ЧЕЛЛИНИ
ЧЕЛЛИНИ
Cellini), Бенвенуто (3.XI.1500 - 13.II.1571) - итал. скульптор, ювелир, писатель. Работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме. Постоянными заказчиками Ч. были папы Климент VII, Павел III. В 1540 перешел на службу к франц. королю Франциску I. В 1545 вернулся во Флоренцию. Выполнял заказы герцога Козимо I Медичи. Автор художественных произв., виртуозных по мастерству: статуй ("Персей", 1545-54, Лоджия деи Ланци, Флоренция), барельефов ("Нимфа Фонтенбло", 1545, Лувр), бюстов (Козимо Медичи, 1548, Нац. музей, Флоренция), ювелирных изделий (солонка Франциска I, 1539-43, Художественно-историч. музей, Вена), медалей. Перу Ч. принадлежат поэтич. сочинения, многочисл. письма и знаменитая автобиография - "La Vita" (написана в 1558-66, опубл. в 1728). Автобиография, много раз переиздававшаяся, переведенная на мн. европ. языки, дает яркую картину быта, нравов эпохи; сам же автор предстает в ней как влюбленный в искусство художник, смелый и независимый в своих творческих дерзаниях, как одна из ярких фигур эпохи Возрождения. Соч.: Opere, v. 1-3, Mil., 1806-11; La vita..., (Roma), 1967; в рус. пер.- Жизнь Бенвенуто, сына Джованни Челлини, М., 1958. Лит.: Дживелегов А. К., Очерки итал. Возрождения. Кастильоне. Аретино. Челлини, М., 1929; Fabietti E., Benvenuto Cellini, Mil., 1948. Л. М. Брагина. Москва.
ЧЕЛЛИНИ
cellini) Бенвенуто (1500, Флоренция – 1571, там же), итальянский скульптор, ювелир, теоретик искусства и писатель, представитель маньеризма. Учился у ювелира М. Бандинелли; испытал влияние Микеланджело. В 1520–30-е гг. работал при папском дворе в Риме как ювелир и медальер.
В 1540 г. по приглашению Франциcка I мастер переехал во Францию, где тесно соприкоснулся с рафинированной культурой французского двора и искусством школы Фонтенбло (см. ст. Фонтенбло школа). Золотая солонка Франциска I (1530–43) и первое дошедшее до нас скульптурное произведение мастера «Нимфа Фонтенбло» (ок. 1543–44 г.) отличаются преувеличенной легкостью пропорций, изысканностью силуэтов, холодно-утонченной красотой. В 1545 г. Челлини вернулся во Флоренцию, где нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи. В скульптурах этого периода («Нарцисс», 1540-е гг.; бюст Козимо Медичи, 1548) мастер стремится передать движения фигуры в пространстве.
Самое значительное произведение Челлини – бронзовая статуя Персея (1545–54). Гордый своей победой Персей высоко поднимает отрубленную голову Медузы Горгоны. Внутренняя энергия дополняется благородной сдержанностью. В некоторой дробности и измельченности форм ощущаются отголоски маньеризма. Всемирную славу Челлини как писателю принесли его мемуары «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции» (между 1558 и 1565 г.). Автобиография художника, напоминающая авантюрный роман, ярко представляет атмосферу того времени и характер людей эпохи Позднего Возрождения. Оставшаяся незаконченной, она была впервые издана в 1728 г. (русский перевод – 1848). Челлини известен также как теоретик искусства (книга «Два трактата о ювелирном искусстве и скульптуре», 1568). Творчество Челлини оказало влияние на скульпторов позднего итальянского маньеризма, а также на мастеров эпохи барокко.
В 1540 г. по приглашению Франциcка I мастер переехал во Францию, где тесно соприкоснулся с рафинированной культурой французского двора и искусством школы Фонтенбло (см. ст. Фонтенбло школа). Золотая солонка Франциска I (1530–43) и первое дошедшее до нас скульптурное произведение мастера «Нимфа Фонтенбло» (ок. 1543–44 г.) отличаются преувеличенной легкостью пропорций, изысканностью силуэтов, холодно-утонченной красотой. В 1545 г. Челлини вернулся во Флоренцию, где нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи. В скульптурах этого периода («Нарцисс», 1540-е гг.; бюст Козимо Медичи, 1548) мастер стремится передать движения фигуры в пространстве.
