Чехия во второй половине XVII и в XVIII в
Чехия во второй половине XVII и в XVIII в.
Экономическое развитие Чехии во второй половине XVII в.
Тридцатилетняя война нанесла Чехии серьезный ущерб. Во время военных действий многие города были разорены, а те, которые уцелели, находились в упадке. Феодальная реакция, начавшаяся после 1620 г., привела к массовой эмиграции из Чехии. Страну покинуло много квалифицированных мастеров-ремесленников, оставшиеся же на родине были разорены конфискациями и военными контрибуциями и влачили жалкое существование, не имея достаточного рынка для сбыта своих товаров ни в городах, ни тем более в опустошенных деревнях. В условиях крепостничества и господства натуральных хозяйственных отношений крестьянство обладало весьма низкой покупательной способностью. Привилегии феодалов, положение которых в период реакции укрепилось, также наносили ущерб интересам городов.
Прямым нарушением древнейших прав городов была организация торгов в панских местечках. Некоторые паны проложили к этим торгам новые дороги и запрещали крестьянам под угрозой сурового наказания продавать сельскохозяйственные продукты в городах.
Горожане были обложены многочисленными государственными налогами (постоянная берна, получившая в XVII в. также название контрибуции; пошлина с ремесла и торговли, установленная в 1654 г., и др.). Весьма обременительным был налог, уплачиваемый городами с принадлежащих им земель.
В политическом отношении чешские города были совершенно бесправны. Городское самоуправление сохранилось лишь формально. Вся полнота власти в городах была сосредоточена в руках королевских чиновников, большей частью немецкой национальности.
С конца XVII в. в чешской деревне появляются централизованные мануфактуры с применением труда вольнонаемных рабочих. Раньше всего такие мануфактур возникают в текстильном и стекольном производствах. Но наиболее широко распространена в этот период рассеянная мануфактура. Многие крестьяне ввиду недостатка земли, непосильных налогов и поборов вынуждены были искать подспорья в неземледельческом труде, в частности в домашнем ткацком производстве. Наиболее богатые крестьяне (сельские старосты, трактирщики и т. п.) скупали у деревенских прядильщиков и ткачей их продукцию для перепродажи. Доставляя ткачам сырье в кредит и авансируя их, скупщики экономически подчинили себе мелких товаропроизводителей. Они заключали договоры с феодалами на право продажи полотна в их владениях при условии отчисления известной пошлины в пользу пана. Таким образом, в период возникновения капиталистической промышленности в Чехии огромную роль играла эксплуатация крестьян скупщиками-капиталистами.
Во второй половине XVII в. наряду с упадком мелкого дворянства продолжался интенсивный рост крупного помещичьего землевладения. Феодальное поместье все более втягивалось в процесс товарного производства. Чешские феодалы экспортировали свои товары (зерно, шерсть) в различные страны Европы, особенно в Северную Германию. В то же время они стремились предотвратить проникновение иностранных купцов в Чехию, устраивая торги главным образом на границах государства.
Положение крестьян
Расширение панского хозяйства требовало дополнительной рабочей силы, которая могла быть получена лишь за счет усиления барщины. Естественным следствием этого явилось новое резкое ухудшение положения крестьянства, и без того разоренного Тридцатилетней войной. Именно в этот период в Чехии достигает высшей точки своего развития процесс, известный как «второе издание крепостничества».
Документы, характеризующие положение в чешской деревне второй половины XVII в., свидетельствуют о том, что крестьянам приходилось исполнять обременительную барщину.
В результате расслоения крестьянства к середине XVII в. более половины крестьянских дворов имели наделы площадью менее 10 стрыхов (около 3 га). Большинство же прочих наделов не превышало 30 стрыхов (около 8 га) на один двор. В отношении размера наделов старое феодальное деление на седляков, халупников и т. д. утрачивает значение, сохраняясь лишь как пережиток и не влияя более на размеры феодальных повинностей.
В 1680 г. император Леопольд I издал так называемый Барщинный патент, который ограничивал барщинные работы тремя днями в неделю, но этот патент фактически не соблюдался. Крестьянина жестоко эксплуатировали как пан, так и государство, взимавшее с него налог—берну, которая за 100 лет, с середины XVII до середины XVIII в., увеличилась в шесть раз.
