Царь

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЦАРЬ
лат.) - в России в 1547-1721 гг. титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Царь
монарх, король. Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Ивана IV Грозного.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Царь
титул, официально принятый в России великим князем Иваном IV в 1547 г., который он перенял от древнеримского титула цезарь

Источник: Краткий исторической словарь титулов, званий и чинов

ЦАРЬ
от латинского caеsar - цезарь), в 1547-1721 официальный титул главы Российского государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I титул Ц. заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Царь
лат. - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царем был венчан Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально сохранился до 1917 г., до свержения самодержавия.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Царь
титул монарха; официальный титул главы Российского государства в 1547—1721 гг. Первым русским царём был Иван IV Грозный (1547). После принятия Петром Iтитула императора (1721) титулование главы российского государства также и царём сохранялось вплоть до 1917 г.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ЦАРЬ
(от лат. Caesar — цезарь) — титул римских императоров. В России официальный титул монарха (1547—1721). Первым русским царем был Иван IV Грозный с 1547 г., в 1721 г. Петр I принял титул императора, но титул «царь» неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917 г.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ЦАРЬ
цезарь – в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917 г. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца XIX в. до провозглашения Народной республики в 1946 г.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Царь
от латинского сaesar – цезарь) официальный титул главы Русского государства в XVI – начале XVIII в. Стал использоваться вместо титула «великий князь» с 1547 г. Иваном IV Грозным – первым русским царем. При Петре I с 1721 г. был введен титул императора, но слово «царь» продолжало употребляться в качестве синонимов слова «государь», особенно в обиходной речи, вплоть до февраля 1917 г.
 

Источник: Краткий исторический словарь

Царь
от латинского - цезарь (титул римских императоров) - официальное звание (титул) главы государства (монарха) в России (до 1917 г.) и Болгарии (до 1946 г.). Царями принято называть и монархов древних государств: Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Персии, Греции, древнейшего Рима, эллинистического Египта и др. Титул царь равнозначен титулу король, он является высшим (после императора - монархическим титулом.

Источник: Исторический словарь

ЦАРЬ
у Русских термин получившийся при сокращении римско - византийского слова "цесарь"; уже в самых древних летописях встречается как основа наименования г. Константинополя: Цесарь-город, Царь-город, Царьград. Около ХШ в. в московских актах царем называются золотоордынские ханы, но начиная от Ивана III (1462-1505) этим званием пользуются и вел. князья московские; они "венчаются на царство" и украшают свой титул словом Царь. До падения династии Романовых оно сохранялось в полном титуле всерос­сийских императоров и самодержцев (царь польский).

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ЦАРЬ
от лат. caesar - цезарь, титул рим. императоров) - офиц. звание (титул) главы гос-ва (монарха) в России (до 1917) и Болгарии (до 1946). Ц. принято называть и монархов древних гос-в: Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Ирана, Греции, древнейшего Рима, эллинистич. Египта и др. Титул Ц. равнозначен титулу король, он является высшим (после императора) монархич. титулом. В России титул Ц. официально принял в 1547 Иван IV Грозный, хотя им иногда (неофициально) именовали его деда и отца (Ивана III и Василия III). Этот акт Ивана IV имел целью подчеркнуть самодержавный характер его власти. Со времени Петра I (с 1721) рус. самодержцы стали именоваться императорами, но сохраняли в своей полной титулатуре титул Ц. при указании тех территорий, входивших в состав России, к-рые до присоединения именовались царствами ("...Император и Самодержец Всероссийский,... Царь Казанский..."). В Болгарии монархи носили титул Ц. в 10-14 вв. и с 1908 до ликвидации в 1946 монархич. режима и провозглашения народной республики. О характере власти Ц., ее классовой сущности см. в ст. Монархия, Самодержавие, Абсолютизм, Деспотия.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

