Челпан Константин Федорович
Челпан Константин Федорович
(1899–1938) - главный конструктор первого в мире дизельного двигателя танка Т-34. В 1924 окончил Харьк. технологический институт по специальности инженер-механик по двигателям внутреннего сгорания. Работал на Харьк. паровозостроительном заводе в отделе тепловых двигателей. Стажировался в научных учреждениях Германии, Швейцарии, Англии. В итоге этой поездки впервые в Союзе было освоено по лицензии производство дизеля «Зульцер», конструкция которого воплощала лучшие достижения техники того времени. В 1931–1937 начальник дизельного отдела, первый главный конструктор ХПЗ по дизелестроению, принял участие в разработке первого отечественного дизеля Д-40, оказавшегося легче и экономичнее немецкого; в 1932 был изготовлен первый опытный образец. С 1931 разрабатывал танковый дизель БД-2, который впоследствии под названием В-2 был установлен на танк Т-34. Первый опытный образец дизеля был собран и опробован на испытательном стенде в апреле 1933, в ноябре этот БД-2 установили на опытный танк БТ-5 вместо авиамотора. После показа в Москве руководству страны танка БТ-5 с дизелем БД-2 первой серии награжден орденом Ленина (1935). Было приняло решение параллельно с доводкой этого дизеля вести подготовку к их серийному производству - строить на ХПЗ новый дизельный завод. Один из организаторов проведения в Х-ве первой Всеукраинской конференции по тяжелым дизелям (1931). Под его редакцией вышла книга «Труды дизельного отдела ХПЗ» (1932). В декабре 1937 арестован как «враг народа» и расстрелян. Реабилитирован в 1956, посмертно. В Х-ве установлена на здании по улице Ромена Роллана, 4, мемориальная доска (2001, скульптор О.Д. Иванов).
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.