Цецишовский Каспар-Казимир

Найдено 1 определение
Цецишовский, Каспар Казимир

или Цецишевский (Kasper Kazimierz Kolumna-Cieciszowski) — архиепископ могилевский и митрополит римско-католической церкви в России, род. в Мазовии в 1745 г., происходил из древнего польского рода и был сыном Доминика Цецишовского, литовского кравчего. Он приходился близким родственником известному Залусскому, основателю Варшавской библиотеки. 1768-й год можно считать началом церковной деятельности Цецишовского; 12 декабря этого года, он был назначен каноником Варшавским, но в этой должности прослужил недолго, так как Киевский епископ Оссолинский пожелал взять его к себе в качестве коадъютора. 21 февраля 1775 г. король утвердил Цецишовского в этом звании, а немного времени спустя папа посвятил его в епископы. В 1780 г. Цецишовский был назначен генеральным официалом Варшавским. В том же 1780 г., он получил должность настоятеля меховского аббатства стражей Гроба Христова и, несколько времени спустя, еще настоятеля зубчинского в Краковской епархии. В апреле месяце 1780 г. он отказался от последней должности, а также сложил с себя звание каноника Варшавского, что доказывает его редкое бескорыстие, так как оба места служили источником легких и больших доходов для духовенства. В 1782 г. Цецишовский получил орден св. Станислава, а в 1784 г., после смерти Оссолинского был назначен епископом киевским. Вступив в управление епархией, Цецишовский, еще раньше пользовавшийся любовью паствы, очень скоро сумел завоевать себе и ее уважение. Вообще, он всегда отличался заботами о просвещении и строгой личной жизнью; последнее обстоятельство, вероятно, и послужило причиной суеверной молвы, приписывавшей молитве Цецишовского силу творить чудеса. Так, сохранилась легенда, что во время трехмесячной засухи 1781 г. дождь пошел немедленно после совершения молебствия Цецишовским; в другой раз, в 1783 г., он приказал служить в продолжение 4-х недель молебны об искоренении неверия и, согласно легенде, богослужения сопровождались продолжительными бурями и грозами. Эти предания доказывают, что Цецишовский сумел внушить к себе чувства, близко граничащие с благоговейным страхом.


Получив в управление киевскую епархию, Цецишовский на время уехал из Варшавы, и когда вернулся, не застал короля в столице, что помешало ему немедленно принести сенаторскую присягу, иными словами, лишило его возможности присутствовать на Гродненском сейме; 8 октября 1784 г. он был утвержден королем в своей новой должности и 5 декабря, сложив с себя звание Варшавского официала, принес сенаторскую присягу. На своем новом посту Цецишовский действовал вполне самостоятельно. Когда в 1785—1787 гг. случился в его епархии голод, он на собственные средства все время кормил голодающих; таким образом он, не в пример другим епископам, серьезно заботился о положении неимущего населения; с другой стороны, зная постоянное стремление духовенства увеличивать свои доходы, он, опираясь на постановление Тридентского Собора, запрещал священнослужителям иметь более одной бенефиции сразу.


Через год по вступлении в управление киевским епископством, Цецишовский открыл житомирскую семинарию, над устройством которой он немало потрудился. В 1786 г. он принял участие в сейме, собравшемся в Варшаве, и впервые выступил, как политический деятель, произнесши, по поручению 15-ти членов сейма, речь, встреченную собранием сочувственно. По закрытии сессии, Цецишовский получил орден Белого Орла. На большом сейме, когда были подняты вопросы, касавшиеся церкви, он принял живейшее участие в прениях, отстаивая интересы своей епархии; он показал себя фанатическим католиком, не допускающим и мысли о соединении церквей и не признающим необходимости унии. В это именно время он взял к себе в помощники впоследствии знаменитого Воронича, назначив его, вместе с тем, каноником Киевским. Воронич, между прочим, исполнял обязанности его домашнего секретаря, и некоторые из произнесенных Цецишовским проповедей принадлежат его перу. В 1790 г. Цецишовский был снова на сейме, где он произнес несколько речей, из которых некоторые, как и проповеди, сочинены Вороничем. В 1791 г. Цецишовский был президентом житомирской гражданско-военной комиссии.