царь
это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше-активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Ц 21.11). В Ханаане, например, во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав 12.7-24). Моисей во Вт 33.5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф 1.5, в еврейском тексте-Молох) и к Богу-Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику-Христу.
На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий-падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 г. до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ, известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных-затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, например, Давида одни считают от 1013 г. до 973 г. до РХ, другие-от 1055 г. до 1015 г. до РХ. Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (См. год,б)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЦАРЬ
1) В Греции древ. царская власть (власть плем. вождей или подлинное царское правл.) утрачивала свою силу по мере того, как росло политич. и экономич. влияние родовой знати. Этот процесс завершился почти во всем греч. мире к сер. 8 в. до н.э. Там, где царская власть сохран. (Спарта, Аргос, Македония, Кирена и пр.), она имела огранич. хар-р, в нек-рых случаях приобретая форму правл. с огранич. сроком. В Афинах наследств. царская власть трансформиров. в ежегодно замещавш. дол-жность архонта-басилевса, к-рый выполнял жреч. функ-ции и председательствовал на суд. заседаниях, где решались дела об убийствах. Царская власть в Спарте передавалась по наследству в обоих царских родах — Агиадов и Эврипонтидов. Эта двойная царская власть в результате борьбы с эфоратом была сведена к команд. войском. В остальных обл., какой была, напр., Фессалия, пожизненно избирались тагосы, наделявш. исключит. полномочиями. По той же причине монархич. правл. существовало и в Македонии. Покорив персов, Александр Македонский основал эллинистич. царство, в к-ром правил единовластно. Держава Александра вобрала в себя макед. традицию царской власти как власти воен. и перс. традицию власти великого Ц. 2) Согл. сложивш. в рим. историографии традиции, в истории Рима выделяется царский период: считается, что в теч. 240 лет, приблизит. до 510 до н.э., Римом правили Ц. Их было семь: первый — Ромул, последний — Тарквиний Гордый. Ц. в Риме осуществлял верхов. команд. войском, был законодателем и жрецом; ему помогал сенат. В период Республики жреч. функции перешли к «царю священнодействий». 3) Титул славян. правителей. Первым его носителем (с 917) был Симеон I (893 — 927).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Царь
1. Греция. Др. царская власть (власть плем. вождей или подлинное царское правление) утрачивала свою силу по мере того, как росло политич. и экономич. влияние родовой знати. Этот процесс завершился почти во всем греч. мире к сер. 8 в. до н. э. Там, где царская власть сохранилась (Спарта, Аргос, Македония, Кирена и пр.), она имела огранич. характер, в некоторых случаях приобретая форму правления с огранич. сроком. В Афинах наследств, царская власть трансформировалась в ежегодно замещавшуюся должность архонта-басилевса, который выполнял жреч. функции и председательствовал на судебных заседаниях, где решались дела об убийствах. Царская власть в Спарте передавалась по наследству в обоих царских родах — Агиадов и Эврипонтидов. Эта двойная царская власть в результате борьбы с эфоратом была сведена к командованию войском. В отсталых областях, какой была, например, Фессалия, пожизненно избирались тагосы, наделявшиеся исключительными полномочиями. По той же причине монархич. правление существовало и в Македонии. Покорив персов, Александр Македонский основал эллинистич. царство, в котором правил единовластно. Держава Александра вобрала в себя македонскую традицию царской власти как власти военной и перс, традицию власти великого Ц.
        2. Рим. Согласно сложившейся в рим. историографии традиции, в истории Рима выделяется царский период: считается, что в течение 240 лет, приблизительно до 510 до н. э., Римом правили Ц. Их было семь: первый — Ромул, последний — Тарквиний Гордый. Ц. в Риме (rex) осуществлял верховное командование войском, был законодателем и жрецом; ему помогал сенат. В период Республики жреч. функции перешли к «царю священнодействий» (rex sacrorum).

