ЦЕРКОВЬ БОГОМАТЕРИ (БОГОРОДИЦЫ) ПАНТАНАССЫ
ЦЕРКОВЬ БОГОМАТЕРИ (БОГОРОДИЦЫ) ПАНТАНАССЫ
в Мистре, отличавшаяся небольшим размером, была построена деспотом Мануилом Кантакузином ок. 1360 г. и отреставрирована Иоанном Франгопулом в 1428 г. В ней соединились две архитектурные формы: нижний ярус представляет собой трехнефную базилику с тремя апсидами, нартексом и арочной колоннадой; верхний в плане – равноконечный «греческий» крест, с центральным куполом над средокрестием и с куполами в западной и восточной частях здания (4 купола). Наружная галерея и колокольня делали здание асимметричным. Ряды камня, из которого были выложены стены, отделялись плинфами. Апсиды были украшены рядом небольших арок и орнаментом из лилий, вытесанных из серого камня. Оконные проемы были выделены кирпичомплинфой, что придавало церкви живописный вид. Большим драматизмом, напряженностью, сложным нагромождением форм и фигур, сочным колоритом (зеленые, желтые, фиолетовые и розоватокрасные цвета) отличались фресковые росписи (вторая половина XIV в.) центрального свода. В них появились черты, не свойственные византийскому искусству: сдвинутые к краям персонажи в сцене «Вознесение», человек, закрывающий плащом лицо, в сцене «Воскрешение Лазаря». В композицию сцен «Вход в Иерусалим» и «Благовещение» вводится архитектура: башни, купольные здания, базилики, отдельно стоящие колонны коринфского ордера, через которые переброшен велум (ткань большого размера, накрывающая помещение). Сцена «Рождество» построена на контрасте тщательно выписанной фигуры Богоматери в темносинем мафории на светлом ложе и едва прорисованных лиц святых с золотыми нимбами на фоне оранжеватой с примесью голубоватосерого цвета зарницы. Живописное мастерство безымянного художника нередко сравнивают с искусством Эль Греко.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012