социалистических преобразований в России. Входил в литературную группу «Серп и молот» и в Клуб Джона Рида. Переписывался с друзьями в СССР, встречался с советскими деятелями культуры, приезжавшими в США, в том числе с Маяковским (1925). В 1920-30-е исполнил портреты Н. К. Рериха, В. И. Ленина, В. В. Маяковского, С. М. Эйзенштейна, символические картины «Демоны» (1925), «Приход Механического Человека» (1927), «Время и поток Человечества», «Ленин и Толстой» (1930) и др. Провел персональную выставку в нью-йоркском Центре искусств (1923). Участвовал в выставках русского искусства в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923) и в Уилмингтоне (1932), в Международной выставке в Филадельфии (1926), Выставке нового искусства, организованной Катрин Драйер в Бруклинском музее (1927/28), в выставках группы «13» и Клуба Джона Рида в Москве (1931). Участвовал в издании русских литературных сборников «В плену небоскребов», «Свирель сабвея» (оба 1924), «Красная стрела» (1932). В 1930 принял американское гражданство. Вместе с женой основал «Издательство М. Н. Бурлюк», под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. Издал, в частности, программный теоретический труд «Энтелехизм» (1930), в котором провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком в литературе», и книгу «1/2 века», посвященную собственному 50-летию (1932). В 1930-67 издавал журнал «Color and Rhyme», в котором публиковал автобиографические материалы и дневниковые записи (в 1970 вышел последний номер, подготовленный его вдовой). Писал пейзажи, портреты, натюрморты, городские и сельские сцены, используя интенсивную цветовую гамму и привнося в картины элемент гротеска. Почти ежегодно проводил персональные выставки в нью-йоркской галерее А. С. А., в других галереях Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго, Миннеаполиса, Кливленда и Сан-Франциско. В 1950-е построил дом в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) и открыл там собственную галерею. В 1956 и 1965 посетил СССР. В 1962 совершил кругосветный туристический круиз; провел персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене, участвовал в ретроспективе «Der Blaue Reiter» в парижской галерее Maeght. В 1995 ретроспективная выставка прошла в ГРМ. Представлен в музее Метрополитен, Бруклинском музее и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, во многих музеях бывшего СССР, в том числе в ГРМ, ГТГ и Уфимском художественном музее (около 200 работ).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999