племеной союз в Среднем и Нижнем Поволжье. Упомянуты в сочинениях арабских и иранских писателей с 9 в. Занимались земледелием и скотоводством. В 9 - начале 10 вв. зависели от Хазарского каганата. Ассимилированы волжско-камскими болгарами и другими народами Поволжья.
БУРТАСЫ
БУРТАСЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
БУРТАСЫ
племя, обитавшее с 9 в. на правом берегу ср. теч. Волги, к Ю.-З. от камских болгар. Вост. писатели рисуют Б. как земледельцев и охотников. В 8 в. и 1-й пол. 9 в. Б. явл. данниками хазар; после разгрома хазар руссами (965) они экономич. и политич. тяготели к Болгарскому госуд.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Буртасы
племенное объединение, располагавшееся в 5 – 11 в.в. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Впервые упоминаются арабскими авторами в 10 в., в русской литературе – в 13 в. Буртасы занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством (См. Бортничество). Вели торговлю мехами. Этнический состав до сих пор не установлен. В 7 в. союз племен выставлял до 10 тыс. всадников, совершавших набеги на волжско-камских болгар. С конца 7 в. находились под властью Хазарского каганата, а в конце 10 в. – в зависимости от Руси. После прихода в 11 в. половцев буртасы постепенно утратили свой этнический облик. Культура буртасов оказала влияние на формирование культуры мишарей и мордвы. См. Мордва.
БУРТАСЫ
племя, известное вост. авторам с 8 в.; обитало по берегам Волги от совр. Сызрани примерно до Волгограда. Б. занимались земледелием и скотоводством. Вместе с родственными им мордовскими племенами составляли племенной союз, подчиненный в 9 - нач. 10 вв. хазарам.Часть Б. была ассимилирована болгарами (см. Болгария Волжско-Камская). После тата-ро-монг. завоевания (13 в.) Б. передвинулись к С, в сторону Казани, и постепенно утратили свои племенные особенности. Отд. упоминания о Б. в рус. источниках сохраняются до 17 в. Лит.: Ибн-Даста, Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах, пер. и объяснил Д. А. Хвольсон, СПБ, 1869; Алихова А. E.,K вопросу о буртасах, "СЭ", 1949, No 1; Сафаргалиев М. Г., Заметка о буртасах, в кн.: Записки (н.-и. ин-та при Сов. Мин. Мордовской АССР), т. 13, Саранск, 1951; Смирнов А. П., К вопросу о буртасах, в сб.: Краеведч. зап. (Ульяновского обл. краеведч. музея), No 2, Ульяновск, 1958.
БУРТАСЫ
народ, живший в 8–14 вв. в Поволжье и Посурье, частично на землях, впоследствии составивших терр. Пензенского края. Первое упоминание у араб. энциклопедиста Аль-Калби в конце 8 в. Наиб. полная информация содержится в труде персид. автора 10 в. ИбнРуста. В coвокупности по письм. источникам история Б. выглядит следующим образом: буртасы – это тюркский конгломерат племен, объединенных общим названием в 8 в. Сначала они были зависимы от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников, а затем в 11 в. вошли в состав Волж. Булгарии, где и потеряли свое имя. Земля Б. лежала между хазарами и булгарами и занимала терр. в 15–17 дней пути, на правом берегу р. Волги (Итиль). От Б. до хазар шла степь с благоустр. дорогами. К Б. можно было попасть как по суше, так и по рр. Волге и Суре. Между Б. и булгарами насчитывалось три дня пути, и их соединял торг. путь. В 9–10 вв. Б. постоянно воевали с булгарами и печенегами. Управляли Б. старейшины, имевшиеся во всех поселениях. Среди Б. был распространен обычай кровной мести, а девушки у них сами выбирали себе женихов. Б. занимались cкoт-вoм и земледелием, разводили КРС, а также имели верблюдов и лошадей. Гл. богатством у Б. считались меха и мед. Летом они жили в шатрах, а зимой в дерев. домах. Одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой. Оружие – кинжалы, дротики, топоры и луки со стрелами. Обычно Б. делят на два разряда по погребальному обряду. Одни из них сжигали своих покойников, другие хоронили. По этнокультурному определению Б. в результате двухсотлетнего изучения сложилось множество точек зрения, к- рые можно объединить в 3 осн.: тюркская, аланская и морд. (наименее распространенная). Наиб. распространенной же является тюркская, хотя единства среди ее сторонников нет. Б. относят к предкам чувашей, татар- мишарей, башкир и по-разному представляют процесс превращения Б. в эти народы. Так, сторонники татаро- мишарской точки зрения считают Б. либо тюрками и отождествляют их с археол. памятниками с коричнево-красной гончарной посудой на терр. Пенз. края (М. Р. Полесских, А. Х. Халиков, Г. Н. Белорыбкин), либо уграми без археол. привязки (Б. А. Васильев, А. В. Расторопов). В 1980-е гг. появляется алано-асская гипотеза, отождествляющая Б. с лесостепным вариантом салтово-маяцкой археол. культуры. Важную роль здесь играет археология, к-рая позволила проверить достоверность письм. сообщений о Б. Было установлено, что на терр. Пенз. края существует большая группа поселений 10–13 вв. с гончарной посудой булгарского типа. Поселения расположены двумя компактными группами, одна из них занимает Верх. Посурье (21 городище, 25 селищ), а другая – верховья рр. Выши, Вад, Мокши (11 городищ, 15 селищ). Существует мнение, что эти поселения были буртасскими. С 10 в. Б. расселяются по всему Верхнему Посурью, вытесняя оттуда мордву-мокшу, в осн. вдоль торг. трансевропейского сухопутного пути из Булгара в Киев. На месте одной из остановок возник г. Буртас, впоследствии столица Буртасского княжества, в составе Волж. Булгарии. Именно в это время (кон. 10 – нач. 11 вв.) исчезает имя Б. и начинаются их активная булгаризация, распространение элементов булгарской культуры. Жили Б. в срубных полуземлянках, к-рые обогревались очагами из камней и глины. Еду готовили во дворе на спец. печах. Осн. занятиями Б. в это время становятся пашенное земледелие с использованием тяжелого колесного плуга, а также жив-во. Наряду с с. хоз-вом развивается ремесл. произ-во: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и деревообрабатывающее, не уступающее булгарскому по качеству. В то же время Б. привнесли мн. своих традиц. черт в общебулгарские технологии. Высокий уровень развития экономики предопределил и уровень гос.-полит. устройства. В рамках Волж. Булгарии возникает территориально обособленное Буртасское княжество. В начале 12 в. часть Б. расселяется в Bepx. Примокшанье, где вступает в тесные контакты с Др. Русью и мордвой. Именно в это время возникают легенды о морд. князьях Пуреше и Пургасе, один из к-рых был сторонником Руси, а другой – Волж. Булгарии. В 13 в. экон. подъем Б. был остановлен. И хотя после разгрома монголо-татарами Волж. Булгарии (1236) Б. вновь обрели свое имя, уже в 1237 они сами были уничтожены войском Батыя. В рус. источниках Б. называют как один из народов Золотой Орды. Часть Б. переселилась в Ср. Посурье. В рус. летописях отмечается, что Б. принимали участие в Куликовской битве как сторонники Мамая. После развала Золотой Орды Б., жившие в Примокшанье, попали в зависимость от России, а Б. на Суре вошли в состав Казанского ханства. После присоединения Поволжья к России они упоминаются в писцовых кн. и актах начиная с 17 в., но уже как Б. – посопные татары. Селения их локализуются преим. в ср. течении р. Суры, где фиксируется особая группа татар-мишарей (лямбирская), и на р. Оке, где также до сих пор проживает темниковская группа татар-мишарей. Отд. поселения Б. встречаются по всему Ср. Поволжью, свидетельством чему может служить сохранившаяся буртасская топонимика. Наибольшее число топонимов сосредоточено в юж. половине Мордовии и сев. ч. Пенз. обл. Б. являются предками татар-мишарей, в т. ч. и проживающих на терр. Пенз. края. Орудия труда и ремесленные изделия буртасов: 1. Лемех (железо). 2. Топор (железо). 3. Удила (железо). 4. Наконечники стрел (железо). 5. Стремена (железо). 6. Серьга (серебро). 7. Поясные накладки (бронза). 8. Пряжки (бронза). Лит: Белорыбкин Г. Н. Древняя история Пензенского края. ПЕНЗ., 1988; Халиков А. X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Белорыбкин Г. Н. Буртасы. Взгляд на проблему //Временник. 1994. № 11. Г. Н. Белорыбкин.
Источник: Пензенская энциклопедия.