Несмотря на эту разностороннюю и интенсивную деятельность, Цецишовский все это время не упускал из виду дел своей епархии и долго работал над проектом некоторых в ней улучшений; проект этот носит название "Kościoły parafialne łacińskie w dyjecezyi kijowskiej". 26 апреля 1792 г. маршалом Малаховским был созван сейм для рассмотрения предложения Цецишовского произвести некоторые реформы в его епархии. Сейм открылся речью короля, вполне соглашавшегося с проектом епископа. После оживленных прений, причем ни один из ораторов не высказывался принципиально против проекта и только один делегат не соглашался на ассигновку денег в том размере, в каком просил епископ, сейм постановил: построить 24 новых костела в епископствах Киевском и Брацлавском; на сооружение каждого из них отпустить по 3000 злотых; епископ сам должен выбрать селения, в которых нужно построить костелы, равно указать площади для них, для кладбищ, домов священников, школ и т. д.; в продолжение первых шести лет доход с новых приходов целиком поступает на поддержание в них благоустройства; по истечении этого срока 20 % ежегодно отчисляется в казну; десятин не взимается никаких. Таким образом предложение Цецишовского в основных чертах было принято сеймом. К своему постановлению собрание внесло добавление, по которому в акты было занесено оказание помощи Цецишовским голодающему населению епископства в 1785—1787 гг., как пример достойный подражания. Несмотря на то, что сейм принял проект, он остался на бумаге и новые костелы построены не были.


После второго раздела Польши, киевское епископство целиком вошло в состав Российской Империи; Цецишовский, несмотря на это, не оставил управления делами, а присягнул в верности русскому правительству. Новые русские владения заключали, между прочим, части разных епархий, не подчиненные никакому епископу; из них было образовано 3 епархии, и Цецишовский получил титул епископа пинского. После коронации Павла I Цецишовский был награжден орденом Александра Невского.


В 1798 г., когда киевская епархия была соединена с луцкой и стала носить название луцко-житомирской, Цецишовский был назначен епископом новой епархии и поселился в Луцке, где и прожил последние десятилетия своей жизни почти безвыездно. Только в 1812 г., спасаясь от неприятеля, выехал он в Житомир, но вскоре вернулся туда с молдавской армией Чичагова.


Все это время Цецишовский продолжал ревниво блюсти интересы своей паствы, писал послания, произносил проповеди, заботился о просвещении. После смерти Сестренцевича, Цецишовский, как старший из епископов, был назначен указом сената от 28 февраля (12 марта) 1827 г. на его место и принял звание архиепископа могилевского, митрополита римско-католической церкви в России, и президента римско-католической коллегии в С.-Петербурге. Болезнь помешала ему исполнять новые обязанности. Сенатским указом от того же 28 февраля 1827 г. ему был назначен заместитель, а в 1828 г. (25 апреля) он получил орден св. Андрея Первозванного. Умер Цецишовский 28 апреля 1831 г. по новому стилю. По словам гр. Д. А. Толстого Цецишовский был самым замечательным из католических епископов в царствование Александра I; "он отличался строгою жизнью и ревностью к своей пастве, но был весьма склонен к иезуитству, оттого и уважался иезуитским орденом".


Цецишовский известен следующими своими сочинениями: — "Glos pasterski J. W. Imci Xiędza Kaspra Cieciszowskiego" etc. 1789 d. 19 lipca w Źytomirzu; — "Głos pasterski I. W. I. X. etc. na Sessyi Seymowey" 2 września 1790, Warszawa; — "Instrukcya Dziekanom" etc. w Bedyczowie d. 12 lipca 1796; — "List pasterski z powodu zbliżającego się postu czterdziestodniowego" 178..; — "List pasterski" w Warszawie d. 4 marca 1783; —"L. P." (на лат. яз.) Varsaviae d. 19 febr. 1785; — "L. P." w Stawnie d. 12 sierpnia 1788; — "L. P." do duchowieństwa 1789; — "L. P." w Warszawie d. 27 grudnia 1789 (соч. Воронича); — "L. P." w Warszawie d. 10 maja 1791 (соч. Воронича); — "List okólny do plebanów" w Berdyczowie d. 25 czerwca 1796; — "L. P." w Berdyczowie d. 23 stycznia 1797; — "L. P." do duchowieństwa w Berdyczowie d. 23 stycznia 1797; — "L. P." w Berdyczowie d. 28 sept. 1797; — "L. P." w Berdyczowie d. 3 kwietnia 1798; — "L. P." w Berdyczowie d. 31 augusta 1798; — "L. P." w Berdyczowie d. 21 czerwca 1798; — "L. P." w Lucku d. 31 marca 1799; — "L. P." w Lucku d. 29 maja 1799; — "L. P." w. Lucku d. 4 juni 1799; —"L. P." w Оłусе d. 25 sierpnia 1799, по случаю победы русских войск над французскими; — "Epistola pastoralis data Luceoriae d. 2 decembris 1799"; — "Literae encyclycae ad Clerum" etc. 1782. Warsaviae; — "Mowa I. W. I. X" etc. d. 16 marca 1789, Warszawa (соч. Воронича); — "Mowa" etc. d. 21 maja 1792; — "Mowa" etc. d. 23 kwietnia 1796 w Żytomirzu; — "Mowa" etc. d Augusti 1796; — "Mowa" etc. d. 4 pazdziernika w Lucku 1798; — "Mowa" etc. d. 26 września 1798; — "Mowa" etc. w Lucku d. 4 grudnia 1799; — "Оrdinatio" datum Luceoriae 25 octobris 1798; — "Proces wydany" etc. w Warszawie 20 września 1784; — "Przymowienie się etc. na Sessvi Sejmowey" d. 24 marca 1789 w Warszawie; — "Przymowienie się etc. na Sessyi Seymowey d. 23 maja 1790; — "Zalecenie do duchowienstwa" w Berdyczowie d. 11 novemb. 1797; — "Zalecenie" w Lucku d. 31 stycznia 1799.


