Челябинская учительская семинария
Челябинская учительская семинария
была открыта 26.09.1910 г. для подготовки учительских кадров как мужское учебное заведение. Ее целью было «доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах». Для работы в ней были привлечены квалифицированные педагоги: математику вел надворный советник, известный педагог И.П. Александров, физику и естествознание – выпускник СПб. ун-та Д.В. Мошков, историю и географию – М.А. Лебедев и др. Директором был статский советник П.М. Юркевич. В 1911 г. вышел Указ о разрешении приема в число воспитанников Ч.у.с. лиц мус. вероисповедания и о введении в семинарии преподавания мус. вероучения и башкирского яз. С 1.09.1912 г. к преподаванию исламского вероучения в Ч.у.с. был допущен 2-й мулла соборной мечети г. Челябинска М.Г. Гадиев. Его жалованье составляло 600 руб. в год (1912). С 1913 г. учителем башкирского яз. работал выходец из Уфимской губ. Халиулла Еникеев. Факультативно башкирский яз. могли изучать студенты любого вероисповедания. Этот курс пользовался большим успехом: так, в 1913 г. его посещало 40 чел. Несмотря на создание всех необходимых условий для подготовки преподавателей, желающих получить эту специальность из числа мусульман было немного: к 1.01.1914 г. из 94 лишь 5 студентов были мусульманами. Тем не менее 10.02.1913 г. на организационном собрании, посвященном подготовке празднования 300-летия царствования дома Романовых, которое проходило в стенах медресе при соборной мечети г. Челябинска, преподаватель Ч.у.с. Х. Еникеев выступил с инициативой создания в Челябинске Мус. педучилища. Однако это предложение встретило возражение присутствовавших, которые подсчитали, что расходы на его организацию и содержание составят не менее 20 тыс. руб. и его создание нецелесообразно, т.к. в Челябинске уже действует Ч.у.с. Все же ряд сторонников Еникеева приняли решение обратиться в мус. фракцию Госдумы с просьбой поднять вопрос об основании в Челябинске учительской школы; т.к. под обращением было собрано всего 68 подписей, они ограничились телеграммой. Тем самым Ч.у.с. осталась единственным в городе учебным заведением, где готовили педагогические кадры для школ, в которых учились мус. дети. Срок обучения в Ч.у.с. составлял 4 года. При семинарии действовали подготовительный и 3 основных класса. Занятия проходили ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. В среднем было по 6 уроков в день. При Ч.у.с. действовала библиотека, кабинеты физических и естественных наук, ученический хор, издавался рукописный журнал. Для расширения кругозора учащихся возили на экскурсии по Юж. и Ср. Уралу. В семинарии обучались казенные стипендиаты, а также стипендиаты сельских обществ, частных лиц и своекоштные воспитанники, обучение было бесплатным. Большая часть студентов были иногородними и проживали в общежитии, находившемся в 1,5 версты от Ч.у.с.. Само учебное заведение располагалось в съемных помещениях в доме Е.А. Пентегорова (ул. Цвиллинга, 5). Студенты и преподаватели постоянно жаловались на тесноту помещений. Но, несмотря на все старания руководства, собств. помещение Ч.у.с. получить не удалось. Учебная программа Ч.у.с. не отличалась от общерос. программы учительских семинарий. При семинарии работало 2-классное начальное училище, в котором студенты проходили педагогическую практику. На посту вероучителя для лиц мус. вероисповедания М.Г. Гадиева, скончавшегося в 1913 г., сменил выпускник казанского Галеевского медресе П.Х. Ибрагимов (1884–?), который приступил к своим обязанностям 20.12.1915 г. При недельной нагрузке в 12 уроков он получал 600 руб. в год и 180 руб. добавочных (1917). Всего получил в 1916 г. 600 руб., в 1917-м – 780 руб. Всего Ч.у.с. до 1917 г. было сделано три выпуска: в 1914 г. – 20 чел., в 1915 г. – 15 чел. и в 1916 г. – 20 чел. Процент мусульман среди них был незначителен. Это следует из доклада комитета по мус. образованию Челябинской гордумы, озвученного в ноябре 1917 г.: «В наст. время не хватает учащихся для мус. школ... подготовку учащихся мусульман нужно признать весьма назревшей и необходимой, тем более тогда, когда перед городским самоуправлением стоит вопрос об осуществлении всеобщего обучения среди мусульман, вопрос этот должен стать еще более остро». Но сделано в этом направлении ничего не было. После революции Ч.у.с. по инициативе земской управы превратилась в смешанную семинарию, было набрано 20 девушек. Это негативно сказалось на учебном процессе, т.к. в помещениях Ч.у.с. стало еще теснее. К тому же часть преподавателей ушли вместе с белыми войсками. В ноябре 1919 г. Ч.у.с. была выселена, а здание передано под лазарет. Власти не нашли нового помещения, и Ч.у.с. прекратила свое существование. Лит.: Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1912 год. – Пермь, 1911, отд. I, с. 42; Боже В.С. Школьный мир дореволюционного Челябинска. В 2-х т. Т. 1. Краткий исторический очерк. – Челябинск, 2006, с. 74–79; Т. 2. Справочные материалы. – Челябинск, 2006, с. 53, 76; ГАОО, ф. 73, оп. 1, д. 254, л. 22; Денисов Д.Н. Мусульманская община Челябинска (60-е гг. XIX – начало XX веков) // Вестник Челябинского госуниверситета. История. Вып. 27. – 2008, № 34, с. 137–48; ОГАЧО, ф. И-3, оп. 3, д. 50, л. 69–75; ф. И-19, оп. 1, д. 65, л. 19; д. 121, л. 1; ф. Р-133, оп.1, д.15; Челябинский государственный педагогический университ. 2-е изд. испр. и доп. – Челябинск, 2004, с. 11–12. В.Б., А.С., Р.Б.