Сосредоточив в своих руках судебные и административные функции, феодалы опутали крестьян многочисленными запрещениями, ограничениями и т. п. Крестьянам запрещалось: покидать поместье, вступать в брак без разрешения сеньоров, отдавать детей учиться ремеслу, носить и вообще иметь оружие, охотиться, ловить рыбу, собирать хворост в бывших общинных угодьях; они были обязаны молоть зерно на господской мельнице, печь хлеб в господской пекарне, покупать пиво только в корчме сеньора. Крестьянину предписывалось представлять феодалу своих детей по достижении ими десятилетнего возраста, чтобы пан мог выбрать себе слуг из их числа. Феодал сохранял право на посмертный побор. Нарушения установленных сеньором порядков карались штрафами и телесными наказаниями, вплоть до смертной казни.
Католическая реакция
Одним из следствий поражения чехов в Тридцатилетней войне было усиление католической реакции. В марте 1651 г. императором был одобрен проект проведения контрреформации в Чехии, предусматривавший конфискацию имущества всех некатоликов и объявлявший католичество единственной законной религией. Чехам-протестантам угрожали жестокие кары, вплоть до изгнания и смертной казни. У населения отбирались и сжигались протестантские книги, в деревни и местечки посылались карательные войска. Религиозные преследования вызвали новую волну эмиграции. После 1651 г. из Чехии бежало и было изгнано более 30 тыс. человек. Из Пражского университета были изгнаны все прогрессивные чешские профессора. Университет перешел под руководство ордена иезуитов, с особой ненавистью относившихся к памяти Яна Гуса и гуситов. Иезуиты систематически уничтожали сохранившиеся от этого времени чешские произведения, призывавшие к борьбе за национальную независимость. Лучшие представители чешской интеллигенции были истреблены или вынуждены были эмигрировать. Среди покинувших Чехию в середине XVII в. были крупнейший педагог Ян Амос Коменский, историк Павел Странский и многие другие.
Антифеодальное движение
Тяжелый социальный и религиозный гнет, свирепствовавший в Чехии во время и в первые десятилетия после Тридцатилетней войны, привел к обострению классовой и освободительной борьбы. Главной силой, выступавшей против феодального гнета, было крестьянство. Основной причиной его недовольства являлось усиление крепостничества. Феодалам нередко еще удавалось принуждать крестьян к несению прежних повинностей, но попытки введения дополнительной барщины вызывали сопротивление. Частым явлением стали массовые побеги крестьян; уходя в леса, они объединялись в вооруженные группы (так называемое збойничество), нападали на панов и купцов и захваченным добром делились с неимущими.
В 1679—1680 гг. во Фридлантском панстве (в Северной Чехии) началось крестьянское движение, затем оно охватило и ряд других областей. Крестьяне обратились к императору с требованием отмены наиболее ненавистных феодальных повинностей и поборов, а после отказа удовлетворить эти требования начали громить панские усадьбы и расправляться с габсбургскими чиновниками. Против крестьян были направлены регулярные войска. Два отряда карателей, прибегая даже к помощи артиллерии, жестоко расправились с повстанцами. Движение было повсеместно подавлено к началу июля 1680 г. Слабость восстания, несмотря на его широкий размах, объясняется тем, что у повстанцев не было ни единого центра, ни единого руководства, ни общей программы. По своему социальному составу восстание не было однородным. Его ядром являлись низшие слои крестьянства, но в восстании участвовала и часть более обеспеченных крестьян. Это обусловило и различие в тактике. В одних случаях крестьяне не решались выступать с оружием в руках или давали себя отговорить от применения оружия, в других они сопротивлялись решительно и стойко, вступая с войсками в кровопролитные сражения. В 1693 г. на юго-западе Чехии восстали ходы (государственные крестьяне, несшие пограничную службу), которые отстаивали свои старинные вольности. В 1695 г. некоторого успеха достигли восставшие крестьяне 30 деревень Гуквальдского панства в Северо-Восточной Моравии, где пан по указанию правительства, заинтересованного в успокоении пограничного края, частично удовлетворил требования крестьян.
Промышленное развитие в XVIII в.
