ЧЕХОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЕХОВ
город в Московской обл., центр Чеховского р-на. Расположен на р. Лопасне (приток Оки). Население 60 тыс. чел.
Вырос из крупного торгового с. Лопасня (известно с XVIII в.), которое сложилось из д. Бадеево (известна с 1401, в XVI-XVIII вв. принадлежала Троице-Сергиевому монастырю), сел Зачатьевского (известно с XVII в.) и Садки (известно с XVII в.). С 1951 рабочий поселок. Город Чехов с 1954, переименован в честь А.П. Чехова (в 1892-99 жил в имении Мелихово, близ Лопасни).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ЧЕХОВ
Антон Павлович (1860, Таганрог – 1904, Баденвейлер, Германия), русский писатель.
Говоря о своем литературном пути, называл себя Потемкиным, т. к. в большую литературу пришел из массовой беллетристики. Первые литературные опыты Чехова относятся к гимназическим годам: юморески, несохранившиеся комедии и большая пьеса, названная издателями «Безотцовщина»; в значительно переработанном виде – пьеса «Иванов» (1889) о драме «обыкновенных» людей, тоскующих «без цели». В 1879 г. поступил на медицинский ф-т Московского ун-та. С 1880 г. активно сотрудничал в юмористических изданиях «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», где под псевдонимами Человек без селезенки, Доктор без пациентов, Антоша Чехонте и др. печатает пародии, сценки, миниатюры, афоризмы. Персонажи этого «осколочного» периода – заурядные люди, замечательные «только тем, что ничем не замечательны». В ранней юмористике Чехов, изображая смешные характеры и смешные положения, констатирует человеческие пороки и слабости: «Письмо к ученому соседу», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Хамелеон», «Маска», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев». Юмористические произведения объединены в сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887). По окончании ун-та (1884) стал практикующим врачом, но продолжал и литературную работу: 1884–87 гг. – период «многописания»: опубликовано более 350 произведений. С середины 1880-х гг. Чехов постепенно отходит от юмористики, обозначая свой основной жанр как «серьезный этюд». В 1886 г. начинает сотрудничать в газете «Новое время», где подписывается настоящим именем. Почувствовав в Чехове «настоящий талант», Д. В. Григорович призвал его не размениваться на мелочи и создавать «превосходные, истинно художественные полотна». Своеобразным дебютом в большой литературе стала повесть «Степь», первое произведение Чехова, напечатанное в «толстом» журнале «Северный вестник» (1888). В этой повести Чехов, описывая поездку по степи девятилетнего Егорушки, обращается к вечным проблемам бытия и показывает необъятность и красоту мира. Признаками новой манеры были лиризм и философско-психологическая проблематика. Произведения 1886–88 гг. заставили говорить о Чехове как о «новом таланте»; сборник «В сумерках» (1887) был удостоен Пушкинской премии. Д. С. Мережковский назвал Чехова «истинным поэтом», отметив в его рассказах редкое соединение любви к природе, с которой он чувствует «глубокую внутреннюю связь», и «теплой гуманности» в отношении к «очень маленьким, заурядным людям, в большинстве случаев из неинтеллигентной или полуинтеллигентной среды». Определяя особенности повествовательной манеры Чехова, критики называли его писателем полутонов, который не расставляет акцентов, избегая отчетливого выражения своей позиции. Подобная объективность была принципиальной эстетической установкой Чехова. Реализацией стремления Чехова к серьезной деятельности стала поездка на Сахалин в 1890 г. Задавшись целью привлечь общественное внимание к положению каторжан и ссыльнопоселенцев, Чехов провел колоссальную работу: за три месяца сделал полную перепись населения острова. Материалы этого уникального путешествия вошли в книгу «Остров Сахалин» (1890–95). В конце 1880-х – 1900-х гг. творчество Чехова достигает своего расцвета, он печатается в «Северном вестнике», «Русской мысли», «Русских ведомостях». Доминанта авторского мироощущения в его произведениях – «страдальческое отсутствие внутренней гармонии» (А. И. Эртель), характерное для эпохи рубежа веков. Конфликт в его произведениях имеет бытийный характер, хотя внешне повествование строится на изображении незначительных повседневных событий.