Источник: Словарь античности. 1989

ЦАРЬ
от лат. caesar – цезарь, титул римского императора), официальное звание (титул) главы государства (монарха) в России в 1547–1721 гг. Титул Ц. равнозначен титулу король, является высшим (после императора) монархическим титулом. Характерно, что «Ц.» на Руси именовались и татарские ханы, и турецкие султаны. Факт завоевания в 1550-х гг. Астраханского и Казанского «царств» стал одним из важных аргументов, который приводили дипломаты за границей в обоснование нового титула Ивана Грозного, венчанного на царство в 1547 г. Титул передавался от отца к сыну. В случае пресечения династии Ц. избирался на Земском соборе из представителей наиболее именитых боярских родов (Борис Годунов – 1598 г., Михаил Романов – 1613 г.).
««Ц., государь и великий князь всея Руси» ~ титул, который по частям усвоен был московскими государями приблизительно с середины XV века. Под царем разумели власть, более высокую сравнительно с властью местных племенных или национальных государей; царь, или цезарь, – это, собственно, римский император. Когда власть татарского хана над Русью пала, а Византийская, Восточно-Римская империя разрушена была турками, московские государи, великие князья всея Руси, считая себя преемниками павших римских императоров, официально усвоили себе этот титул. Под царем разумели независимого, самостоятельного государя, никому не платящего дани, никому не отдающего ни в чем отчета. Такое же понятие государя, не зависящего от чуждой власти, соединяли и с другим термином самодержец. Вместе с титулом царя московские государи усвоили себе и титул самодержца, понимая его в смысле внешней независимости, а не внутреннего полновластия. Слово «самодержец» в XV–XVI веках значило, что московский государь не платит никому дани, не зависит от другого государя» (33).
С конца XIV в. к титулу «великий князь» присоединяется формула «всея Руси», а «господин» заменяется в отношении к нему титулом «государь». В середине XV в. была принята в титуле формула «Божиею милостию». Она указывала на источник власти – теократический, то есть происхождение ее из воли Божьей, а не из воли подданных.
Все указанные свойства власти совмещены в титуле «Ц.», утвержденном за Иваном IV грамотой цареградского патриарха в 1561 г. С титулом Ц. действительно соединяется международное значение полной независимости от других государств и, наоборот, признание за Ц. Московским значения единственного истинного государя и некоторых преимущественных прав над прочими государями.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

Царь
евр. мелех. Царь. Это слово в Священном Писании не всегда обозначает властелина большой области. Отдельные города или города с прилежащими селами имели своих собственных царей. Нередко царями называли таких лиц, которых мы назвали бы начальниками или предводителями. Этим объясняется, почему небольшой Ханаан имел множество царей, из которых 31 были побеждены Иисусом Навином (И. Нав. 12:9 и дал.), а остальные бежали от него. Адони-Везек, самый могущественный из хананейских царей, говорит о 70 царях, которых он покорял и отрубил им пальцы (Суд. 1:7; Срав. 3 Цар, 4: 24). Израильтянами управляли сперва старейшины, например, в Египте, затем вожди, избранные Богом, например, Моисей и Иисус Навин, и, впоследствии, судьи, например, Гедеон и Самуил. Эти вожди и судьи не были властителями народа, как цари у язычников. Гедеон отказался от предложенной ему царской власти, потому что только один Иегова должен был быть Владыкой народа. Израильтяне имели теократический образ правления, т.е. их главою был Бог (даже в вопросах, касающихся политики), Который управлял народом посредством данных Им законов и тех представителей, которых Он избрал, чтобы творить суд и расправу (Суд. 8:23; Втор. 33:5). Недовольный плохим управлением Иоиля и Авии, сыновей Самуила, и боясь аммонитского царя Нааса, народ стал просить у Самуила царя (1 Цар. 8:5; 12:12). Их просьба была неугодна Богу, так как этим израильтяне изменнически и мятежно отказались от Его непосредственного управления (1 Цар. 8:7). Несмотря на это, Бог дал им царя. В законе такой случай был предвиден (Втор. 17:14 и дал.); в нем указывалось на то, что царь должен изучать Закон Господень и поступать по нему, чтобы в будущем для Израиля остались в силе слова: «Господь — судья наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш» (Ис. 33:22); свобода царя была ограничена законом: он не мог быть иностранцем; ему воспрещалось заводить для себя множество коней, иметь много жен и умножать себе серебра и- золота (Втор. 17). Страх Божий должен был быть его основным законом, следовательно, идолопоклонство было государственной изменой. Пророк или первосвященник Божий помазывал царя, возлагал венец на его голову и давал ему скипетр в руки (1 Цар. 10:1; 12:12 и дал.; 3 Цар. 1:39,45; 4 Цар. 9:1 и дал.; 11:12; Пс. 20:4). Через Своих священников и пророков Бог давал нужные и испрошенные указания, касающиеся государственных дел; и эти орудия Божий (пророки и священники) имели большое влияние на историю народа. О Иудейских и Израильских царях см. «Цари и земля Израилева».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Царь
   • Rex.