Самое значительное произведение Челлини – бронзовая статуя Персея (1545–54). Гордый своей победой Персей высоко поднимает отрубленную голову Медузы Горгоны. Внутренняя энергия дополняется благородной сдержанностью. В некоторой дробности и измельченности форм ощущаются отголоски маньеризма. Всемирную славу Челлини как писателю принесли его мемуары «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции» (между 1558 и 1565 г.). Автобиография художника, напоминающая авантюрный роман, ярко представляет атмосферу того времени и характер людей эпохи Позднего Возрождения. Оставшаяся незаконченной, она была впервые издана в 1728 г. (русский перевод – 1848). Челлини известен также как теоретик искусства (книга «Два трактата о ювелирном искусстве и скульптуре», 1568). Творчество Челлини оказало влияние на скульпторов позднего итальянского маньеризма, а также на мастеров эпохи барокко.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Челлини
, Бенвенуто (Cellini, Benvenuto) 1500, Флоренция — 1571, Флоренция. Итальянский скульптор, ювелир. Талантливый писатель, автор биографической книги Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции, а также более чем 100 сонетов и трактатов о ювелирном искусстве, зодчестве, ваянии. Работал в Риме (1523—1539), Париже (1540—1545), Флоренции (1545—1571). Сын флорентийского музыканта, Бенвенуто был обучен своим отцом искусству игры на флейте и корнете и продолжил музыкальное образование в Болонье, а также обучился мастерству ювелира в Пизе и Риме. Джорджо Вазари, автор знаменитых Жизнеописаний итальянских мастеров, хорошо знавший Челлини, характеризует его как "художника во всех делах гордого, смелого, быстрого, крайне живого и неистового человека, умевшего говорить правду в глаза великим мира сего". Творческая карьера Челлини началась в 1523 в Риме при дворе папы Климента VII Медичи, высоко ценившего как музыкальное дарование своего молодого земляка, так и его талант ювелира, назначив его мастером монетного двора. Из работ, выполненных Челлини в 1523—1527, сохранилось несколько экземпляров монеты с изображением Климента VII. Это первая дошедшая до нас работа Челлини уже отмечена печатью его таланта: профильный портрет папы безукоризненно вписан в поле монеты, обобщенность силуэта сочетается с тонкой проработкой деталей. В 1527 творческая карьера Челлини была прервана вторжением в Италию войск императора Германии Карла V и его союзника коннетабля Бурбонского. Имперские войска осадили Рим, папа Климент и его двор укрылись в древней римской цитадели — замке Св. Ангела. Челлини был в числе тех, кто оборонял замок. После падения цитадели и вторжения в Рим имперских войск, учинивших в городе чудовищный погром, сопровождавшийся массовыми убийствами горожан, Челлини покинул Рим и вернулся во Флоренцию. Однако вскоре он был вызван в Рим папой Климентом VII. После смерти последнего (1534) перешел на службу к новому папе Павлу III Фарнезе. В апреле 1537 отправился в Париж, надеясь получить заказы у короля Франциска I, но эти надежды не сбылись, и в декабре 1537 мастер вернулся в Рим. Здесь он вскоре был арестован и обвинен в присвоении части золота и драгоценных камней из папской казны, которая в 1527 была по приказу папы укрыта в эту цитадель-тюрьму. Оттуда он совершил дерзкий побег, но через некоторое время был схвачен стражей на одной из римских улиц и снова помещен в замок, откуда был выпущен только в декабре 1539. Некоторое время состоял на службе у одного из своих покровителей — кардинала Ипполито д’Эсте, затем по совету кардинала вторично отправился в Париж, захватив с собой несколько работ и восковую модель большой солонки с фигурами Геи и Нептуна. Прибыв в Париж и отправившись оттуда в Фонтенбло, где в то время находился Франциск I, он счел, что ему назначили слишком низкое содержание, и, оставив своих помощников в Париже, уехал, заявив, что он направляется в Святую землю поклониться Гробу Господню. Нагнавшие его посланцы короля убедили Челлини вернуться в Париж. Король согласился на его условия, поселил его в замке Нель и заказал ряд работ, в том числе колоссальную статую Марса. Предназначенная для украшения фонтана, она была закончена в 1543, но впоследствии разрушена. Не удалось Челлини осуществить другой заказ короля — создание 12 статуй-светильников. Была закончена лишь одна из них, не сохранившаяся до наших дней. Из работ, заказанных королем, до наших дней дошли только 2 — большой люнет Нимфа Фонтенбло и самая блистательная работа Челлини-ювелира — солонка Франциска I. Рельеф Нимфа Фонтенбло (ок. 1543—1544, Париж, Лувр) был предназначен для украшения портала дворца Фонтенбло, однако был подарен Франциском I его фаворитке Диане де Пуатье и украсил принадлежавший ей замок Анэ, откуда в кон. XVIII в. был перевезен в Лувр. Эта первая