Центральный персонаж Чехова – «средний человек», интеллигент, не имеющий «общей идеи» и, по сути, превращающийся в пошлого обывателя. «Футляр» (ключевое слово для его характеристики) восходит к повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» и получает значение глобальной отгороженности, отстраненности от жизни и людей. Самый яркий пример – учитель древнегреческого языка Беликов («Человек в футляре», 1898), «футлярность» которого регламентирует жизнь целого города, «не запрещенную циркулярно, но и не разрешенную вполне». Устойчивые атрибуты внешнего облика (зонтик, галоши и поднятый воротник), окружающие предметы (все в оболочке), сам преподаваемый предмет гротескно заостряют тему. В других рассказах «маленькой трилогии» происходит ее углубление. Герой «Крыжовника» подчиняет жизнь приобретению имения с кустами крыжовника. Мизерная цель определяет нравственную деградацию персонажа, подчеркнутую зооморфным уподоблением: «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло». Психологически сложен последний рассказ цикла «О любви», герой которого долгие годы преданно и взаимно любит замужнюю женщину, не решаясь изменить ее жизнь: «Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее?» Чехов, как всегда, не дает ответа, руководствуясь тем, что художник обязан не решать вопрос, но правильно его поставить. Все три произведения связаны общностью места, времени действия и фигурами рассказчиков. Каждый последующий рассказ сокращает дистанцию между повествователем и героем: вначале учитель Буркин рассказывает о коллеге (своего рода сплетня), потом ветеринарный врач Чимша-Гималайский – о брате (его рассказ звучит как проповедь), венчает цикл исповедь Алехина о своей любви. Признаки «футляра» в произведениях Чехова – безусловное следование ритуалу обыденного существования, житейское благополучие и сытость, довольство обыденностью: «Учитель словесности», «В родном углу», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Три сестры». В других произведениях это уход от действительных проблем в мир отвлеченных идей, сознательный отказ от полноты жизни, подмена реальности миражами и иллюзиями: «Скучная история», «Палата № 6», «Черный монах», «Дядя Ваня». Наконец, это отсутствие диалогизма в отношениях с миром, нежелание услышать и понять другого человека, убежденность в собственной правоте и непогрешимости: «Дуэль», «Скрипка Ротшильда», «Дом с мезонином». «Футляр» означает «овеществление» людей, отказ от жизненного творчества, подчинение гнету мелочей и принятых условностей. «Развеществление», обретение в себе личности оказывается возможным только через обращение к другому человеку и признание его правды, потому что «никто не знает настоящей правды».
Драматические произведения Чехова, по проблематике и поэтике соотносимые с его прозой, стали новаторским явлением в мировой драматургии. Герои пьес: учителя, ученые, врачи, писатели, актеры, – подобно персонажам рассказов и повестей, наделены острым чувством тоски по настоящей жизни, ускользающей от них. Чехов как будто не заботится ни об отборе материала, ни о расстановке акцентов, но в действительности все продумано до тонкостей: детали, реплики, паузы, отдельные слова и словечки, ремарки, звуки, цвет. Чехов создал новый тип сценического действия, отвечающий основному принципу его эстетики: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же, вместе с тем, просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». В пьесах «Чайка», «Дядя Ваня» (обе – 1896), «Три сестры» (1900–01), «Вишневый сад» (1903–04) отсутствует традиционный конфликт с ярко выраженным противостоянием «положительных» и «отрицательных» персонажей, внутренний драматизм преобладает над интригой. Драмы строятся как внешне бессобытийные, создавая иллюзию «обычного хода жизни»; герои на сцене не совершают решительных поступков, они общаются, но часто не слышат и не понимают друг друга. В пьесах редуцированы все основные элементы развития конфликта. Так, в комедии «Вишневый сад» вначале показано ожидание приезда Раневской, ее появление и соответствующие этому разговоры, далее на протяжении некоторого времени обсуждаются проблемы, связанные с продажей имения, затем Лопахин приносит новость о том, что купил его, наконец, представлен отъезд прежних владельцев. Но такой отказ от внешней событийности позволяет ярче показать «скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы» (Вл. И. Немирович-Данченко), сгущает атмосферу бесплодных страстей и нереализованных желаний, пронизывающую чеховские драмы. Персонажи наделены ощущением острой неудовлетворенности жизнью и осознанием собственной несостоятельности. Лейтмотив пьесы «Три сестры» – «В Москву! В Москву!» выражает стремление вырваться из пошлой действительности и становится символической формулой тоски и безнадежности. Острым чувством неблагополучия наделен у Чехова даже такой внешне преуспевающий Лопахин, который ждет перемен в общей для всех людей жизни. Свои надежды Чехов связывал с интеллигенцией, но видел и ее социальную вину. Отсутствие «футляра», открытость миру и всем впечатлениям бытия, готовность вторжения в жизнь связаны у Чехова с юными персонажами и показаны как привилегия молодости: «Припадок», «После театра», «Студент», «Случай из практики», «Невеста», «Вишневый сад».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
266.57 кб