К началу XVIII в. городская промышленность Чехии все еще оставалась во власти цеховой регламентации, и горожане выступали против создания мануфактур в черте города и даже в его окрестностях. Поэтому некоторые отрасли промышленности (текстильная и металлургическая) еще в XVII в. переместились почти полностью в деревню. Город же с его цехами ограничивался производством обуви и платья, хлебопечением, виноделием и т. п. Таким образом капиталистическая мануфактура развивалась первоначально в деревне. Наиболее интенсивно организация нового мануфактурного производства происходила в панствах крупнейших земельных магнатов.
Распространяясь по всей стране, этот процесс, несмотря на сопротивление цехов, с середины XVIII в. захватывает и город, где в связи с притоком дешевой рабочей силы из деревни появляется значительное число внецеховых ремесленников и рабочих. Этот факт свидетельствует о дальнейшем упадке цеховой системы. Правительство оказалось вынужденным официально ограничить цеховые привилегии и фактически даже отменить многие из них. Законы 1731 и 1739 гг. подчинили ремесленные цехи контролю государства, и многие прежние постановления, препятствовавшие развитию внецехового ремесла, были отменены. Во второй половине XVIII в. дальнейшее развитие внецехового производства вынудило правительство признать ряд отраслей промышленности совершенно свободными от цеховой регламентации. Заинтересованные в развитии чешской промышленности, особенно после потери Силезии, Габсбурги во второй половине XVIII в. объявили свободными от цеховой организации 14 наиболее важных ремесел, в том числе суконное, полотняное, стекольное, металлургическое, бумажное. После этого мануфактуры возникают в пригородах, а иногда и на территории «старого города».
Характер мануфактур и в городе и в деревне постепенно меняется. До середины XVII в. значительное распространение имели рассеянные мануфактуры. Так, одна из литомержицких мануфактур имела в первой половине этого века в среднем около 50 квалифицированных чулочников, живших лишь в период обучения при самой мануфактуре, а в остальное время — по окрестным деревням; работали они не только на основную мануфактуру, но и самостоятельно и даже конкурировали с мануфактурой. Но уже с конца XVII в. появляются централизованные и смешанного типа мануфактуры. В последних основная рабочая сила и машины были сосредоточены в одном-двух зданиях, но одновременно предприниматели пользовались трудом надомных рабочих. На крупной, оборудованной высокой по тому времени техникой суконной мануфактуре в Горном Литвинове, где использовалась для производства сипа воды, было занято 400 рабочих. Уже в этот ранний период существования в Чехии мануфактур они отличались довольно высокой степенью разделения труда.
Текстильные мануфактуры составляли в XVIII в. основу промышленного производства в Чехии. Кроме того, известны мануфактуры и в других отраслях производства, особенно стекольные, которые возникали почти во всех частях Чехии. Стекольщики пользовались у феодалов рядом привилегий, в частности могли откупаться от барщины и за плату освобождать своих детей от службы в замке. Чешское стекло шло как на внутренний рынок, так и на экспорт во все страны Европы.
К 1755 г. в Чехии насчитывалось 250 мануфактур с общим числом рабочих, учеников и т. д. в 188 500 человек. Из них 177 450, т. е. почти 95%, были заняты в текстильном производстве.
Значительное влияние на развитие мануфактурного производства оказала отмена в Чехии крепостного права патентом 1781 г. За период с 1780 по 1782 г. число мануфактур выросло почти вдвое, а количество рабочих в них — более чем на 20%. К концу века число крупных суконных мануфактур достигло 10, а крупных шерстопрядильных предприятий в одном только городе Брно—15. Некоторое представление о характере этих предприятий нового типа дает описание одного из них, находившегося в Литомержицком крае. Оно размещалось в двух одноэтажных зданиях, состояло из двух основных и восьми вспомогательных цехов, а также общежития. На этой мануфактуре в 1787 г. было занято 766 постоянных рабочих и имелось 64 станка.
