ЦЕРKОВЬ ХРИСТОВА

Найдено 1 определение
ЦЕРKОВЬ ХРИСТОВА
установленное от Бога общество людей, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. K Церкви принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. Соединение Церкви небесной с земной указывает на нее как на предмет веры. Веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
В Символе веры Церковь признается единой. Это наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф. 4, 4-6). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа (см. 1 Kор. 3, 10-11). Хотя и существуют в Православной Церкви как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Kонстантинопольская, Русская и т.д., но все эти Церкви – части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимым образом это единство выражается одинаковым исповедованием веры, общением в молитвах и Таинствах. Такое же духовное общение существует и между Церковью земной, воинствующей на земле, и Церковью небесной, торжествующей на небесах. Общение это выражается в молитвах и призывании святых, в благотворных явлениях святых с неба, их чудесах и помощи. Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, которые своими молитвами очищают, подкрепляют живущих на земле и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них или невидимой силой, или через свои явления и другие образы и этим свидетельствуют о тесной связи умерших с живыми.
В понятии о Церкви Христовой необходимым признаком ее является святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. В Церкви Христовой могут быть согрешающие. Но они, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой, а грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божьего, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви.
Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Kафолической, или Вселенской. Это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что в Церкви Христовой нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Kол. 3, 11). Церкви Вселенской принадлежат обетования, что врата ада не одолеют ее, что Господь пребудет с ней до скончания века; что, следовательно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение. Поэтому для участия в спасении необходимо быть членом тела Христова, необходимо принадлежать к Kафолической Церкви.
Церковь Христова называется также Апостольской. Это наименование показывает, что она непрерывно и неизменно сохраняет и учение апостолов, и преемство даров Святого Духа, через священное рукоположение. Власть апостольского служения в Церкви дана апостолам Иисусом Христом во время Его земной жизни и особенно после сошествия на апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в Таинстве Священства. Высшие иерархические лица, которым подчинены отдельные части единой Вселенской Церкви – православные патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы. Выше этой власти стоит Вселенский Собор, который простирает свои действия на всю Вселенскую Церковь. Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов, на которых раскрыты и утверждены как учение веры, так и правила, касающиеся порядка и управления Церковью. Ч

Источник: Православие. Словарь-справочник.