    I. Значение греческой царской власти явствует из слов Гомера: ????? ???????? ´????, ????? ????????, в которых ясно выражен принцип монархии в противоположность полиархии (Ноm. Il. 2, 204). С этим связано божественное начало царской власти (и само происхождение Ц. от богов) (Нот, Il. 9, 38), переходившей от отца к сыну или ближайшему родственнику (Ноm. Il. 20, 178. Ноm. Od. 1, 386) по праву первородства; если не было сыновей или родственников мужского пола, то власть переходила и в руки женщин. (Paus. 2, 18, 6). Раздел же отцовского наследства между сыновьями случался редко. Ц. носили в знак своего сана скипетр (?????????, Ноm. Il. 2, 11 слл.), имели ограниченную общественным мнением и обычаями власть и отличались столько же внешними почестями и саном, сколько телесными и душевными преимуществами от своих подданных (Paus. 7, 2, 1), доставлявших им средства к приличной их сану жизни, отчасти недвижимыми имуществами, ??????? (Ноm. Od. 6, 293), отчасти особенными дарами, почетными подарками, ????? (Ноm. Il. 8, 162. 12, 311. Ноm. Od. 4, 66). Ц. был в то же время верховным жрецом, судьей и полководцем. При нем состояли советниками уважаемые мужи его народа. Ноm. Il. 3, 149. Ноm. Od. 2, 14. Ц. и его придворные (также часто называемые ?????????, ????????) составляли главную часть государства, тогда как самому народу часто предоставлялись только незначительные права, см. ????????, Правления формы.