Технический уровень чешской промышленности в общем был все же не высок, а темпы ее развития — несколько замедленны. Лучше других отраслей развивалось горнорудное и металлургическое производство, хотя и здесь переход к доменному процессу совершился на целое столетие позже, чем в развитых странах Западной Европы. Важнейшие отрасли промышленности были захвачены немцами. В руках чехов оставалась главным образом мелкая и частично средняя промышленность, преимущественно текстильная. Как и в Австрии, Габсбурги проводили в Чехии меркантилистскую политику. Поощрение торговли и промышленности Габсбурги использовали в качестве средства для более полного включения Чехии в общеавстрийскую систему. С целью развития торговли и упорядочения мануфактурного производства в Чехии в начале XVIII в. основывается ряд правительственных учреждений, так называемых коллегий, контролировавших частную торговлю и промышленность. Для хранения важнейших импортных товаров устанавливались складочные центры, в которых проверялось качество товаров и выдавалось разрешение на их продажу. Главным таким центром был город Прага. В ряде городов в XVIII в. открываются ярмарки (в Пльзене, Брно и др.). Все это несколько подталкивало торговое и промышленное развитие Чехии. Однако налоговая политика Габсбургов тормозила дальнейшее расширение крупной промышленности и сводила на нет положительное значение некоторых поощрительных мероприятий правительственного меркантилизма.
Крестьянские движения в XVIII в.
Антифеодальные крестьянские движения в Чехии в начале XVIII в. усилились. В 1705 г. восстали крестьяне деревень в районе города Йиглава. В 1713 г. произошло восстание в поместье Печки в Коуржимском крае. Восставшие жаловались на то, что их принуждают работать на барщине четыре дня в неделю вместо трех. Правительство было вынуждено издать в 1717 г. патент о барщине, имевший целью при помощи мелких уступок внести раскол в антифеодальное движение. Этот патент в основном повторял содержание «Барщинного патента» 1680 г., но уточнял некоторые пункты, например, относительно продолжительности рабочего дня крепостного, который должен был длиться от восхода до заката солнца.
20-е годы XVIII в. ознаменовались в Чехии новым разгулом католической реакции. Законы, изданные габсбургским правительством с 1721 по 1726 г., предписывали «упорствующих в еретичестве подданных» заключать в тюрьму, ссылать на галеры и даже казнить. Имущество же казненных крестьян шло пану. Поэтому крестьянские выступления в Чехии в 30-х годах XVIII в. часто направлялись и против религиозных притеснений. Так, крестьяне, восставшие в панстве Опоченском в 1732 г., выступили с требованием религиозной свободы, но одновременно отказались выполнять феодальные повинности. Восстание было подавлено вооруженной силой.
Рост крестьянского движения в 20 и 30-х годах, а также многочисленные случаи бегства крестьян за границу в связи с религиозными преследованиями заставили правительство издать в 1738 г. новый патент о барщине. Как и предшествующие патенты 1680 и 1717 гг., закон 1738 г. не принес крестьянам существенного облегчения. Правда, этим патентом устанавливались размеры урочной барщины, однако феодалы свели на нет эту уступку введением новых чрезвычайных повинностей.
Во второй половине XVIII в. в связи с дальнейшим развитием капиталистических отношений чешская деревня заметно меняет свой облик. Процесс социальной дифференциации зависимого крестьянства значительно ускоряется. Выделяются богатые хозяева, посылающие за себя на барщину батраков. Широкие же массы мелкого крестьянства все более разоряются. Десятки тысяч пауперизованных крестьянских семей были втянуты в процесс капиталистического производства. В большинстве случаев они использовались капиталистами в качестве домашних ткачей и прядильщиков, вырабатывавших за нищенскую плату полуфабрикаты для текстильных мануфактур. Они же все больше привлекались и к работе в централизованных мануфактурах.
Крупнейшим антифеодальным выступлением крестьян в XVIII в. было восстание 1775 г., начавшееся в Северной Чехии, а затем охватившее и часть Моравии. Центром восстания было село Ртыне в Находском панстве. Крестьянские отряды из различных краев двинулись на Прагу, намереваясь захватить город. В восстании участвовали также полупролетаризованные слои городского населения и деревенские безземельные крестьяне-бобыли, работавшие в качестве наемных рабочих в различных отраслях промышленности или же в качестве батраков и слуг на панской усадьбе. По пути к Праге восставшие расправлялись с наиболее ненавистными панами и разрушали их усадьбы.
Несмотря на то что некоторая часть восставших сохраняла еще монархические иллюзии, надеясь на получение от Габсбургов новых уступок, и даже соглашалась выполнять некоторые повинности на панов, в целом восстание проходило под знаменем борьбы за полную ликвидацию феодально-крепостнической системы. Восстание 1775 г., совпавшее по времени с пугачевским движением, представляет тем больший интерес, что повстанцам в Чехии было известно о крестьянской войне в России. Среди них распространился слух, что русские идут в Чехию и помогут чешским крестьянам расправиться с их панами.
