ЦЕНЗ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ценз
денежная рента во Франции, которую крестъянин-цензитарий выплачивал ежегодно за земельное держание, участок земли, т.наз. цензиву.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Ценз
(лат. censeo — делаю опись, перепись) — В Древнем Риме — перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. В Средние века в Западной и Центральной Европе — крестьянская подать, оброк, то же, что чинш.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Ценз
условие для допущения людей к осуществлению тех или иных прав: участию в выборах, государственной службе и других. Различались ценз оседлости, имущественный, образовательный, возрастной, вероисповедный. Во второй половине XIX в. в армии и флоте был введен ценз командования той или иной частью (например, ротой, батарей, боевой частью, кораблем и другое) для получения очередного чина.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ЦЕНЗ
делаю опись, перепись – в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. В средние века в Западной и Центральной Европе – крестьянская подать, оброк, то же, что чинш. Кроме того, – условия допущения лица к пользованию теми или иными политическими правами, установленными в конституциях и избирательных законах государств, например возрастной Ц., Ц. оседлости, языковой и др. Ц. называют иногда саму перепись населения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЦЕНЗ
лат. census, от censeo - делаю опись, перепись, оцениваю имущество) - 1) В Др. Риме - перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политич., военного и податного положения. Согласно традиции, введение Ц. относится к сер. 6 в. до н. э. и приписывается Сервию Туллию, разделившему граждан по имуществ. принципу на 5 классов или разрядов, формировавших определенное число центурий. За основу Ц. были, видимо, приняты зем. надел или движимость; впоследствии перешли к ден. выражению Ц. Во время 2-й Пунической войны (218-201 до н. э.) Ц. 5-го разряда был снижен с 11 тыс. (по реформе Сервия Туллия) до 4,8-4 тыс. ассов; ок. 129 до н. э.- 1,5 тыс. ассов. Уменьшение размера минимального Ц. способствовало демократизации гос-ва, усиливая влияние малоимущих граждан в комициях. После реформы Мария (107 до н. э.) Ц. теряет воен. значение. Начиная с Августа, устанавливается Ц. для принадлежности к высшим сословиям: сенаторскому - 1 млн. сестерциев, всадническому - 400 тыс. сестерциев. Производился Ц. раз в пять лет; контроль над его проведением сначала осуществлялся царями, затем консулами, с 443 до н. э.- цензорами, в императорскую эпоху - императорами. 2) В средние века в Зап. и Центр. Европе - крестьянская подать, оброк; то же, что чинш. См. также Цензива. 3) Ц. избирательный - устанавливаемые в конституциях и избират. законах условия для получения избират. права. Ц. в бурж. гос-вах (различные в разных странах и существенно изменявшиеся в ходе истории) использовались или используются для отстранения от участия в выборах: части трудящихся и неимущих (имущественный Ц., Ц. оседлости, образова- тельный Ц. и др.), молодежи (высокий возрастной Ц.), предст. определенных рас и национальностей (расовый Ц.), женщин (половой Ц.), воен- нослужащих и др. Борьба прогрессивных сил за демократизацию избират. системы привела к существенному сокращению избират. Ц. в большинстве стран. Существующий в социалистич. странах возрастной Ц.- низкий (право голоса предоставляется по достижении 18 лет, право быть избранным в качестве депутата представит. органа, как правило,- по достижении 21-23 лет).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЦЕНЗ
перепись всех граждан обоего пола, производивш. в Др. Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности к-рых входила классификация граждан по различ. экономич. и политич. признакам. На основании переписи осуществлялось налогообложение и набор в армию. Одно-врем. каждый новый Ц. служил ревизией предыдущего. Для Ц. требовались такие данные, как полное имя, место рожд., имя отца или (для вольноотпущ. рабов) бывшего хозяина, возраст, подлежащая обложению налогом собст-венность. Каждый юридич. самостоят. гражданин был обязан сообщить эти данные лично под клятвой. Сведения о др. лицах представлялись главой фамилии или опекуном. Важнейшим элементом в Ц. было зачисление каждого гражданина в одну из триб, значение к-рых сильно возрос-ло в сер. 5 в. до н.э.: политич. права граждан осуществлялись прежде всего именно в трибах (через участие в трибутных комициях). Цензоры имели право исключить гражданина из системы триб, признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из cостава сената. При этом они принимали в расчет не только чисто политич. и адм. соображения, но и личную жизнь каждого гражданина. Уменьшение почетных гражд. прав отмечалось цензорами в росписи граждан знаком (nota) после указания причин. По окончании каждого Ц. совершался люструм — всенар. очистит. жертвоприношение; лишь после него обретали юридич. силу сделанные во время переписи изменения. После Союзнической войны, когда все свободные италики получили рим. гражданство, сделалось невозможным созывать всех граждан в Рим для переписи. В состоявших из рим. граждан городских общинах Италии высшие магистраты, а иногда и собств. цензоры параллельно с переписью в столице проводили местные Ц., их результаты сообщались в Рим. Неизвестно, существовало ли аналогич. положение относит. общин рим. граждан за пределами Италии. Учреждение Ц. относится к периоду неразвитого х-ва, при к-ром имуществ. уровень, в осн. определявш. земельной собственностью, как правило, не менялся годами. Это позволило проводить распределение граждан по имуществ. и налоговым категориям через довольно большие промежутки времени. В позднереспублик. время Ц. из-за всеобщего беспорядка предпринимались нерегулярно. Несмотря на возобновление Ц. Августом, они просуществовали всего лишь до 74 н.э. Последний Ц. был проведен имп. Веспасианом и Титом. Необходимость в Ц. отпала, так как рим. граждане в Италии уже в 146 до н.