ЧЕЧЕНЦЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧЕЧЕНЦЫ
самоназвание - нохчий), народ в Российской Федерации, в Чеченской Республике (734,5 тыс. человек), Дагестане (57,9 тыс. человек) и др. Язык чеченский нахской группы иберийско-кавказских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Чеченцы
(самоназвание – нохчин) – народ в Чечне и Ингушетии (734,4 тыс. чел.) и Дагестане (57,9 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 899 тыс. чел. Общая численность 957 тыс. чел. (1992). Говорят на чеченском языке, относящемся к нахской группе кавказских языков. Верующие – мусульманесунниты. Чеченцы, как и родственные им ингуши, относятся к коренному населению Северного Кавказа. Первоначально жили в горах, разделялись на отдельные территориальные группы. В 15 – 16 в.в. они начали переселяться на равнину, в долину р. Терек и его протоков – Сунжи, Аргуна. В равнинных районах основное занятие – земледелие, в горных – скотоводство. Развиты домашние промыслы – производство бурок, выделка кож, гончарство и др. См. Россияне.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЧЕЧЕНЦЫ
русское название кавказской народности, населявшей от скифских времен область, лежащую между Тереком, Кумыкской плоскостью и Андийским хребтом. Сами себя они называют именем "Нахчий". Во время борьбы за независимость Кавказа свободолюбивые и воинственные Ч., вместе с соседними Ингушами были наиболее преданными сторонниками имама Шамиля; после покорения выселены к горам, а их равнинные земли заняты под казачьи и русские поселения. Когда совершилась, русская революция 1917 года, Ч. участвовали в создании "Союза Горцев Северного Кавказа", через год ликвидированного войсками Деникина. В СССР на их земле быта образована Чечено - Ингушская автономная ССР, ставная очагом постоянного противодействия соввласти. Во время Второй Мировой войны за открытые восстания все Ч. и Ингуши объявлены изменниками и "врагами социалистической родины". В конце февраля 1944 г. они все без исключения выселены в Среднюю Азию. После смерти Сталина реабилитированы; в 1957 г. их остаткам разрешено возвратиться в прежнюю область на Кавказе, где была номинально возрождена и Чечено - Ингуш­ская АССР.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ЧЕЧЕНЦЫ
самоназвание - нахчо) - народ, живущий на Сев. Кавказе, преим. в Центр. и Вост. р-нах Чеч.-Ингуш. АССР (ок. 48% населения республики) и в Хасавъюртовском р-не Даг. АССР. Общая числ. в СССР - 613 тыс. чел. (1970, перепись). Чеченский яз. относится к нахской (вейнахской) ветви кавк. языков. Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Ч., как и родств. им ингуши, являются коренным населением Сев. Кавказа. В арм. источниках 7 в. упоминаются под именем нахчаматьян. Первоначально Ч. жили в горах, разделяясь на отдельные терр. группы (мичиковцы, качкалыковцы, ауховцы, ичкеринцы, шатуевцы, чеберлоивцы, чантинцы и др.). В 15-16 вв. они начали переселяться на равнину, в долину р. Терек и его притоков - pp. Сунжи, Аргуна. До Октябрьской революции по месту жительства делились на 2 части: Большую и Малую Чечню. В равнинных и лесогорных р-нах Ч. занимаются земледелием (кукуруза, пшеница, ячмень, овощеводство, садоводство, бахчеводство, виноградарство), а в высокогорных р-нах - преим. скотоводством (овцы, крупный рогатый скот, лошади); развиты домашние промыслы: производство бурок, войлочных изделий, выделка кожаных изделий, гончарство и др. Многие работают в качестве инженерно-технич. персонала и рабочих на нефтепромыслах и пром. предприятиях республики. За годы Сов. власти коренным образом изменилась культура Ч.: ликвидирована неграмотность, создана письменность, выросла нац. интеллигенция, широкое развитие получили различные виды иск-ва и лит-ра.

В кон. 1943 - нач. 1944 в результате нарушения социалистич. законности Ч. были переселены в различные р-ны Ср. Азии и Казахстана. 9 янв. 1957 издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении нац. автономии чеченского народа, была восстановлена Чеч.-Ингуш. АССР. Почти все Ч. возвратились в родные места. Об истории, х-ве, культуре Ч. см. также ст. Чечено-Ингушская АССР.

Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960 (лит. с. 570-71); Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, т. 1-2, Грозный, 1967-72; Заседания Верховного Совета СССР четвертого созыва. Шестая сессия (5-12 февраля 1957). Стенографич. отчет, М., 1957, с. 576-77, 743-44.

