Чепецкие татары

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Чепецкие татары
татарлар, кестымлар - самоназв., бигер - удм. назв.)    Чепецкая группа казанских татар подразделяется на этнотер. кусты: кестымско-глазовский, или верхнечепецкий (К.Т.), юкаменско-глазовский, или среднечепецкий (Ю.Т.), каринско-нукратский, или нижнечепецкий (каринские татары). Числ. (1989): в Юкаменском р-не Удм. респ. - 2634 чел., в Глазовском - 4754 (430 - сел. нас.), в Балезинском - 4154 (2039 - сел. нас.) чел. Группы локальные, расселены в иноэтничном окружении, в с. компактно, в г. дисперсно. Говор Ю.Т. близок к казанскому, каринских татар - к кыпчакско-огузскому наречию. Испытали влияние вятского диалекта рус. и удм. яз. Ч.Т. относятся к вятско-камскому варианту сублапаноидного антропологического типа. Диапазон от светло-русого "славянского" до типично монголоидного. Последний преобладает у Ю.Т.    Первые тюркоязычные поселенцы, исповедовавшие ислам, появились в верховьях Чепцы к нач. XII в. с орг-цией булгарских факторий, торг. пути, соединившего Арск на р. Казанке с Биармией (Вел. Пермью), Нукратом (низовье Чепцы). Миграция усилилась в 1230-40-х в связи с разгромом татаро-монгольской Волжской Булгарии и в 1360-х после похода Булат-Тимура (1361), полностью разрушившего мн. булгарских гг. и пос. Легенды, предания Ч.Т. называют прародителями отд. родов арских кн., выходцев из Касимова, Ногайской, Шибкинской орд, из Арска, Казани, участ. похода Беркута (1391-92). Но среди служилых людей с Арской дороги были потомки и булгар, и удмуртов, принявших мусульманство. С созданием Казанского ханства крепости по Арской дороге возродились, и преобладали в них уже татары. С присоединением Вятской земли (1489) к России большая ч. арских кн. перешла на службу к московскому кн. В 1583-88 Ч.Т., в т.ч. и служилые, были причислены к черносошному сословию. В конце XVI - нач. XVII в. нач. массовое расселение каринских татар в верховье Чепцы. С 1560-х в связи с выступлениями нас. Луговой и Горной стороны против новых властей и ответными репрессиями оттуда пошел отток нас. на С., в Вятские земли. Во второй пол. XVII в. возродилась проезжая дорога из Казани в Пермь, нач. создание Сибирского тракта. К.Т. были привлечены к подворной повинности, ямской гоньбе. По поручению съезжей избы Ч.Т. проводили сбор хлеба и др. гос. поставок, перевозя их по Чепце на собственного изготовления стругах, плотах в Хлынов. Миграционные волны на Чепцу из казанского Поволжья пришлись и на вторую пол. XVIII в. Переселенцы XIX в., особенно с 1870-80-х, совсем не получали земли в верховьях Чепцы и записывались в мещане. Последний массовый приток нас. из Поволжья, Башк. вызван голодом 1920-х.    Ч.Т. селились в осн. по течению Чепцы и ее лев. притокам. Пос. Ю.Т. основывались в глубине лесов, на расчищенных участках, с кольцевой планировкой вокруг ключа. К.Т. оседали на торг. путях. Для них характерна аульная застройка, заселение патронимическими гнездами. Уличная планировка появилась со второй пол. XIX в. У Ю.Т. в устройстве усадеб, оформлении жил. интерьера сказалось влияние удм. и рус. домостроения. В Кестыме дольше сохранялись традиционные элементы: оконца без рам перед печью, нары, низкие шесток и подтопка, спальные подставки, глиняные плоские крыши (на бедных домах).    Ко второй пол. XVIII в. осн. масса Ч.Т. занималась с. х-вом. Набор зерновых, огородных культур, орудий труда, технология обработки почвы были традиционными и заимствованы у рус. и удм. нас. До нач. XIX в. - комбинация подсеки, перелога, трехполья, позже - только трехполье. Пастушеского жив-ва не знали. Ю.Т., в осн. массе выходцы из Поволжья, успешно занимались земледелием и жив-вом, держали крупный и мелкий рогатый скот, мн. овец. К.Т. разводили лошадей на продажу, для заготовки мяса впрок. У Ч.Т. было распространено отходничество (лесорубами, плотогонами, грузчиками, извозчиками, приказчиками и т.д.). В сел. местности развивалась выделка кожи, сапожное ремесло (К.Т.), изготовление тулупов, шуб, валяной обуви (Ю.Т.).    К сер. XVIII в. у Ч.Т. сложились "бече" - объединения 5-10 семей, связанных родственными узами, ведущими происхождение от одного предка. Из родственников разных степеней составлялся "аймак" для совместной обработки земли и др. коллективных работ. В XIX в. возникли соседские, типа аульных, общины во главе с советом аксакалов и абыз´ом (старейшиной), где важные вопросы решались на общем собр. глав семейств. Характерны большие патриархальные нераздельные семьи. До 1930-х, когда нач. процесс унификации этнокульт. развития, Ч.