дошедшая до нас работа Челлини-скульптора при всей ее эффектности вызывает двойственное впечатление. Пропорции фигуры обнаженной нимфы при всей мощности ее телосложения чрезмерно вытянуты, голова слишком мала; в то же время Челлини эффектно обыграл контраст плавного, обобщенного силуэта нимфы и дробного фона, плотно заполненного фигурами оленя и собак. Сходный контраст присутствует и в самом прославленном произведении Челлини-ювелира — золотой солонке Франциска I (1540—1543, Вена, Музей истории искусства). Это самая эффектная работа Челлини-ювелира. Замысел солонки возник еще в Риме, где мастер сделал восковую модель, которую привез в Париж. Эта довольно большая композиция состоит из круглого постамента, украшенного покрытыми цветной эмалью изображениями животных, цветов, рыб и восседающих на этом постаменте золотыми фигурами Геи и Нептуна, символизирующих землю и морскую воду; рядом с ними солонка-кораблик и перечница-храмик. Цветные эмали и несколько дробные детали постамента подчеркивают плавные очертания фигур, объединенных волнообразным ритмом. В 1542 Франция была втянута в полосу войн, охвативших значительную часть Европы, и в 1545 Челлини решил вернуться в Италию. По дороге в Рим он остановился во Флоренции и решил представиться герцогу Козимо I Медичи. Последний предложил Челлини поступить к нему на службу, сказал, что он мечтает украсить площадь Синьории статуей Персея, обещал найти помещение для мастерской. Челлини согласился, и последние четверть века провел в родном городе, женился на некой Моне Тере, которая родила ему 5 дочерей, а также взял на попечение свою овдовевшую сестру и племянниц. Это создало немалые материальные трудности для немолодого мастера, тем более что герцог Козимо, как и другие покровители Челлини, был щедр на посулы, но не очень любил расплачиваться. Тем не менее в творческой биографии Челлини флорентийский период — самый плодотворный. Именно в эти годы он, известный в Италии преимущественно как ювелир, становится одним из ведущих скульпторов Флоренции. В годы работы во Флоренции Челлини проявил себя как талантливый портретист, создавший новый тип парадного скульптурного портрета. Таков эффектный бронзовый бюст герцога Козимо Медичи в позолоченных латах римского императора (1545—1548, Флоренция, Нац. музей Барджелло), в 1557 украсивший ворота крепости на принадлежавшем Флоренции острове Эльба, а в 1771 вернувшийся во Флоренцию. Великолепно передав портретное сходство, Челлини в то же время придал герцогу образ грозного небожителя. Самым значительным, прославившим художника творением Челлини была большая бронзовая статуя Персея, победителя Медузы Горгоны, над которой он работал около 8 лет (1546—1554). Отливке статуи, красочно описанной Челлини в его книге, предшествовало создание восковой и бронзовой модели Персея, а также бронзовых моделей античных божеств, украшающих постамент статуи. Эти небольшие статуи, хранящиеся в Национальном музее Барджелло (Флоренция), принадлежат к числу лучших его работ. Таковы восковая и бронзовая модели Персея и превосходная бронзовая статуэтка улетающего Меркурия. Последний стоит в одной из ниш постамента статуи Персея и виден только с одной стороны, но в бронзовой модели легкая, стройная фигура развернута в пространстве так, что при ее обходе с каждой новой точки зрения предстает новый, парящий в воздухе силуэт. Статуя самого Персея (Флоренция, Пьяцца делла Синьория, Лоджия деи Ланци) более массивна, чем в моделях, в то же время эффектна и импозантна. Особое место среди поздних работ Челлини занимает величественное Распятие — статуя из белого мрамора, прикрепленная к огромному кресту из черного мрамора (1562, Эскориал, церковь Сан Лоренсо), сделанная для герцогини Флоренции Элеоноры Толедской и подаренная в 1576 ее сыном герцогом Франческо I испанскому королю Филиппу II. В этой последней работе Челлини поражает и величием образа распятого Спасителя, и гармонической ясностью языка скульптуры.
Лит.: "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции". М., 1958; Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. М., 1956. С. 170—177; Смирнова И. А. Искусство маньеризма // Всеобщая история искусств / Под редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. О. Ротенберга. М., 1962. Т. III. С. 237—240; Camesasca E. Tutta l’opera di Benvenuto Cellini. Milano, 1955.
И. Смирнова
Лит.: "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции". М., 1958; Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. М., 1956. С. 170—177; Смирнова И. А. Искусство маньеризма // Всеобщая история искусств / Под редакцией Ю. Д. Колпинского и Е. О. Ротенберга. М., 1962. Т. III. С. 237—240; Camesasca E. Tutta l’opera di Benvenuto Cellini. Milano, 1955.
И. Смирнова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006