"Gazeta Warszawska" 1780 г., № 25; 1781 г., № 25; 1782 г., №№ 38, 50 (56? или 59?); 1783 г., suppl. к № 59; 1784 г., №№ 73, supp. к 86, supp. к 98; 1785 г., №№ 47, 61, 70, supp. к 86, 86; 1786 г., № 95. — "Pamiętn. relig. moral." 1853, t. 25, ст. 386. — "Tygodnik Illustrowany" 1864, t. 9, ст. 222; 1861, т. 4, ст. 97, 111. — "Przewodnik heraldyczny" соч. Kosiński, Warszawa 1885, t. V, ст. 651. — "Bibliografia polska" соч. Estreicher, т. XIV, ст. 277. — "Encyklop." Orgelbranda, т. V, 609—616. — "Encykl. Wielka", XII, 982. — "Encykl. Powszechna", lit. C. — "Русская Старина", т. LXXXI, июнь, 125. — гр. Д. А. Толстой, "Римский католицизм в России", т. II, ст. 44, 121, 234, 235. — П. Карабанов, "Списки".


Б. Савинков.


{Половцов}





Цецишовский, Каспар Казимир


или Цецишевский (Kolumna-Cieciszowski, 1745—1831) — известный польский деятель и писатель, епископ киевский. В 1786 г. принял участие в сейме, собравшемся в Варшаве, и впервые выступил как политический деятель, произнесши, по поручению 15 членов сейма, речь, встреченную собранием сочувственно. В 1790 г. он был снова на сейме, где произнес несколько речей, из которых некоторые, как и проповеди его, сочинены Вороничем. В 1791 г. был президентом житомирской гражданско-военной комиссии. Когда, после второго раздела Польши, киевская епархия целиком вошла в состав Российской империи, Ц. присягнул на верность русскому правительству. В 1798 г. киевская епархия была соединена с луцкой и стала носить название луцко-житомирской; Ц. был назначен епископом новой епархии и поселился в Луцке. В 1827 г. он был назначен могилевским архиепископом и митрополитом римско-католических церквей в России. По словам гр. Д. А. Толстого, Ц. был самым замечательным из католических епископов в царствование Александра I; "Он отличался строгою жизнью и ревностью к своей пастве, но был весьма склонен к иезуитству, оттого и уважался иезуитским орденом". Сочинения его "Głos pasterski", 1789; "Głos pasterski", 1790 (Варшава); "Przymowienie się etc. na Sessyi Sejmowey d. 24 marca 1789" (Варшава); "Przymowieme się etc. na Sessyi Seymowey d. 23 maja 1790" и др. Послания и речи его изданы в Варшаве. Ср. "Pamiętn. relig. moral." (1853, т. 25); "Tygodnik Illustrowany" (1864, т. IX; 1861, т. IV); Kosiński, "Przewodmk heraldyczny" (Варшава, 1885, т. V); "Русская Старина" (т. LXXXI, июнь); гр. Д. А. Толстой, "Римский католицизм в России" (т. II).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008