ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК

Найдено 1 определение
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК
ЦИК сов. республик) - в 1917-38 высший орган гос. власти союзных и автономных республик в период между соответствующими съездами Советов.

ЦИКи возникли в ходе революционной борьбы трудящихся за установление диктатуры пролетариата, отразили опыт организационного построения Советов, сложившийся еще до Октябрьской революции, и получили закрепление: в союзных республиках - в Конституциях, в авт. республиках - в Конституциях (где они были приняты), в Положениях о ЦИКах и др. конституционных актах. Непосредственно в ходе Великой Окт. социалистич. революции на 2-м Всероссийском съезде Советов был избран Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов, сыгравший вместе с Советом Народных Комиссаров выдающуюся роль в строительстве государства диктатуры пролетариата, в защите и дальнейшем углублении социалистич. революции. Именно он явился образцом для конструирования высших органов гос. власти в др. республиках. Функции и организационное построение ЦИКов вырастали и создавались на основе марксистско-ленинского учения (в частности, о соединении законодательной и исполнительной власти, о принципе демократического централизма, о сближении органов власти с массами трудящихся и др.), отражали насущные задачи гос., хоз., культурного строительства, развитие союза народов страны, совершенствовались по мере накопления нового опыта. ЦИКи являлись органами законодательной, распорядительной, руководящей и контролирующей власти. Ведению ЦИКов сов. республик подлежали общее руководство всей внешней и внутренней политикой, сношение с иностр. гос-вами; адм. деление; установление системы мер, весов и денег; принятие основ общего плана нар. х-ва; установление налогов и заключение займов; утверждение бюджета; определение основ орг-ции вооруженных сил; общегос. законодательство; издание законов о гражданстве; право общей амнистии. В тесном единстве с этими полномочиями ЦИКов сов. республик определялись и предметы ведения ЦИКов авт. республик.

В связи с образованием СССР и принятием общесоюзной Конституции 1924 в полномочия высших органов гос. власти союзных республик были внесены соответствующие коррективы. В пределах, указанных Конституцией СССР 1924, на терр. сов. республик стали иметь обязательную силу постановления высших органов гос. власти и гос. управления СССР. Изменение внешних границ, сношения с иностр. гос-вами, ратификация междунар. договоров, объявление войны и заключение мира, установление основ организации вооруженных сил, определение системы мер, весов и денег были отнесены по добровольному волеизъявлению всех сов. республик к компетенции высших органов гос. власти СССР. ЦИК СССР имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения съездов Советов и ЦИКов союзных республик. Для выражения нац. интересов союзные и авт. республики посылали своих представителей в Совет Национальностей Центрального Исполнительного Комитета СССР.

ЦИКи давали общее направление деятельности пр-ва и всех органов Советской власти, объединяли, а также согласовывали работу по законодательству и управлению и наблюдали за осуществлением Конституции и постановлений Сов. власти. Они издавали декреты и распоряжения, утверждали кодексы законов, контролировали деятельность отд. ведомств и местных Советов.

Избирались ЦИКи на съездах Советов. Число членов ЦИК не было постоянным, отличаясь не только в различных республиках, но - от созыва к созыву - в пределах одной республики. В первые месяцы Сов. власти ЦИКи по своему составу были органами многопартийными: кроме большевиков - ведущей силы в Советах, в них принимали участие лев. эсеры. В ЦИКах единицами были представлены также эсеры, объединенные социал-демократы интернационалисты, эсеры-максималисты, меньшевики, анархисты и т. п. Однако в связи с переходом мелкобуржуазных партий к вооруженной борьбе с революцией (участие меньшевиков и эсеров в белогвард. заговорах и походах, мятеж лев. эсеров в Москве и ряде др. городов и т. д.) избиратели - рабочие, солдаты и крестьяне отказали представителям этих партий в доверии, отозвали их из Советов.

Первоначально ЦИКи осуществляли свою деятельность посредством проведения пленарных заседаний, собиравшихся по мере надобности; в 1919-20-х гг. произошел переход к четко регламентированному сессионному порядку работы. Кроме очередных, предусматривалась возможность и чрезвычайных сессий.

Важные обязанности возлагались на Президиумы Центр. исполнительных комитетов. Если на первых порах они надеялись по преимуществу организационно-распоряди- тельными функциями (подготовка материалов для пленарных заседаний, проведение в жизнь принятых постановлений, утверждение докладчиков и т. п.), то впоследствии выявилась необходимость резкого расширения их компетенции. Выполняя директивы VIII съезда партии, 7-й Всероссийский съезд Советов конституировал Президиум ВЦИК как высший орган власти, имеющий право решать нек-рые вопросы, ранее принадлежавшие компетенции ВЦИК. В постановлении съезда указывалось, что Президиум руководит заседаниями ВЦИК, вносит проекты декретов, ведет сношения от имени ВЦИК, является руководящим центром по инструктированию всей советской работы в республике, рассматривает ходатайства о помиловании, утверждает награждение орденами и т. п. Президиум имеет право утверждать постановления Совнаркома или приостанавливать их, внося затем на рассмотрение пленума ВЦИК (СУ РСФСР, 1919, No 67, стр. 578). Последующие съезды Советов возложили на Президиум целый ряд новых задач, и этот опыт РСФСР был учтен в гос. строительстве др. республик. Избиравшиеся ЦИК и перед ним ответственные Президиумы ЦИК были также высшими законодательными, распорядительными и контролирующими органами.

ЦИКи создавали постоянные и временные комиссии (бюджетную и др.), принимали положения, на основе к-рых эти комиссии действовали.

ЦИКи созывали очередные и чрезвычайные съезды Советов, перед которыми были ответственны, представляли им отчеты о своей деятельности. Для общего управления делами они образовывали Совнаркомы, которые были ответственны перед съездами Советов и ЦИКами. Последние имели право приостанавливать или отменять постановления или решения СНК. Они составляли инструкции по производству выборов в соответствующих республиках. Ими также определялось поступление доходов и сборов в общегос. бюджет и в распоряжение местных Советов и утверждались сметы гос. и обл. органов Сов. власти. Без их особого постановления кредиты не могли обращаться на удовлетворение иных потребностей, кроме как по прямому назначению.

Исходя из принципа гласности, ЦИКи публиковали открыто свои постановления в периодической печати. Ими издавались сборники законов; в ЦИКах сосредоточивалась и научная работа, издавались теоретич. журналы.

Всего за время существования в сов. республиках было проведено: в РСФСР - 16 созывов ВЦИК (на Чрезвычайном 17-м Всероссийском съезде Советов ВЦИК не избирался; его обязанности до создания новых органов гос. власти выполнял ВЦИК, соответственно Президиум ВЦИК, 16-го созыва), в УССР - 13 созывов, в БССР - 11 созывов, в ЗСФСР - 6 созывов, в Азерб. и Арм. ССР - по 8 созывов, в Грузии - 7 созывов и по 5 созывов ЦИК в Узб., Туркм., Тадж. ССР.

В связи с построением социализма в СССР возникла необходимость изменения органов гос. власти и гос. управления. В 1937 в сов. и авт. республиках в точном соответствии с Конституцией СССР 1936 были приняты новые Конституции, на основе к-рых созданы новые органы Сов. власти. ЦИКи союзных и авт. республик исчерпали свои ист. задачи.

А. И. Разгон. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976