Размах восстания был настолько велик, что правительство бросило на его подавление целую армию. В ряде кровопролитных боев, в ходе которых правительственные войска широко использовали артиллерию, восставшие крестьяне были разбиты.
Патенты 1775 и 1781 гг.
Восстание 1775 г. показало всю глубину кризиса феодально-крепостнической системы в Чехии. Новые экономические потребности зарождающегося капитализма вызвали необходимость устранения с пути такого препятствия, каким было крепостное право. С другой стороны, господствующий класс феодалов боялся повторения крестьянских восстаний. Эти обстоятельства заставили правительство Габсбургов пойти на кое-какие уступки крестьянам. Патентом 1775 г. правительство Марии Терезии делало попытку успокоить крестьян, снова «регулируя» барщину. Однако среди крестьян распространился слух, что это не настоящий патент, а ложный, и что настоящий, «золотой патент» чиновники спрятали, так как этим указом барщина будто бы отменялась полностью. Следующий патент, изданный в 1781 г. Иосифом II, отменял крепостную зависимость и предоставлял крестьянам право перехода от одного землевладельца к другому. Крестьяне могли переходить также в города, обучаться ремеслу и т. п. Но и патент 1781 г. не устранял полностью феодальной эксплуатации, так как он не затронул помещичью собственность на землю. Все же издание этого патента имело большие последствия для развития чешской капиталистической промышленности. Малоземельные и безземельные крестьяне массами уходили в города, где быстрее, чем раньше, развивалась капиталистическая мануфактура. В то же время патент способствовал дальнейшему расслоению крестьянства, верхушка которого могла теперь превратиться в свободных земельных собственников.
Культура
Как уже упоминалось, в период после Тридцатилетней войны чешская культура стала подвергаться гонениям. В условиях религиозных преследований и засилья немецкого чиновничества. На первое место выдвигается борьба за сохранение и развитие национального языка. Еще в XVII в. талантливый ученый Богуслав Бальбин (1621—1688) написал книгу «Защита славянского, в частности чешского, языка», в которой излагал свои патриотические идеи. Ему же принадлежит труд «Фрагменты из истории королевства Богемии», содержащий богатейшее собрание чешских летописей.
Большую роль в развитии национального самосознания чешского народа сыграли многочисленные труды по отечественной истории, археологии, этнографии. В конце XVIII в. в этих областях выдвинулась группа чешских интеллигентов: Добнер, Пельцль, Дурих, Добровский. Для этих представителей ранней буржуазной историографии характерны критический подход к источникам и борьба с католической и феодальной реакцией. Они стремились восстановить подлинную историю своей страны, освободив ее от иезуитской фальсификации.
Франтишек Мартин Пельцль (1734—1801) является одним из основоположников чешской буржуазной историографии. Будучи профессором чешского языка и литературы в Пражском университете, Пельцль в 1791 г. издал на чешском языке «Новую чешскую хронику», которая явилась своеобразным опытом изложения чешской истории. Кроме того, в течение ряда лет Пельцль трудился над составлением биографического словаря чешских и моравских ученых и писателей. Г. Добнер (1719—1790) прославился пространным трудом, содержащим критические замечания на латинский перевод чешской хроники XVI в. В. Гаека. Вацлав Дурих (1735—1802) — видный чешский славист. Он, в частности, познакомил чешское общество с древнеславянской азбукой — кириллицей.
Крупнейшим чешским ученым-филологом и историком является «первый будитель чешского народа», сын крестьянина Иозеф Добровский (1753—1829). В трудах Добровского, возглавлявшего чешское национальное движение, отразились все наиболее значительные события общественной жизни Чехии XVIII — начала XIX в. Он первый стал издавать в Чехии журналы, трактовавшие актуальные вопросы науки и литературы, прославлявшие Яна Гуса, Жижку и других героев чешского национального движения. Он был одним из основоположников современного славяноведения в Чехии. Ему принадлежит первый учебник русского языка для чехов и несколько статей о древней русской литературе («О летописи Нестора», «Слово о полку Игореве»). Добровский интересовался естествознанием, был знатоком ботаники и геологии. В его научном мировоззрении имелись элементы материализма.