    II. В Риме Ц., царствовавшие в первый период по основании города, избирались первоначально из рода Титиев и Рамнов, к которым потом прибавились еще Луцеры. От смерти прежнего до избрания нового Ц. государством правили interreges, избираемые из числа сенаторов. Избранный сенатом должен был быть утвержден в куриатских комициях. Cic. r. р. 2, 12, 17. Dion. Hal. 2, 58. Затем авгур должен был при наблюдении знамений (Liv. 1, 18. Plut. Num. 7) посвятить новоизбранного, так что он являлся признанным богами. После этого ему передавалась в новых куриатских комициях военная власть, imperium. Ц. предлагал законы и был исполнителем решений сената и народного собрания, председательствовал в сенате и в народном собрании, предводительствовал войском на войне и заключал в соединении с сенатом мир. В незначительных случаях он судил, не спрашивая народа, и председательствовал в суде. В числе других сходных сторон царской власти у римлян и у греков достойно внимания согласие относительно принадлежащей им власти верховного жреца, которая и в Риме приводила Ц. в соприкосновение с богами и всем культом. Liv. 1, 20. 2, 2. Перед Ц. шли двенадцать ликторов со связками прутьев и с топорами, в знак их царского достоинства (Cic. r. р. 2, 17); к этому прибавлялись sella curulis и toga praetexta, тогда как корона и скипетр сначала не принадлежали им. Доходы Ц. получались с назначенных государственных земель; кроме того, они имели частную собственность.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ЦАРЬ
титул прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов 15:24), князьям колен и городов (Нав 12:9,24), правителям народа или народов (Ис 8:21), к идолам от идолопоклонников (Соф. 1:5), к Иегове (Пс 5:2) и к Мессии (Пс 2:6). Царь Ассирийский называется великим царем (Ис 36:4), царю Вавилонскому приписывается титул царя царей (Иез 26:7). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, служат все земные монархи, проходит почти всюду на страницах Свящ. Писания. Все семейства с древнейших времен разъединились затем чтобы быть подданными Высочайшего, и постепенно превращались в отдельные народы. Господь Бог был их царем. Моисей, Иисус Панин и Судии были Его исполнителями; книги Закона были их религиозно-государственными книгами. Через урим и туммим и через пророков Он объявлял народу Свою волю. Скиния Свидения служила местом особенного Его присутствия. Священники и левиты составляли Его двор, десятины и приношения были, так сказать, данью, приносимою Ему как царю; и враги Его народа были Его врагами. Идолопоклонство считалось не только грехом, но и политическою важною изменою. Несмотря на все сие, народ, недовольный невидимым правителем, пожелал для себя видимого царя. Их требование было исполнено, хотя и явными знаками негодования Божия, и с сего времени до периода плена, между избранным народом существовала монархическая форма Правления. Монархия была ни ограничена подобно европейским, ни автократическая, как например на Востоке, восточный деспотизм. В цари для Евреев поставлялось иногда лицо, избранное самим Богом, как например Саул, Давид, Иеровоам; иногда же венец переходил по наследственной линии от отца к сыну или по завещанию умершего монарха. Посвящение в царское достоинство совершалось при всем собрании народа посредством помазания священным елеем (1Цар 11:14,15, 2Цар 2:4, 5:1-3, 3Цар 1:32-34, 4Цар 11:12, 2Пар 23:1-21). По сему царь назывался помазанником, помазанником Господним (1Цар 24:7-11, 26:9-23, 2Цар 1:14, 23:1, Пс 2:2, Авв 3:13); возлагался на главу его венец и вручалась ему держава (2Цар 1:10, 4Цар 11:12, Пс 44:7, Иез 21:26). Внешние знаки царского достоинства и разные принадлежности царей составляли: дорогие, пышные и блистательные одежды (Иез 28:12-19, Лк 16:19), корона, или венец, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (2Цар 12:30, 1Пар 20:2, Пс 20:4), скипетр, или жезл (Быт 49:10, Чис 27:17, Мих 7:14, Зах 10:11) и престол, или трон (Быт 41:40, Пс 109:1, Ис 14:13). Престол Соломона был из слоновой кости и обложен золотом (3Цар 10:18-20, 2Пар 9:17-19). Доходы на царское содержание обыкновенно получались от стад и пастбищ (1Цар 21:7), от земледелия, виноградников, маслин и смоковниц, верблюдов и пр. (1Пар 27:26-29), от десятин с доходов его подданных (1Цар 8:15,17), от добычи побежденных врагов (2 Парал. 