Бюрократия
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Источник: Исторические термины: краткий глоссарий
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Данный термин используется в нескольких значениях.
1) Особый слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления.
2) Система государственного управления через чиновничье-административный аппарат, действующий на основании главным образом, письменного канцелярского производства через посредство назначаемых должностных лиц (чиновников).
3) Канцелярская волокита, пренебрежение к существу дела ради выполнения формальностей; бесполезная деятельность.
Источник: Краткий исторический словарь
Самосознание русского чиновничества, бывшего опорой и основой государственной власти в Императорской России, до сих пор оставалось за рамками внимания историков. Мы как-то традиционно удовлетворялись карикатурными персонажами гоголевского городничего, грибоедовского Скалозуба и иных, подобных им литературных фигур, совершенно забывая, что с петровских времен влияние бюрократии (далеко не всегда отрицательное) постоянно росло, а после реформ М.М. Сперанского (и проводившейся в том же духе политики Николая /) чиновничество фактически несло на своих плечах весь груз ответственности за судьбу России.
Простая справедливость требует признать несомненные заслуги русского чиновника в устроении и упорядочении всех областей жизни страны, во всех успехах и победах Империи, во всем том, что составило славу и доблесть России в XVIII-XIX вв. Столь же безусловна и несомненна огромная доля вины чиновной бюрократии в катастрофе, постигшей Россию в н. XX в. Потому-то и представляет значительный интерес анализ мировоззрения русского административного сословия. В жизни оно выражалось не языком идей, понятий или слов, а языком законов, практических действий и политических решений. Даже и не будучи оформлена словесно, идеология, лежащая в основании этих решений и действий, была вполне определенна и ясна. В ее истоках лежало представление о ведущей, решающей роли государства во всех областях человеческой жизни.
К сожалению, искажение основ русского домостроительства не обошло стороной и государственный аппарат. Стремление подчинить ему всякую человеческую деятельность, все проявления человеческого духа вступало в явное противоречие с православным мировоззрением. Утратив чуткость к благодатному духу Церкви, рассматривая ее лишь как один из государственных институтов, этакий "департамент по улучшению нравов народа", бюрократия стремилась поставить под контроль светской власти все стороны церковной деятельности, да и само духовенство.
При таком развитии событий Самодержавное Царство, издавна одухотворяющееся христианскими идеалами служения и долга, мало-помалу превращалось в абсолютистскую монархию по западноевропейскому образцу, а сам Самодержец - в простого главу государственного аппарата (нечто вроде современного президента, наделенного неограниченными полномочиями). Не случайно Лев Тихомиров - раскаявшийся террорист-народоволец, ставший впоследствии теоретиком монархизма, - назвал абсолютизм "идеей демократической".
Искажалась сама идея Божественного происхождения верховной власти, размывались ее религиозные, вероисповедные основы. Согласно бюрократическому воззрению на Царя как на главу административной системы управления государством, он якобы "делегирует" часть своей власти каждому чиновнику. Константин Леонтъев, понимавший и чувствовавший, какие опасности грозят России, метко выразил эту идею так: "каждый урядник есть тоже немножко Помазанник Божий". Призванный Господом к великому служению, русский народ постепенно низводился к роли детали в грандиозном государственном механизме Империи.
Многие видели эти искажения и в меру сил пытались исправить их, но лишь немногие понимали, к чему все это может привести.
Митрополит Иоанн (Снычев)
Бюрократии свойственны иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, произвол, авторитаризм и конформизм. 4) синоним бюрократизма - отчуждение государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита.
В социологию в качестве особой категории Б. введена М. Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного общества, один из главных «локомотивов модернизации». Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями: 1. строго иерархическая структура; 2. формальное статусное подчинение; 3. управление по формальным, безличным правилам; 4. эмоциональная нейтральность отношений. Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации (патриархальная, патерналистская), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и церковью.
Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Своей деятельностью она связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях Б. характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России. С петровских времен влияние бюрократии постоянно росло, а после реформ М. М. Сперанского чиновничество фактически несло на своих плечах весь груз ответственности за судьбу России. Следует признать несомненные заслуги русского чиновника в устроении и упорядочении всех областей жизни страны, во всем том, что составило славу и доблесть России в XVIIIXIX вв. Столь же безусловна и несомненна огромная доля вины чиновной бюрократии в катастрофе, постигшей Россию в XX в.
Современная социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством - предсказуемостью и стандартностью действия. Она способна обеспечить лишь ограниченный социальный контроль, особенно в современной ситуации, отличающейся быстрыми социальными изменениями и требующей нестандартных решений.
В современном мире, характеризующемся нарастанием непредсказуемости развития социальных процессов, бюрократия становится все менее эффективной и вытесняется иными системами организации и управления. Например, в Великобритании с конца 1980-х годов идет процесс передачи многих функций и задач от государственных органов полуавтономным негосударственным организациям («кванго»), которые, по сути, являются частными компаниями, но при этом находятся под контролем правительства.
Лит.: Масловский М. В. Теория бюрократии М. Вебера и современная политическая социология // [Электронный ресурс] URL: http://socnet.narod.ru/ library/authors/Maslovskiv/Burocracv/burocracv.htm [февраль, 2014]; Родионов К. В. Бюрократия vs. модернизация // [Электронный ресурс] URL: http:// www.ng.ru/ideas/2010-01-29/5 reforms.html [февраль, 2014]. Г. Н. КРАЙНОВ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.