Чешские историки XVIII в. играли роль просветителей и идеологов молодой чешской буржуазии. Но деятельность их была классово ограниченной. Главной задачей национально-освободительного движения они считали культурное возрождение.
Во второй половине XVIII в. в Чехии возникает ряд национальных просветительских организаций. С начала 70-х годов функционирует частное «Научное общество», ставшее в 1784 г. официальным «Чешским обществом наук», в 1790 г. — «Королевским чешским обществом наук». Общество объединяло крупнейших ученых, в него входили Пельцль, Добровский, Дурих. В 1789 г. возникло «Патриотическо-экономическое общество», в 1792 г. в Пражском университете («Клементинуме») была открыта кафедра чешского языка.
В связи с борьбой за преподавание в школах на родном языке появляется большое количество грамматик чешского языка. За последнюю четверть XVIII и первую четверть XIX в. вышло 28 названий таких пособий. С 1782 г. начинает издаваться «Пражская почтовая газета», организуется публикация многочисленных старочешских историко-литературных и языковых памятников, налаживается массовое издание просветительской литературы.
В конце XVIII в. появилась целая плеяда талантливых поэтов. В 1785 г. вышел сборник стихотворений Вацлава Тама (1765—1816), воспевавшего патриотические устремления чешского народа. Патриотические темы характерный для од Пухмайера (1769—1820), например, «Яну Жижке из Троцнова» и «На чешский язык». Пухмайер с группой литераторов организовал систематическое издание литературных альманахов.
В это же время возникает национальный чешский театр. Только за период 1786—1792 гг. на чешском языке появилось около 300 драм, переводных и оригинальных. Однако чешский театр существовал главным образом благодаря усилиям любительских трупп, которым приходилось в чрезвычайно тяжелых условиях конкурировать с профессиональным немецким театром.
Изобразительное искусство Чехии XVII—XVIII вв. представлено рядом крупных мастеров, в их числе Карел Шкрета (1610—1674), Петер Брандль (1668— 1739), В. Райнер (1689—1743). Всем им присуще реалистическое изображение действительности. Особенно широко известны портреты К. Шкреты, а некоторые его картины (например, «Семья ювелира Мизеронио» и др.) и до настоящего времени считаются значительными произведениями искусства.
Еще в XVII в. в Праге было основано несколько скульптурных мастерских. В 1730 г. в одной из них М. Браун создал скульптурный портрет Карла IV и ряд статуй, и теперь еще украшающих Карлов мост в Праге.
В чешской архитектуре XVII—XVIII вв. господствует стиль барокко. Но и в пышных памятниках барочной архитектуры проскальзывают элементы народного творчества. Особенно ярки народные мотивы в зодчестве Килиана Игнатия Динценгофера (1689—1751). Украшения созданного им собора св. Николая в Праге выполнены в манере, напоминающей народную резьбу по дереву.
В области музыки тенденции чешского национального возрождения наметились в творчестве Богуслава Черногорского (1684—1742), идейного предшественника Сметаны и Дворжака.
Замечательным представителем чешской науки конца XVIII — начала XIX в. является Георг Прохаска (1749—1820), выдающийся анатом, физиолог и окулист, профессор Венского и Пражского университетов. Глубоко научный, объективный подход к исследованиям вывел Прохаску на материалистический путь, сделал его одним из основоположников материалистической разработки проблем физиологии, одним из создателей теории рефлексов. Ученый поднялся до правильного понимания проблемы взаимосвязи организма с окружающей его средой. Научная деятельность Прохаски сочеталась с большой практической работой. Он сделал тысячи операций. Его теоретические взгляды и практический опыт обобщены в ряде руководств по физиологии, принадлежавших к числу лучших пособий того времени. Он основал превосходные анатомические музеи в Праге (1778 г.) и в Вене (1791 г.), а также научное медицинское общество в Праге (1784 г.)
Деятельность просветителей — ученых, писателей, поэтов, публицистов, возникновение научно-просветительских и литературных обществ, оживление издательской деятельности, появление национального театра являются характерными чертами быстрого подъема чешской культуры, вступившей вo второй половине XVIII в. на путь национального возрождения.