27:5), от добровольных приношений (1Цар 10:27). Царские обязанности состояли в том, чтобы предводительствовать во всякое время в войске и решать различные тяжбы в качестве судьи; царь имел право жизни и смерти (3Цар 2:5,9), мог налагать подати (4Цар 15:20), но присвоять себе собственность подданного мог не иначе как по законной форме (см Навуфей). При царе обыкновенно состояли советники (1Пар 27:32), военачальники (2Цар 20:23) и старейшины, между тем как пророки и священники открывали царю волю Божию (3Цар 12:21-24, Ис 37:22-26). Но среди царствования Иудейских и Израильских царей, которые почти все были несовершенны и большая часть которых были идолопоклонники и тираны. Господь Бог многообразно и многоразлично глаголал через пророков о другом Царе, высшем всех царей. Потоки света из отдаленного будущего сияли уже в очах многих пророков. Они духовным оком созерцали грядущего Царя и предвозвещали Его пришествие. Пророчество Захарии: “Скажите дщери Сионской: се Царь твой, грядет к тебе кроткий...”. было источником многих радостных надежд и упований. Когда наступило исполнение времен, Предтеча Господень, Иоанн, со всею величавостью ветхозаветного пророка провозгласил, что давно ожидаемый Царь и царствие Христово приблизились. На берегах Иордана явился Господь Иисус и был указан Крестителем, как главный предмет его пустынной проповеди. Он приял помазание свыше крещением Иоанновым; в Своей первой нагорной проповеди Он говорил о царствии небесном (Мф 5:3,10); в большей части Его притчей говорилось о том же. Он принял на Себя тот же самый титул, под которым впервые открылся Еврейскому народу невидимый Царь Израилев (ср. Исх 3:14 и Ин 8:58). Он был распят на кресте за то, что именовал Себя царем. Он как Царь со славою вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. “Он был облечен, по слову Тайновидца, в одежду, обагренную кровью; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих (От 19:13-16) и Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои” (1Кор 15:25). Город великого царя (Пс 47:3, Мф 5:35) — название прилагаемое к Иерусалиму. см. Иерусалим.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ЦАРЬ
лат.: Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных.
В России титул Царя впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари стали официально называться Императорами. С 1815 название Царь снова ввели в титул в виде "Царь Польский". В народе титул "император" не прижился, и чаще всего по-прежнему использовалось слово "Царь".
Народ видел в Царе воплощение Родины и Государства и добровольно передавал ему свою жизнь на общее благо. Народ оставлял за собой нравственную общественную свободу и вручал Царю бремя государства.
"Царь для русского человека, - отмечал А.С. Хомяков, - есть представитель целого комплекса понятий, из которого само собой слагается "бытовое" Православие. В границах этих всенародных понятий Царь полновластен; но его полновластие (единовластие) - самодержавие - ничего общего не имеет с абсолютизмом западнокесарского пошиба. Царь есть "отрицание абсолютизма" именно потому, что он связан пределами народного понимания и мировоззрения, которое служит той рамой, в пределах коей власть может и должна почитать себя свободной".
Эта мысль Хомякова очень важна для понимания одного из главных принципов русской цивилизации. Самодержавие ограничено традицией и народным преданием. Царь не вмешивается в дела крестьянской общины, регулируемые обычным крестьянским правом, он воздерживается от вторжения в дела окраинных народов, если только они не приобретают угрожающий характер, и т.п. Это, конечно, не означает, что он не может этого делать, но не делает этого, чтобы не нарушать традиционный государственный порядок, изменение которого чревато общественными потрясениями.
"Русский народ, - писал К.А. Аксаков, - государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт - жизнь мирную духа... Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя. Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: воздайте кесарево кесареви, а Божие Богови, и другие слова Христа: Царство мое несть от мира сего; и потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь - путь к внутренней свободе и духу, к царству Христову: Царство Божие внутри нас есть".
Идея самодержавной власти сложилась на Руси не сразу и имела своих противников, прежде всего в лице удельных князей. В "Повести временных лет" монах Нестор отвергает единодержавство как неправедное и беззаконное, считая лучшим удельное династическое княжение: "кождо да держит отчину свою", а признавая центром единства Руси только Церковь. Однако такой взгляд на благо Русской земли противоречил интересам ее целостности и единства. Митр. Иларион стоит уже на точке зрения самодержавия как единственно возможной для сохранения целостности и мощи Русского государства. Самодержавие, считал он, может осуществить эту задачу, только опираясь на Православную Церковь; таких же взглядов придерживается его современник Иаков Мних, считавший, что чем мощнее единодержавие, тем сильнее и заступничество Бога.