э. были освобождены от прямых налогов, старая система рекрутских наборов была упразднена с введением наемного войска Марием, а комиции пришли в упадок. В италийских городских общинах Ц. с интервалами в пять лет проводились и в императ. время, но, видимо, для мест-ных нужд, т.к. в разных городах годы их проведения различны. Провинциальные Ц., эпизодич. имевшие место еще при Республике, со времени Августа участились. Поводом для их проведения, как правило, было образование новой пров. (напр., перепись после образования пров. Иудея в 6 н.э.). Ц. устраивались нерегулярно (кроме Египта, где существовал постоян. цикл из 14 лет), в зависимости от нужд каждой пров. и без связи между ними. Общеимперский Ц., вероятно, никогда не был осуществлен. Провинциал. Ц. служили для выявл. лиц, способных нести воен. службу, для сбора данных о владении землей, рабами и пр. видами собственности, для обоснования повышения поземельного налога и подушной подати. Ответств. за проведение Ц. в пров. был, как правило, ее наместник. В республикан. время необходимым условием принадлежности к всаднич. сословию был факт достижения минимал. состояния, составлявшего в сер. 1 в. до н.э. 400 000 сестерциев (впослед. не изменялся). Август установил имуществ. квалификацию принадлежности к сенаторскому сословию; требуемая минимал. сумма, называемая в источ. census, определяется разными авторами различно, но приблизит. вдвое или втрое больше всаднич. минимума. Занятие должности декуриона, т.е. члена совета муниципия или колонии, также определялось наличием соотв. состояния. Этот минимум был ниже, чем для всадников, и варьировался сообразно с экономич. условиями.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ценз
(лат. census — подсчет, оценка), перепись всех граждан обоего пола, производившаяся в Риме каждые пять лет цензорами, в обязанности которых входила классификация граждан по различным экономич. и политич. признакам. На основании переписи осуществлялось налогообложение и набор в армию. Одновременно каждый новый Ц. служил ревизией предыдущего. Для Ц. требовались такие данные, как полное имя, место рождения, имя отца или (для вольноотпущ. рабов) бывшего хозяина, возраст, подлежащая обложению налогом собственность. Каждый юридически самостоятельный гражданин был обязан сообщить эти данные лично под клятвой. Сведения о других лицах представлялись главой фамилии (pater familias) или опекуном. Важнейшим элементом в Ц. было зачисление каждого гражданина в одну из триб, значение которых сильно возросло в сер. 5 в. до н. э.: политич. права граждан осуществлялись прежде всего именно в трибах (через участие в трибутных комициях). Цензоры имели право исключить гражданина из системы триб, признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из состава сената. При этом они принимали в расчет не только чисто политич. и административные соображения, но и личную жизнь каждого гражданина. Уменьшение почетных гражданских прав отмечалось цензорами в росписи граждан знаком (nota) после указания причин. По окончании каждого Ц. совершался люструм (lustrum) — всенародное очистительное жертвоприношение; лишь после него обретали юридич. силу сделанные во время переписи изменения. После Союзнической войны, когда все свободные италики получили рим. гражданство, сделалось невозможным созывать всех граждан в Рим для переписи. В состоявших из рим. граждан городских общинах Италии высшие магистраты, а иногда и собств. цензоры параллельно с переписью в столице проводили местные Ц.; их результаты сообщались в Рим. Неизвестно, существовало ли аналогичное положение относительно общин рим. граждан за пределами Италии. Учреждение Ц. относится к периоду неразвитого хозяйства, при котором имуществ. уровень, в осн. определявшийся земельной собственностью, как правило, не менялся годами. Это позволило проводить распределение траждан но имуществ. и налоговым категориям через довольно большие промежутки времени. В позднереспубликанское время Ц. из-за всеобщего беспорядка предпринимались нерегулярно. Несмотря на возобновление Ц. Августом, они просуществовали всего лишь до 74 н. э. Последний Ц. был проведен императорами Веспасианом и Титом. Необходимость в Ц. отпала, так как рим. граждане в Италии уже в 146 до н. э. были освобождены от прямых налогов, старая система рекрутских наборов была упразднена с введением наемного войска Марием, а комиции пришли в упадок. В италийских городских общинах Ц. с интервалами в пять лет проводились и в императорское время, но, видимо, для местных нужд, т. к. в разных городах годы их проведения различны. Провинциальные Ц., эпизодически имевшие место еще при Республике, со времени Августа участились. Поводом для их проведения, как правило, было образование новой пров. (например, перепись после образования пров. Иудея в 6 н. э.). Ц. устраивались нерегулярно (кроме Египта, где существовал постоянный цикл из 14 лет), в зависимости от нужд каждой пров. и без связи между ними. Общеймперский Ц., вероятно, никогда не был осуществлен. Провинциальные Ц. служили для выявления лиц, способных нести военную службу, для сбора данных о владении землей, рабами и прочими видами собственности, для обоснования повышения поземельного налога и подушной подати. Ответственным за проведение Ц. в пров. был, как правило, ее наместник. В республиканское время необходимым условием принадлежности к всаднич. сословию был факт достижения минимального состояния, составлявшего в сер. 1 в. до н. э. 400000 сестерциев (впоследствии не изменялся). Август установил имуществ. квалификацию принадлежности к сенаторскому сословию; требуемая минимальная сумма, называемая в источниках census, определяется разными авторами различно, но приблизительно вдвое или втрое больше всаднического минимума. Занятие должности декуриона (decurio), т. е. члена совета муниципия или колонии, также определялось наличием соответствующего состояния. Этот минимум был ниже, чем для всадников, и варьировался сообразно с экономич. условиями.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
82.37 кб

