франц. buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное, большей частью портретное (первоначально надгробное) изображение человека в круглой скульптуре.
Бюст
Бюст
(итал.-франц. погрудное изображение), поплечное или погрудное скульптурное изображение человека, наиболее распростран. вид скульптурного портрета. Искусство Б. берет начало от греч. герм, получает дальнейшее развитие в эпоху эллинизма (3 — 1 вв. до н. э.) и играет большую роль в рим. искусстве портрета предков (лат. imago). Характерным для рим. мастеров было убеждение в том, что внешний облик изображаемого человека не должен противоречить внутр. миру индивидуума. Искусство Б. вновь получило распространение начиная с эпохи Возрождения.
Источник: Словарь античности. 1989
БЮСТ
(итал. Busto — туловище, торс) — погрудное, реже поясное или оплечное изображение человека
в круглой скульптуре. Материалом для изготовления служат гипс, мрамор, металл, различные порода камня, дерева и т.д. Свое начало получил от древнегреческих герм — первоначальных форм статуи. Однако более близким к современному пониманию скульптурного бюста стали древнеримские надгробные памятники, которые с эпохи античности практически не претерпе-ли серьезных изменений. Наиболее видными мастерами искусства бюста были Донателло, Л. Бернини, О. Роден, Ф. убин, С. Коненков и др.
в круглой скульптуре. Материалом для изготовления служат гипс, мрамор, металл, различные порода камня, дерева и т.д. Свое начало получил от древнегреческих герм — первоначальных форм статуи. Однако более близким к современному пониманию скульптурного бюста стали древнеримские надгробные памятники, которые с эпохи античности практически не претерпе-ли серьезных изменений. Наиболее видными мастерами искусства бюста были Донателло, Л. Бернини, О. Роден, Ф. убин, С. Коненков и др.
БЮСТ
франц. buste, от лат. bustum – место кремации, надгробный памятник), погрудное или оплечное скульптурное изображение человека; вид скульптурного портрета, в древности надгробного. Ведет происхождение от древнегреческих герм. Был широко распространен в эпоху эллинизма. Греческие бюсты лишены портретного сходства: скульпторы представляли национальный идеал героя («Перикл» Кресилая, 5 в. до н. э.). Древнеримские бюсты родились из др. источника: восковых надгробных масок предков, которые принято было хранить в домах (обожествленные предки считались покровителями рода). Отсюда индивидуальная неповторимость скульптурных портретов, доносящих до зрителя суровую, неприглядную правду о мужественных, а подчас жадных и порочных гражданах и правителях Рима («Брут», кон. 3 – нач. 2 в. до н. э.; «Калигула», 3 в. н. э.). Античные традиции были продолжены мастерами эпохи Возрождения (Микеланджело) и классицизма (Ж. А. Гудон, Ф. И. Шубин). В бюстах, созданных в стиле барокко (Д. Л. Бернини, Б. К. Растрелли), фигуры предстают в сложных движениях и резких поворотах; они обрамлены пышными складками, иногда перегружены деталями; скульпторы стремятся передать оттенки психологического состояния, настроения модели. В 20 в. бюсты, наделенные яркими портретными характеристиками, создавали П. П. Трубецкой, С. Т. Коненков, В. И. Мухина и др.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007