ЦЕРКОВЬ СПАСИТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ ХОРА
ЦЕРКОВЬ СПАСИТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ ХОРА
в Константинополе была основана в 413 г. Феодосием II. К XI в. она почти полностью разрушилась, и император Исаак I Комнин (1057 – 7059) приказал построить одноглавый храм, который был перестроен в шестиглавый при императоре Андронике II Палеологе (1282 – 2328). С запада к нему пристроили два нартекса, а с юга – дополнительный неф – параклезий. Северный неф был переделан в монашеские кельи. Поскольку церковь находилась на склоне холма, одни стены были выше других. Асимметрия присутствовала и в расстановке куполов, уравновешивавших здание. Внутреннее пространство церкви было разделено на несколько различных по форме помещений, служивших молельнями для феодалов. На углу западного фасада находилась винтовая лестница, которая вела на плоскую крышу, похожую на балконы жилых домов и, видимо, ограниченную парапетом. Предполагают, что при хорошей погоде здесь размещались монахи, представители знати и строитель храма со своей семьей во время богослужения. Пол и нижние части стен были облицованы мрамором. Широкие тройные окна освещали церковь, сложенную из чередующихся рядов хорошо отесанного камня и кирпича. Заказчиком мозаичных и фресковых композиций был глава гражданской администрации (великий логофет) при Андронике II Феодор Метохит. Его изображение было помещено над западными вратами, ведущими из нартекса: Феодор Метохит в зеленом плаще, тунике, расшитой золотом, и полосатом головном уборе придворного сановника подносит модель храма Иисусу Христу. По обеим сторонам центральной апсиды помещены мозаичные изображения богоматери и Христа, на западной стене – композиция «Успение». В куполах, сводах и в верхних частях стен представлены подчеркнуто эмоциональные евангельские и апокрифические сцены из жизни Богоматери и Христа («Благовещение Анне», «Рождество Богородицы», «Семь первых шагов Марии», «Сон Иосифа», «Избиение младенцев, «Брак в Кане» и др.), на фоне архитектурных сооружений и скал объемного характера. Отступая от канона, безымянные художники по собственному усмотрению, без учета перспективы располагали здания в разных планах, под острым углом друг к другу, и размещали фигуры, лишенные тяжести и объема и как бы парящие в воздухе. На восточной стене внутреннего нартекса сохранился (не полностью) мозаичный Деисус, в композиции которого нет фигуры Иоанна Крестителя, но есть те, кто помогал храму: около Богоматери – коленопреклоненный севастократор Исаак Комнин с молитвенно простертыми руками, около Христа – монахиня Мелания, которую отождествляют с Марией, дочерью Михаила VIII Палеолога, сводной сестрой Андроника II. Она был выдана замуж за монгольского хана Абака, но незадолго до смерти возвратилась в Константинополь, приняла монашеский сан (примерно в 1307 г.) и основала церковь Марии Монгольской. Судя по сохранившейся надписи («Госпожа монголов Мелане монахиня»), она была заказчицей данной мозаики. Стены южного нефа (параклезия), пристроенного Феодором Метохитом, были украшены фресками (предположительно 1316 – 6321 гг.) на темы смерти и загробной жизни. Видимо, это была погребальная часовня с несколькими нишами, предназначенными для саркофагов. В центре главного купола, разделенного орнаментальными лентами на двенадцать секций, помещен медальон с Богоматерью, между лентами – фигуры ангелов в полный рост. В апсиде – сцена «Сошествие во ад»: в центре композиции, полной экспрессии, – Иисус Христос с одухотворенным лицом, в легких светлых одеждах, тянущий за руки Адама и Еву. Под его ногами среди гвоздей, болтов, ключей – поверженный Спасителем Сатана. Ниже на стенах помещены изображения праведников и грешников. На своде пареклезия представлена сцена «Страшный суд»: по обеим сторонам Иисуса Христа во славе – удлиненные фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи, просящих за грешников, за ними – апостолы и пророки, вверху – композиция «Ангел, свертывающий небо». Мозаики и фрески церкви Спасителя отличались светлым, праздничным, богатым оттенками и полутонами (синеватостальные, золотистожелтые, розоватокрасные, бледнооранжевые, красноватокоричневые, синеватофиолетовые и др.) колоритом. После взятия Контантинополя в 1453 г. турки превратили храм в мечеть Кахриеджами. Они надстроили минарет над югозападным углом здания и заменили плоскую крышу скатной кровлей.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012