Т. в значительной степени сохраняли традиционную духовную и мат. культуру. Они исповедовали ислам суннитского толка (магометане аморовой секты). В Глазовском у. в конце XIX в. мечети были в трех с. В 1903 в Кестыме открылось медресе. У Ю.Т. сохранялся обычай прятать лицо после замужества, скрывание женщин от посторонних, раздельное хождение в гости мужчин и женщин. Традиционная одежда у Ю.Т. по покрою, расцветке, вышивке иногда приближалась к удм. С конца 1980-х происходит возрождение этнического самосознания, религиозных праздников, традиционных обрядов. Усиливается тяготение горожан к с., где этногенетическое возрождение происходит быстрее.    Лит.: Материалы по статистике Вятской губернии. Т. III. Глазовский уезд. Вятка, 1893; Сорокин П.М. Татары Глазовского уезда // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка, 1896; Документы по истории Удмуртии XV-XVII вв. / Составитель П.Н.Луппов. Ижевск, 1958; Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967; Тепляшина Т.И. Наследственные наименования причепецких татар // Советская тюркология, 1974. № 4; Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978; Халиков Н.Л. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - нач. XX в. М., 1981.    Сыркина И.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Чепецкие татары
этнографическая группа казанских татар. В качестве субстратов выделяют три подгруппы: каринские, или нукратские (с. Карино Слободского р-на Кировской обл.); среднечепецкие, или юкаменские (Юкаменский и Ярский р-ны Удмуртии); верхнечепецкие, или кестымские (Балезинский и Глазовский р-ны Удмуртии). В языке ч.т. лингвисты отмечают значительную долю сохранившихся древних булгарских слов и заимствования из удмуртского яз. Верующие – мусульмане-сунниты. Массовое заселение татарами тер. ср. и верх. теч. р. Чепцы (тер. совр. Удмуртии) началось в сер. XVII в. Миграция происходила из р-нов низовья реки, из патронимического поселения Карино, или Нукрат, возникновение которого связывают с Кара-ханом (Кара-беком) – первым князем, появившемся в низовьях Чепцы в XIV в. Согласно татарским легендам, Кара-хан с соплеменниками – арскими князьями – перешел на службу московскому вел. князю, за что получил право пользоваться землей по р. Чепце, от истока до устья. Достоверность этой легенды сомнительна, т.к. в XIV в. владения московских вел. князей еще не простирались на Вятские земли, а потому они не могли ими распоряжаться. Однако достоверно известно, что после присоединения Вятской земли к Москве в 1489 г. и особенно в период активного противоборства с Казанским ханством московские вел. князья не раз выдавали жалованные грамоты каринским татарам на чепецкие земли, угодья, луга, реки и озера, пожни и поместья, право «ведать и судить людей». Имея привилегии, титулованные и нетитулованные служилые татары на долгое время подчинили своей власти местное население. Наивысшего предела привилегии татар достигли при Иване IV, который искал союзников для войны с Казанским ханством. Многие арские князья усердно служили московским царям. Однако вскоре после завоевания Казанского ханства, уже в 1558 г., привилегии у служилых татар были отняты. Лишившись статуса служилых людей, потомки Кара-бека – Касим, Арслан, Даулят, Дуняш, Абаш – отправились на поиски свободных земель вверх по Чепце, основывая поселения. С этого времени численность татар, постоянно живущих в бассейне ср. и верх. Чепцы, стала неуклонно возрастать. Вместе с тем на севере Удмуртии, регионе многонац., татары на протяжении длительного времени являются третьим по численности народом, уступая русским и удмуртам. Доля татарского населения в Глазовском уезде в период 2-й пол. XIX – нач. ХХ вв. всегда находилась в границах 2–2,5% (русских – 61–54%, удмуртов – 36–40%). Рост численности татар происходил в силу естественного воспроизводства и, возможно, ассимиляции бесермян. В 1782 г. численность татар составила 338 чел., 1834 г. – 2072, 1858 г. – 4621, 1871 г. – 5192, 1897 – 7837, в 1907 г. – 9364 чел. (из них 7072 – в юкаменском кусте и 2292 чел. – в кестымском), в 1910 г. – 9997 чел. Т.о., число татар за 128 лет выросло в 30 раз. По данным переписи 1989 г., на тер. сев. р-нов Удмуртии проживало 11,5 тыс. татар, из них 7,2 тыс. были жителями сельских поселений. К кон. XIX в. татары Глазовского уезда жили более чем в 30 населенных пунктах (татары кестымского куста проживали в 8 деревнях, юкаменского – в 24). Социальная структура ч.т. была достаточно подвижной. До реформ 1860–70-х гг. преобладающая их часть, вкл. имамов, относилась к гос. крестьянам. Впоследствии увеличилась прослойка интеллигенции (в лице имамов и учителей русско-татарских школ) и мещан, занимавшихся кустарным ремеслом и мелкой торговлей. Представители низшего звена администр.