Социальный состав и образовательный ценз чинов местного самоуправления Акмолинской области в 1890-х-

Носков Вадим Александрович
Статья посвящена проблемам качества обеспечения органов местного самоуправления в Акмолинской области Степного края профессиональными кадрами в конце XIX начале XX вв.
Читать PDF
247.89 кб

Ценз 125/124 гг. До Н. Э. : новые подходы к решению проблемы

Лапырёнок Роман Викторович
Анализируются новые подходы к решению проблемы ценза 125/124 гг. до н. э., по результатам которого было зафиксировано значительное увеличение числа римских граждан по сравнению с переписью населения 131/130 гг. до н. э.
Читать PDF
6.68 мб

Комплектование корпуса офицеров Русской армии: образовательный ценз (1900-1914 гг. )

Суряев Валерий Николаевич
Развитие военно-политической обстановки в мире отчетливо демонстрирует необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности Российской Федерации.
Читать PDF
662.26 кб

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Павлов Р. Н.
Читать PDF
851.99 кб

Е. Багряна в переводах А. Ахматовой и М. Цветаевой: способ лирического самовыражения в условиях ценз

Кукарцева Марина Сергеевна
Революционные события 1917 г. кардинально изменили литературное поле и конфигурацию сил на нем. Уже в 1920-е гг. последовал ряд партийных постановлений, ограничивающих свободу самовыражения художника. В 1930-х гг.

Похожие термины: