БУШЕН Дмитрий Дмитриевич
БУШЕН Дмитрий Дмитриевич
26.04.1893 (Сен-Тропез, Франция) - 6.02.1993 (Париж). Живописец, график, сценограф. Потомок гугенотов, обосновавшихся в России в царствование Екатерины II. Внук директора Пажеского корпуса Дмитрия Христиановича Бушена (1826-1871), сын генерал-майора Д. Бушена (1856-1929). Родился во Франции, где мать лечилась от туберкулеза. После ранней смерти матери (1895) был перевезен в Петербург и воспитывался в семье тетки - Екатерины Кузьминой-Караваевой (урожд. Бушен). В 1912 окончил 2-ю С.-Петербургскую гимназию. Уехал в Париж, посещал академию Рансона и познакомился с М. Дени и А. Матиссом. В 1913 поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского университета. В годы учебы встретил будущего искусствоведа Сергея Эрнста, который до конца дней был его близким другом. Познакомился с художниками общества «Мир искусства». Посещал кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». Одновременно с учебой в университете занимался в Рисовальной школе ОПХ, где привлек внимание директора школы Н. К. Рериха. В 1915-17 работал помощником хранителя Музея ОПХ. В годы революции ему покровительствовал А. Н. Бенуа, который предоставил пристанище в своей квартире. С 1917 участвовал в петроградских выставках: «Мир искусства» (январь 1917, 1918, 1922 и 1924), «Русский пейзаж» (1918 и 1919), 1-я Государственная свободная выставка произведений искусств (1919), в выставках книжного знака в Петрограде и Казани (обе — 1923) и Выставке русского искусства в Америке (1924—25). Выставлял натюрморты, эскизы декораций и композиции, навеянные театром. Исполнял экслибрисы, оформил книги для издательства «Аквилон»: «Три рассказа» А. де Ренье (1922), «Венецианское стекло» А. Н. Кубе и «О бронзе» П. Вейнера (1923, обложки). В 1918-25 работал младшим хранителем Эрмитажа по отделению фарфора и драгоценностей. Весной 1925 под предлогом болезни выехал за границу и поселился в Париже в одной квартире с С. Р. Эрнстом. Все последующие годы писал пастелью и гуашью небольшие по формату картины: цветы, натюрморты, пейзажи Франции, городов Италии, особенно Венеции, сцены из жизни театра и цирка. В конце 1920-х разрабатывал рисунки тканей и модели одежды для французских модных домов Пату, Риччи, Ланван и Лелонг. Создал эскизы костюмов для Анны Павловой (1926) и Алисы Алановой (1931). С середины 1930-х главное внимание уделял работе в театре, продолжал в сценографии традиции мирискусников. Сотрудничал с хореографами: Дж. Баланчиным, М. М. Фокиным, Л. Ф. Мясиным, К. Йоссом, Р. Пти, и особенно много с С. Лифарем. Среди его наиболее известных работ для балетной сцены: костюмы Иды Рубинштейн в постановках «Диана де Пуатье» Ж. Ибера и «Вальс» М. Равеля (Гранд-Опера, 1934), полная сценография к балетам «Стихии» на музыку И. С. Баха (Ballet Russe de Monte-Carlo, Лондон, 1937), «Коппелия» Л. Делиба (Театр Енисейских полей, 1946), «Дивертисмент» из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского (Гранд-Опера, 1948; Ла Скала, 1953; Гетеборг, Швеция, 1967), «Белоснежка» М. Ивена (Гранд-Опера, 1951), «Симфония № 1» на музыку Ш. Гуно (Гранд-Опера, 1959), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Гранд-Опера, 1960), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (Берлинская опера, 1963). В годы П мировой войны оставался в Париже. В 1953—54 создал декорации к постановкам опер «Пелеас и Мелисанда» К. Дебюсси, «Коронация Поппеи» К. Монтеверди и «Сирано де Бержерак» Ф. Альфано в Ла Скала. В 1954—56 для ежегодных летних фестивалей в Амстердамской опере оформил постановки опер «Мертвый дом» Л. Яначека (по роману Ф. М. Достоевского), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и др. Последней крупной работой в области сценографии стал балет «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, оформленный им в 1969 для Лиссабонского оперного театра на фестивале Гульбенкяна. В 1950-70-е показывал живопись и театральные эскизы на персональных и групповых выставках. В 1977 иллюстрировал французское издание «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой. После смерти С. Р. Эрнста (1980) практически не работал. В 1982 в Nouveau Drouot состоялась выставка-аукцион его работ. Представлен в Национальном музее современного искусства и в Музее Оперы в Париже, музее Ashmolean в Оксфорде, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее Метрополитен в Нью-Йорке. Подарил более 50 работ Эрмитажу (показаны на выставке «Дар художника» в 1991). Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже в одной могиле с С. Р. Эрнстом. Часть личного архива находится в Нидерландском институте культуры в Париже.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999