совокупность церковных должностей и чинов снизу доверху в порядке их подчиненности. Со II века установились следующие названия степеней (санов) священства: нижние саны - кувуклисий (держал во время богослужения жезл архиерея, а также являлся блюстителем кувуклии - раки с мощами), анагност (чтец), иподиакон (поддиакон), диакон (служитель), протодиакон (первый диакон), архидиакон (старший диакон) - таинств не совершают, помогают при совершении богослужений, в крайней нужде (смертельная опасность) могут крестить, как, впрочем, и всякий мирянин; средние саны - иерей (священник), протоиерей (первый священник, он же протопоп), протопресвитер ("первый старец", настоятель соборного храма) - совершают все таинства, кроме хиротонии - рукоположения, посредством которого возводят в сан диакона, священника или епископа; высокие саны - викарный епископ, епископ ("надзиратель"), архиепископ ("старший надзиратель"), митрополит ("житель столицы"), патриарх ("старший отец") - имеют полную власть в своей епархии. Совершают все таинства, в том числе возводят в сан епископа, но только вдвоем или втроем.
Церковная иерархия
Церковная иерархия
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Иерархия церковная
в православноцерковном смысле совокупность священнослужителей всех трех степеней священства: низшая степень – диакон; средняя – пресвитер; высшая – епископ. И. ц. сложилась в I–IV вв. Тогда же было установлено таинство посвящения в духовный сан – рукоположение (хиротония). ПсевдоДионисий Ареопагит в тройственности И. ц. видит отображение И. ангельских чинов: свет и энергия Божии передаются от высших ангелов к низшим, а от них через И. ц. – к мирянам. В православном богословии И. ц. понимается как производное от первосвященнического служения Иисуса Христа. Христос – единственный Глава Церкви, подлинный Архиерей, возглавляющий и ангельскую И., и земное священство. Священство (епископы и подчиненные им пресвитеры и диаконы) призвано хранить в земных условиях тайную силу благодати Божией. Православие подчеркивает, что иерархическое духовенство существует благодаря тому, что веру Церкви Христовой хранят не только члены И. ц., но весь церковный народ. Поэтому духовное отделение от него священнослужителя есть выпадение его из царственного священства народа Божия, влекущее за собой утрату священнических прав.
Источник: Краткий православный словарь.