Б. А. Калоев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЧЕЧЕНЦЫ
, один из народов Северного Кавказа. Самоназвание нахчо. Предки современных чеченцев — носители древних археологических культур Северного Кавказа и степей Предкавказья. В VIII—XII вв. в горной зоне Чечни и Дагестана сформировалось государственное образование Сарир. К середине XIX в. Чечня была присоединена к России. После установления советской власти на Кавказе в 1922 г. образована Чеченская автономная область в составе РСФСР, которая в 1936 г. преобразована в Чечено-Ингушскую АССР. В 1991 г. было провозглашено создание Чеченской Республики. В 2003 г. в республике проведен референдум, на котором население подавляющим большинством высказалось за нахождение в составе России. Чеченцы говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Распространён также русский язык (свободно владеют 74% представителей народа). Письменность после 1917 г. формировалась сначала на основе арабской, затем — латинской графики, с 1938 г. — на основе русского алфавита. Верующие чеченцы — мусульмане-сунниты. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., численность чеченцев России составляет 1,36 млн. человек. В Пермской области, по переписи 1989 г., проживало 764 чеченца; по переписи 2002 г. — их численность увеличилась до 899 человек. По данным переписи 2002 г., наибольшая численность чеченцев зафиксирована в Перми, Чердыни, Лысьве, Соликамске, Чусовом, Большесосновском, Карагайском, Верещагинском, Осинском районах. Однако эти данные не отражают реальной картины. Сегодня чеченская община в Прикамье является одной из самых динамично развивающихся: увеличивается ее состав, происходит активная институциализация. По экспертным оценкам, в настоящее время в крае проживает более 4 тысяч чеченцев.
По свидетельству очевидцев, первые чеченские общины появились в Прикамье в начале 1970-х годов, большей частью в их числе были строители, которые возводили объекты жилищного, социально-бытового и производственного значения. Можно выделить и группу чеченцев, которые закончили пермские учебные заведения, и тех, кто остался в Прикамье после окончания воинской службы. Многие из них и сегодня трудятся в органах власти всех уровней. Третья, самая многочисленная, группа чеченцев формируется в середине 1990 — начале 2000-х годов, что связано с событиями на Северном Кавказе. По оценке ученых, пик миграционной активности чеченцев пришелся на время военных кампаний, когда чеченские беженцы приезжали в регион целыми семьями, рассчитывая на помощь ранее обосновавшихся здесь родственников.
Чеченцы в Пермском крае занимаются в основном предпринимательством, лесозаготовками, строительством, а также работают в органах власти всех уровней. С 2001 г. на территории Пермского края действует представительство Президента Чеченской Республики. В 2003 г. между Пермской областью и Чеченской Республикой было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в рамках которого было принято пять межведомственных документов в сферах здравоохранения, культуры и спорта, молодежной политики, а также в правоохранительной сфере.
В 2007 г. создана пермская региональная организация представителей чеченского народа «Содружество». Проводятся социально значимые мероприятия. В 2004 г. Дни чеченской культуры в Прикамье завершились акцией «Мы вместе», которая была проведена в г. Перми (Дворец культуры имени А.Г. Солдатова). В 2008 г. в Прикамье в рамках краевой целевой программы гармонизации национальных отношений организована этнокультурная акция
«Два народа — две судьбы», учредителями которой стали департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края, администрация Карагайского района, представительство Президента Чеченской Республики в Пермском крае, Пермская региональная общественная организация «Русское национально-культурное общество». В рамках этого проекта проведен ряд мероприятий, в числе которых концертные выступления молодежных творческих коллективов Пермского края и артистов из Чеченской Республики, творческие встречи в формате свободного общения с представителями творческой интеллигенции, общественности. Делегацию Чеченской Республики возглавил заместитель министра по внешним связям, национальной политике, печати и информации Василий Светличный. Творческая группа республики была представлена такими именами, как народный артист Чеченской Республики Магомед Ясаев, поэт Умар Яричев, певицы Тоита Исраилова, Раиса Кагерманова, Майя Ибрагимова, Зина Анасова, музыкант Абубакар Махмедов. Пермский край в акции представляли ансамбль уральского танца «Весляна», ансамбли народных инструментов «Хуторок» и «Виталинк», исполнительница коми-пермяцких песен Ирина Баранова из поселка Пожва. В акции приняли участие руководители и активисты национальных общественных объединений разных народов Пермского края. Большая концертная программа и творческая встреча состоялись 18 декабря во Дворце молодежи г. Перми, 19 декабря гостей из столицы края и Чеченской Республики приняло с. Карагай в районном Доме культуры.
Большая часть чеченцев проживает сегодня на территории Большесосновского и Карагайского муниципального районов Пермского края. Жители края чеченской национальности участвуют в межэтнических акциях, проводимых на территориях данных муниципалитетов. Так, в 2010 году в Карагайском районе реализован проект «Мир национальностей», в рамках которого состоялись игровая программа «Расскажи мне о себе», «Мой край родной» и многие другие. На таких мероприятиях жители разных национальностей, в том числе и чеченцы, рассказывают о себе, о традициях своего народа, знакомятся с культурами других народов, которые их окружают. Эта работа обретает системный характер и регламентируется правовыми документами. Так, в 2010 году постановлением главы Карагайского муниципального района от 13.09.2010 г. № 238 утверждена районная целевая программа «Развитие и гармонизация национальных отношений в Карагайском муниципальном районе на 2011-2015 годы».
Примером межэтнической акции может служить и межмуниципальный фестиваль национальных культур «Венок дружбы», проведенный в с. Большая Соснова в декабре 2010 года в рамках национальной Программы при поддержке Администрации губернатора края. Это семейный фестиваль, на котором вместе с армянской, удмуртской, татарской, русской, украинской, комипермяцкой, немецкой семьями выступила и чеченская семья, представив музыкальные приветствия, национальные костюмы, изделия народных промыслов, кулинарные рецепты своего народа.
Лит.:Народы мира: ист.-этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1; Народы России. М., 1994; Канаев, С. Представительство Чеченской Республики в Пермском крае // Народы Пермского края: альманах. Пермь, 2007. C. 55—56; Борисов, А.А. Иммигрантские сообщества в России: модели интеграции / А.А. Борисов, Ю.В. Василенко. Екатеринбург; Пермь, 2007.
Р.И. Щукина

