Алексей Павлович (1870, д. Закумихинская, ныне Архангельской обл. – 1937, Ленинград), русский писатель. Родился в крестьянской семье, после смерти матери и дедушки два года был пастухом. В 1883 г. отправился с обозом в Петербург, где стал учеником на столярной фабрике, потом учился в живописно-малярной мастерской, в 1888 г. получил диплом подмастерья живописно-малярного ремесла, писал вывески, декорации. Чапыгин много занимался самообразованием. На его становление оказали влияние Н. К. Михайловский, Д. В. Григорович, В. Г. Короленко, М. Горький, поэты-символисты Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус. Печатался с 1903 г. – рассказы «Образ», «Прозрение», «Последняя дорога», «Валькино детство», «Гости». Первый сборник рассказов «Нелюдимые» (1912) отразил личные впечатления Чапыгина о жизни ремесленников Петербурга. Герои рассказов – крестьяне, охотники, лесорубы, кровельщики, их жизнь полна тяжелого труда, унижений. Доброта, сострадание, вера в справедливость, стремление к правде сочетаются в героях с озлобленностью и жестокостью. Стремление к идеалу, счастью свойственно героям рассказов «Минога», «Игошка». В книгу писатель включил цикл лирических стихотворений в прозе «Осень», «Воспоминания», «Осеннее», «Вечное». Первое большое произведение повесть «Белый скит» (1912), в которой сказалась тревога писателя за судьбы крестьянской России, по своей тематике напоминает повесть И. А. Бунина «Деревня» (1910). В образах крестьян Чапыгин запечатлел двойственность национального русского характера: лень, пьянство, безразличие к окружающему, жестокость и светлая мечта о белом ските – оплоте чистоты и праведности. Повесть «На Лебяжьих озерах» (1916) – своеобразное продолжение «Белого скита». Свои охотничьи рассказы Чапыгин объединил в сборники «По звериной тропе» и «Очарование» (оба – 1918). Исторический роман «Разин Степан» (3 ч., 1925–26) посвящен крестьянской войне 17 в. В центре его – непримиримая борьба социальных низов против феодалов и бояр. Чапыгин показал Разина народным героем, создал его образ в романтическом ключе с опорой на народную традицию. Много места Чапыгин уделил персидским походам Разина, которые позволили воссоздать колорит эпохи. В историческом романе «Гулящие люди» (1935–37) писатель изобразил жизнь деклассированных элементов, Медный и Чумные бунты, церковный раскол; раскрыл причины крестьянской войны и поражения разинцев. Чапыгину принадлежат пьесы «Волк за волком» (1921), «Атаман солейного бунта» (1928; в соавторстве с К. Бабаниным), сценарии фильмов «Златые горы» (1931) и «Стенька Разин» (1939).