(наст. фам. и имя Падуа Чавес-и-Рамирес Карлос Антонио де) (13 VI 1899, Кальсадо-де-Такула, близ Мехико - 2 VIII 1978, Мехико)
К. Чавес - выдающийся деятель мексиканской культуры. Его творчество, сформировавшееся под непосредственным влиянием мексиканской революции 1910-17 гг., сыграло огромную роль в формировании национального музыкального искусства не только его страны, но и всей Латинской Америки. На протяжении всего творческого пути композитор обращался к различным музыкальным жанрам (от миниатюры - до оперы, симфонии), к разнообразным стилистическим явлениям музыки XX в. Но, как правило, ведущей темой его сочинений была тема родины. Он воспевал ее природу, людей, стремился передать характер, мировоззрение, душу своего народа, историю, традиции, легенды своей страны.
Выходец из креольской семьи, Чавес уже в 8 лет проявил живой интерес к композиции. Как и многие латиноамериканские музыканты того времени, он не получил академического музыкального образования. В детстве его учителем был старший брат, затем - уроки фортепиано у Мануэля Понсе (1910-14) и Педро Луиса Огасона (1915-20). С необыкновенным упорством юноша самостоятельно овладевал теоретическими знаниями, изучая наследие европейской музыки, это непосредственно отразилось на его сочинениях (Прелюдия и фуга, Соната-фантазия, «Карнавал», этюды, вальсы для фортепиано, струнный квартет и секстет, Первая симфония).
В 20-30-х гг. Чавес активно включается в бурные преобразования, происходившие в Мексике. В 1925 г. он организует серию концертов современной музыки, в 1928 - уже приобретя заметный авторитет среди соотечественников, становится главным дирижером Мексиканского симфонического оркестра (на этом посту он плодотворно работал 20 лет) и директором национальной консерватории, в 1933-34 гг. Чавес - директор департамента изящных искусств министерства просвещения. Преодолевая множество трудностей, с редкой волей и целеустремленностью он открывает самому широкому кругу слушателей шедевры классической и современной музыки, богатства национального фольклора.
В 20-х гг. Чавес совершает поездки в Европу и США. Их результатом стали не только контакты с выдающимися деятелями искусства и приобщение к самым разнообразным эстетическим и стилистическим новациям - молодой композитор окончательно утверждается в своем стремлении создать новую, истинно мексиканскую музыку, основанную на народных индейских истоках. По мнению композитора, мексиканцы даже не подозревали, насколько близок им индейский элемент в восприятии мира, в пластике, в народной музыке. (Далекие предки самого Чавеса были индейцами.) За балетом «Новый огонь», открывшим наиболее мексиканский период творчества композитора (1921-36), последовали «индихенистские» балет «Четыре солнца, Индейская симфония». В них запечатлен гордый, воинственный, непреклонный характер древних мексиканцев, оживают их мифы и верования, наивно-архаические мелодии, «колючие» монотонные ритуальные ритмы. В звучание современного оркестра, полное дерзких диссонансов, врываются древние голоса ацтекских инструментов. Другой музыкально-стилистической линией этого периода была современность в разных ее проявлениях. С одной стороны, - это сочинения 1933-35 гг., отражающие бурное время революционных перемен и связанные с креольской, демократической музыкой, с народной рабочей поэзией: «Песни Мексики, Солнце, Призывы, Республиканская увертюра». С другой - камерные сочинения, иногда явно экспериментального характера, такие, как Соната для четырех валторн, фортепианные сочинения «Шестиугольники, Многоугольники», Третья соната, пьеса «Энергия» для камерного состава. Заметно увлечение композитора джазом («Блюз, Соло, Фокстрот»), неоклассицистскими веяниями (балет «Антигона»). Есть и намеренное противопоставление гармоничной, жизнерадостной музыки креольского Юга механистической антимузыке американского Севера (балет «Лошадиная сила» (1928) с декорациями Д. Риверы).
В конце 30-40-х гг. Чавес продолжает активную организаторскую деятельность. В 1946 г. он основывает общество и журнал «Наша музыка», в 1947 - становится директором Национального института изящных искусств (фактически министром культуры), пропагандируя мексиканскую музыку на родине и за рубежом. Он удостаивается высших правительственных наград Мексики, Италии, Франции, Швеции, званий почетного члена Академии искусств Бостона и Нью-Йорка. В это время он сочиняет сравнительно мало, в основном продолжая «индихенистскую» линию: «Хочипилли Макуилхочитл» для ацтекских инструментов, «Токката» для ударных, хоровая «Песнь земле» и др. В фортепианном Концерте (1938) - одном из лучших сочинений композитора - во многом предвосхищаются его более поздние достижения.
С 50-х гг. Чавес целиком посвящает себя композиции, не прекращая, однако, дирижерской и музыковедческой деятельности. «За все прошедшие годы, думаю, я сделал все, что было в моих силах для общего развития музыкальной жизни в Мексике. Сейчас мне остается удовлетворить огромную личную необходимость в творчестве и в этой форме служить обществу».
50-70-е гг. - мощный всплеск творчества Чавеса, период синтеза исканий прошлых лет. Замыслы его отличаются большей серьезностью, обобщенностью, облекаются в монументальные формы (опера «Благотворная любовь». Третья-Шестая симфонии). Все разнообразнее становится содержание его музыки, уравновешеннее стиль, гармоничнее и совершеннее - форма, все убедительнее - созвучие между некоторыми чертами мексиканского фольклора и новациями современной европейской музыки. Сочетание национального и интернационального позволили Чавесу преодолеть рамки локальности, сделать музыку своей родины достоянием мировой культуры, а самому композитору - автору произведений интеллектуально и эстетически богатых, с постоянно бьющимся в них пульсом жизни - занять достойное место в музыке XX в. /З. Карташева/