Царская власть в России, справедливо отмечает И.Л. Солоневич, была функцией политического сознания народа, и народ, устанавливая и восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал всякие попытки ее ограничения.
Русская монархия, писал Л.А. Тихомиров, "представляет один из величайших видов монархии, и даже величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это, по существу, невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно, реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может. Русская монархия за ряд долгих веков исполнила эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью..."
Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский государь, стряхнувший ордынское иго, почувствовал себя настоящим единодержцем. По мысли Иосифа Волоцкого, его власть от Бога, ему подчиняются все христиане, в том числе духовенство. В его руках "милость и суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение".
Еще дальше пошел старец Филофей. Он сумел обосновать, что русский Царь является наследником величия римских и византийских императоров, а Москва по своему духовному значению является Третьим Римом. Обращаясь к Царю, он писал, что "все царства православной веры сошлись в тое единое царство, во всей поднебесной ты один христианский царь". Но власть самодержцу нужна не сама по себе, а чтобы быть щитом "правой веры", защищать Православие как добротолюбие, сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. Филофей подчеркивает преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая его и как духовного наследника дел, начатых ими.
Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем Бога. "Русский Бог - велик", - считал русский человек. "Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит, русский народ - царелюбивый".
"Нельзя быть земле русской без государя" - говорят народные пословицы. "Нельзя земле без Царя стоять, без Царя земля - вдова". "Грозно, страшно, а без Царя нельзя". "Светится одно солнце на небе, а Царь русский на земле".
А почему? А потому, что "без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится". "Бог на небе, Царь на земле". "Один Бог, один государь". "Все во власти Божьей и Государевой".
В народном сознании: "Народ - тело, Царь - голова". "Государь - батька, земля - матка". "Царь города бережет". "Царь от Бога пристав".
"Сердце царево в руке Божьей".
Царь - помазанник Божий, и потому все, что он делает доброго, - Божья воля. "Кого милует Бог, того жалует Царь". "Виноватого Бог простит, а правого Царь пожалует". "Вся жизнь человеческая - служение Богу и государю". "Где ни жить - одному Царю служить". "За Богом молитва, за Царем служба не пропадет".
В народном сознании Царь обладает всеми высшими характеристиками. "Где Царь, там и правда", - говорит русский человек. "Всякая вещь перед Царем не утаится". "У Царя руки долги". "Царский глаз далече сягает". "Нет больше милосердия, как в сердце царевом". "Богат Бог милостию, а государь жалостию". "У Бога да у Царя всего много". "Все ведает Бог и государь". Да и вообще слово "Царь" выражает принцип высшего совершенства. Отсюда - "Царь-колокол", "Царь-пушка", "Царь-девица", "Царь-земля".
"Государь только Богу ответ держит", - считает русский человек. "Царский гнев и милость в руке Божьей". Но ответственность Царя перед Богом очень велика - ибо "За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует". "Народ согрешит - Царь умолит; Царь согрешит - народ не умолит".
Все русские люди - "душою Божьи, а телом государевы".
"Царь думает, а народ ведает". "Воля царская не судима". От народа Царь требует прежде всего правды - "Царю правда нужна". "Царю правда - лучший слуга".
"Правда Божья, а суд царев". "Правда Божья, а воля царская". "Воля Царя - закон". "На все святая воля царская". "Все во власти Божьей и государевой". "Суди меня Бог и Государь!"
По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение. "Не от Царей угнетение, а от любимцев царских". "Не Царь гнетет народ, а временщик". "Не Царь грешит, а думцы наводят".
В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за Царя - "Не всяк Царя видит, а всяк за него молит". "Государь-батюшка, надежа Православный Царь".
В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг "За Бога, Царя и Отечество" выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому. Злодейское убийство Царской семьи в 1918 рассматривается русскими как удар в сердце Святой Руси, намеренное уничтожение тех начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии народа.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000