БУТ
Бут
в греческой мифологии сын бога ветров Борея. После неудачного покушения на брата Ликурга был изгнан и поселился на острове Накса, занимаясь разбоем и пиратством. Бут похитил и обесчестил вакханку Корониду во время праздника в честь Диониса, который наказал виновного безумием — Бут бросился в колодец.
БУТ
в греч. миф.: 1) Сын бога ветров Борея. 2) Сын афинск. царя Пандиона, брат Эрехфея, Филомелы и Прокны. Б. — жрец Афины и Посейдона, основатель жреч. рода Бутадов или Этеобутадов в Афинах. 3) Участник похода аргонавтов. Прельщен. пением сирен, Б. бросился в море, чтобы доплыть до них. Был спасен Афродитой, к-рая перенесла его в Лилибей и сделала своим возлюбл. (их сына звали Эрикс). Б. счит. основателем г. Лилибей (на о-ве Сицилия).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
БУТ
персонажи мифологии: 1) фракиец, сын бога Борея и земной женщины. Был изгнан своим братом, царем Ликургом, и поселился на острове Стронгил. Разгневал Диониса, похитив одну из его нимф, за что был наказан безумием; 2) сын афинского царя Пандиона, брат Эрехтея, жрец Афины и Посейдона, родоначальник жреческого рода Бутадов в Афинах; 3) сын Посейдона (или Телегона), участник похода аргонавтов. Он прельстился пением сирен и бросился в море, намереваясь достичь их острова, был спасен Афродитой и перенесен на Сицилию, где сделался ее возлюбленным. Бут стал отцом Эрика.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
БУТ
Павлюк), Павел Михнович (ум. 1638) - предводитель крест.-казацкого восстания на Украине в 1637-38. В нач. авг. 1637 повстанцы во главе с Б. выступили из Запорожья; их появление послужило сигналом к массовому восстанию на Левобережной Украине. Восставшие изгоняли польских и укр. панов и объявляли себя казаками. В дек. 1637 у с. Кумеек польско-шляхетское войско во главе с гетманом Н. Потоцким нанесло восставшим поражение. 15. с частью повстанцев отошел к Чигирину для набора новых сил и заготовки пороха; позже во время переговоров с Потоцким был изменнически схвачен и казнен в Варшаве. Лит.: Гуслистый К. Г., Крестьянско-казацкие восстания в 30-х гг. XVII в., в кн.: Воссоединение Украины с Россией. Сб. ст., М., 1954, с. 69-74; Шутой В. Е., Канун освободит. войны укр. народа 1648-54, в сб.: ИЗ, т. 46, (М.), 1954, с. 230-59; Голобуцкий В. A., Запорожское казачество, К., 1957, с. 224-32.
БУТ
• Butes,
??????, также ??????,
1. сын Борея, фракиец; изгнанный своим старшим братом Ликургом, он поселился на острове Стронгил. При одной погоне за женщинами он в Фессалии, на празднике в честь Дионисия, захватил одну из участвовавших в нем женщин — Корониду и принудил ее выйти за него замуж. Коронида обратилась к Дионису с мольбой о мести, Б. впал в безумие и бросился в колодец. Diod. Sic. 5, 50;
2. афинский герой, сын Пандиона и Зевксиппы, брат Эрехфея, муж Хтонии, пахарь и волопас, жрец Афины и эрехфейского Посейдона; от него происходил род Бутадов или Этеобутадов. Миф представляет его военным героем и аргонавтом; как аргонавт, он называется обыкновенно сыном Телеона и Зевксиппы. Афинский аргонавт затем опять смешивается с 3) сицилийским Б., родина которого у горы Эрикса. Этот принадлежал к кругу Афродиты и есть лицо, сходное с Анхисом. Афродита имела от него сына Эрикса, как от Анхиса — Энея, которого поэты постоянно называют его братом. У Диодора (4, 83) он называется туземным царем Сицилии. Отождествляя его с аргонавтами, миф передает, что, когда аргонавты плыли мимо сирен, то один Б. позволил себе увлечься их пением и бросился в море; но Афродита спасла его и перенесла в Лилибей, где от него родила Эрикса. Apollod 1, 9, 25. Apoll. Rh. 4, 913;
4. отец Поликаона. Paus. 4, 2, 1;
5. отец Гипподамии, жены Пейрифоя. Diod. Sic. 4, 70;
6. сын Палласа, афинянин. Ov. met. 7, 500;
7. аргивянин, владетель Родоса. Diod. Sic. 5, 59;
8. и 9) два троянца, спутники Энея. Verg. Aen. 9, 646. 11, 691 слл.
??????, также ??????,
1. сын Борея, фракиец; изгнанный своим старшим братом Ликургом, он поселился на острове Стронгил. При одной погоне за женщинами он в Фессалии, на празднике в честь Дионисия, захватил одну из участвовавших в нем женщин — Корониду и принудил ее выйти за него замуж. Коронида обратилась к Дионису с мольбой о мести, Б. впал в безумие и бросился в колодец. Diod. Sic. 5, 50;
2. афинский герой, сын Пандиона и Зевксиппы, брат Эрехфея, муж Хтонии, пахарь и волопас, жрец Афины и эрехфейского Посейдона; от него происходил род Бутадов или Этеобутадов. Миф представляет его военным героем и аргонавтом; как аргонавт, он называется обыкновенно сыном Телеона и Зевксиппы. Афинский аргонавт затем опять смешивается с 3) сицилийским Б., родина которого у горы Эрикса. Этот принадлежал к кругу Афродиты и есть лицо, сходное с Анхисом. Афродита имела от него сына Эрикса, как от Анхиса — Энея, которого поэты постоянно называют его братом. У Диодора (4, 83) он называется туземным царем Сицилии. Отождествляя его с аргонавтами, миф передает, что, когда аргонавты плыли мимо сирен, то один Б. позволил себе увлечься их пением и бросился в море; но Афродита спасла его и перенесла в Лилибей, где от него родила Эрикса. Apollod 1, 9, 25. Apoll. Rh. 4, 913;
4. отец Поликаона. Paus. 4, 2, 1;
5. отец Гипподамии, жены Пейрифоя. Diod. Sic. 4, 70;
6. сын Палласа, афинянин. Ov. met. 7, 500;
7. аргивянин, владетель Родоса. Diod. Sic. 5, 59;
8. и 9) два троянца, спутники Энея. Verg. Aen. 9, 646. 11, 691 слл.