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Всероссийская научно-практическая конференция «Чеченцы в сообществе народов России» (Грозный, декабр

Гапуров Ш. А., Ибрагимов М. М., Магамадов С. С.
Читать PDF
0.00 байт

Чеченцы и ингуши в Великой Отечественной войне

Агиев Р. С.
Читать PDF
0.00 байт

Чеченцы в восстаниях и войнах хviii-хix веков

Кудрявцев Алексей Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Ж. А. Ермекбаев чеченцы и ингуши в Казахстане. История и судьбы (рецензия)

Албогачиева Макка Султан-гиреевна
Читать PDF
0.00 байт

95. 01. 033. Дагестан: Чеченцы-аккинцы / Ин-т гуманит. -полит. Исслед. ; сост. : кульчик Ю. Г. , Куз

Рековская И. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Чеченцы воровали лошадей. Даже из армии моего прадеда. (из интервью М. Юсина с правнучкой имама Шами

"Известия", М., 10 февраля 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

Чеченцы и ингуши: образование, культура в условиях спецпоселения

Яндарова Сацита Хамзатовна
В статье рассматривается состояние образования и культуры чеченцев и ингушей в период депортации в 1944-1956 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Кубанский казак Н. С. Иваненков и его работа «Горные чеченцы. . . »

Головлёв А.А.
Приводится краткая биография Н.С. Иваненкова кубанского землеустроителя, краеведа, картографа, статистика, этнографа и географа в связи с исследованием Горной Чечни.
Читать PDF
0.00 байт

Воины-чеченцы - участники штурма Берлина

Цуцулаева Сапият Сайпуддиновна
В истории Советского государства Великая Отечественная война стала триумфом мужества, демонстрацией героизма, верности и преданности Родине его народов.
Читать PDF
0.00 байт

Чеченцы-аккинцы: исторические сведения

Шахбанова М.М., Нагиева М.К.
Проблема реабилитации репрессированных народов остро обозначилась в постсоветский период на волне кардинальных социально-экономических и политических трансформаций российского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Чеченский референдум: чеченцы вернулись в Россию

Барахова Алла , Мурадов Мусса
"Коммерсант", М., 25 марта 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории развития ткацкого ремесла чеченцев

Шавлаева Т. М.
Читать PDF
0.00 байт

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОШИВА ОДЕЖДЫ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО ХХ века)

Гарсаев Лейчий Магамедович, Гарсаева Марем Магамедовна
Описываются материалы (домотканая материя, шкуры домашних и диких животных), используемые для изготовления одежды, и предания, связанные с кройкой и шитьем.
Читать PDF
0.00 байт

Лечебные и другие виды магии, применяемые в народной медицине чеченцев (по этнографическим материала

Хасбулатова Зурай Имрановна
Рассматриваются вопросы, связанные с лечебной и другими видами магии, применяемыми в народной медицине чеченцев.
Читать PDF
0.00 байт

Мужские пояса и оружие чеченцев и ингушей конца XIX начала XX вв.

Гарсаев Лейчий Магамедович
На конкретных примерах приведены типы поясов, холодного и огнестрельного оружия, места изготовления этих украшений, манера их ношения, традиции.