А. П. Чехов в Ярославле: «Сюжет для небольшого рассказа»

Мурзо Галина Владимировна
Формулировка темы обязывает автора выявить и прокомментировать в избранном аспекте факты, связанные с пребыванием А. П. Чехова [1] в Ярославле.
Читать PDF
254.73 кб

Из истории чехов Черноморской губернии

Матвеев Олег Владимирович
Статья посвящена вопросам исторической идентичности чехов Черноморской губернии в начале ХХ столетия и в годы Первой мировой войны.
Читать PDF
232.56 кб

А. П. Чехов - врач - гражданин и выдающийся русский писатель

Шевченко Ю. Л., Шалыгин Л. Д., Матвеев С. А., Логинов А. Ф.
Читать PDF
669.19 кб

А. П. Чехов о казаках (из «Воспоминаний»)

Щербина Федор Андреевич
Автор вспоминает личную встречу и беседу с А. П. Чеховым о жизни казачества, его героическом прошлом, противоречивом настоящем и проблематическом будущем
Читать PDF
283.48 кб

Первое упоминание фамилии Чехов на Кубани

Спачиль Ольга Викторовна
Известно, что А. П. Чехов всегда стремился посетить Кубань, но этому желанию не суждено было сбыться. Фамилия Чехов впервые упоминается в кубанских исторических документах задолго до рождения знаменитого писателя.
Читать PDF
51.25 кб

ПОЧЕМУ УПЛЫЛ "АНТОН ЧЕХОВ"?

Крюков В.А.
Читать PDF
193.46 кб

Чехов в XXI В.

Литовченко Мария Владимировна
Читать PDF
165.78 кб

А. П. Чехов и Волгоградская драматургия 1950-60-х годов

Васильева С. С., Кулькина Е. В.
Читать PDF
50.31 кб

А. П. Чехов. Энциклопедия / сост. И науч. Ред. В. Б. Катаев. М. : Просвещение, 2011

Мысливченко Александр Григорьевич
Читать PDF
129.49 кб

Международная научная конференция «А. П. Чехов и мировая культура: взгляд из XXI века»

Емелин И. А.
Читать PDF
292.04 кб

Адаптационный потенциал чехов и словаков Северо-Западного Кавказа в российской миграционной парадигм

Бурыкина Людмила Васильевна
В статье рассматриваются особенности миграции австро-венгерских подданных на Северо-Западный Кавказ и анализируется адаптационный потенциал чехов и словаков в российской миграционной парадигме второй половины XIX в.
Читать PDF
80.42 кб

На пути к национальному образованию: культурное движение чехов за создание университета в Брно

Саприкина Ольга Вячеславовна
В конце XIX начале XX в. славянские народы Австро-Венгерской монархии стремились к созданию собственных национальных высших учебных заведений.
Читать PDF
0.00 байт

А. П. Чехов и А. С. Суворин (новые материалы к старой теме)

Махонина С.Я.
В статье предлагается свежий взгляд на взаимоотношения А.П. Чехова и издателя А.С. Суворина.
Читать PDF
169.50 кб

Чехов и мопассан о «Маленьком человеке»

Соколовская Ж. В.
Читать PDF
282.50 кб

«Портретная галерея» Л. А. Авиловой в воспоминаниях «Чехов в моей жизни»

Шкляева Е. Л.

Похожие термины:

  • Чехов Александр Павлович

    Чехов (Александр Павлович) - брат Антона Павловича , писатель, родился в 1855 г. Окончил курс в Московском университете по обоим отделениям физико-математического факультета. Недолго служил в таможен
  • ЧЕХОВ Михаил Александрович

    (р. 1891 в Петербурге) — актер, племянник А. П. Чехова. В 1909 поступил в театральную школу Малого театра в Петербурге и стал сотрудником этого театра, где сыграл роль царя Федора. В 1910 Чехов вступает сотр
  • Чехов, Андрей

    (Чохов) — литейный мастер, выливший "Царь-пушку" в 1586 г., весом в 2400 пудов, "пищали": "Траил" в 430 пудов и "Аспид" в 370 пудов — в 1590 году. На "Царь-пушке" надпись: "делал литец Ан
  • ЧЕХОВ Антон Павлович

    17(29).1860, Таганрог - 2(15).7.1904, Баденвейлр, Германия, похоронен в Москве)    рус. писатель. Останавливался в Екат. в апр. 1890 проездом на Сахалин. Жил в гостинице "Американские номера" (ныне на здании по ул.М
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ЧЕХОВ И СЛОВАКОВ

    широкое политич. объединение обществ. сил Чехословакии под руководством рабочего класса во главе с Коммунистич. партией Чехословакии (КПЧ). Социальный состав Н. ф. ч. и с., содержание и цели его деят
  • Чехов Михаил Павлович

    Чехов (Михаил Павлович) - писатель, младший брат А.П. Чехова , родился в 1865 г., окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил податным инспектором и затем начальником отдел
  • Чехов, Николай Павлович

    — родился в Таганроге в 1858 году, кончил курс в местной гимназии, художественное же образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания Московского училища он до
  • Чехов, Николай Владимирович

    (род. 1865) — педагог, с 1890 работал по народному образованию в Московском и Тверском земствах, заведовал школой, организованной инж. Христиановым, где была сделана первая в России попытка связать обу
  • чеХоВ иван митрофанович

    (13.6.1920, слобода Подгорная Острогожского уезда – 18.7.1968, Курск), Герой Советского Союза (22.2.1944). Из крестьян. Окончил Курскую областную партшколу (1956). Участник ВОВ. Начальник радиост. роты связи 958-го ст