-управленческого аппарата, проживавшие в татарских селениях, в большинстве случаев не были татарами. Основными занятиями населения являлись земледелие и животноводство, хотя в сравнении с соседними народами у татар земли было немного. Напр., в 1891 г. в Глазовском уезде большее количество удобной земли на один двор находилось у удмуртов (30,5 дес.), затем следовали бесермяне (26), татары (19,9), русские (19) и коми-пермяки (17,8 дес.). Малоземелье, невозможность прокормить семью только работой на собств. участке толкало татар на поиски дополнительной сферы деятельности – они занимались поденщиной (на заработки уходили в основном на поля соседей-удмуртов), отходничеством, кустарными промыслами и торговлей. Среди 4–5% ч.т. получили распространение отхожие промыслы (нанимались на работу в качестве извозчиков, ямщиков, рабочих на золотых приисках, заводах и ж/д). Формирование мус. ин-тов (мечети и мектебе) ч.т. на тер. совр. Удмуртии относится к кон. XVII в. Первый документально подтвержденный факт существования мечети – мечеть д. Починки, упоминаемая в 1744 г. как построенная «в давние времена». В 1826 г. в Глазовском уезде действовали 6 мечетей: три соборные (мечети д. Кестым, Палагай, Починки) и три пятивременные (мечети д.Засеково, Тат. Ключи, Тат. Парзи). К 1891–1901 гг., ко времени первой волны активного строительства, разрешенные гос-вом мус. храмы были построены также в деревнях: юкаменского куста – мечети д. Верх. Дасос, Шафеево, кестымского куста – мечети д.Падера, Гордино. Основной массив соборных мечетей появился сразу после 1906 г.: в дд. Тат. Парзи (1906), Тат. Ключи, Мал. Вениж, Кесшур и Засеково (1907), Ахмади (1910), две новые мечети в д. Кестым (1905, 1917). В это же время начали работать молитвенные дома, построенные без разрешения, в дд. Мал. Жувам (Иманай), Ниж. Сюрзи (Юнусенки), Зяглуд (Кочепиево), Мамлеево, Ворца, Унсекшур (Токипи). В итоге к 1917 г. мечети и молитвенные дома функционировали в 22 аулах из 31. Ин-ты этносоциальной инфраструктуры татар Глазовского уезда долгое время концентрировались в деревнях. Однако в нач. ХХ в. и особенно после Февральской революции 1917 г. началось накопление интеллектуальных, образовательных и политич. ресурсов в г. Глазове. Наиболее показательные примеры – учреждение Кестымской татаро-мус. библиотеки и Глазовского уездного нац. мус. Шуро. В сов. период произошла кардинальная ломка всей социальной структуры ч.т. Появился слой сельской интеллигенции и работников госучреждений, начался отток населения в рабочие поселки и города, резко сократилось число имамов. К 1940-м гг. на тер. сев. Удмуртии перестали функционировать все мечети (за искл. дд. Тат. Парзи и Падера); их возрождение началось только в 1950-е и особенно в 1990-е гг. Сегодня мечети работают в дд. Кестым, Падера, Ахмади Балезинского, Тат. Парзи Глазовского, Починки и Тат. Ключи Юкаменского р-нов. Несмотря на неуклонно возрастающий процесс урбанизации ч.т. (массовая миграция началась в сер. 1950-х гг.), первое, а нередко и второе поколение городских мигрантов пытается сохранять в новых условиях старые традиции этнического поведения. Это стремление относится в первую очередь к духовной и нормативной культуре. Так, многими городскими татарами семейные праздники и обряды, как правило, справляются на исторической родине. Коренным изменениям в ХХ в. подверглись внутрисемейные отношения. До 1920-х гг. половина всех семей ч.т. относилась к числу больших, состоящих из 20–30 чел. (как правило, семьи родителей и 3–4 женатых сыновей). В сов. период произошла нуклеаризации семьи, существенно изменились взаимоотношения в семье. Сегодня, несмотря на интенсивно идущие процессы унификации форм семьи и семейных взаимоотношений, среди ч.т. сохраняются традиции мус. бракосочетания, имянаречения новорожденных, захоронения умерших, отмечаются исламские праздники. Лит.: Касимова Д.Г. Ислам // Религии народов Вятского края: учебно-справочное пособие / Отв. ред. А.Г. Поляков. – Киров, 2009, с. 160–230; Она же. О чепецких татарах // Жили люди на Чепце. – Глазов, 2008, с. 19–49; Она же. Своеобразие этнокультурного облика чепецких татар как отражение межэтнического взаимодействия // Русский язык в тюрко-славянских этнокультурных взаимодействиях (Этнологические очерки). – М, 2005; Она же. Семейная обрядность чепецких татар (сер. XIX–XX в.). – Ижевск, 2003; Она же. Татары в истории г. Глазова (1678–1920 гг.) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность: История севера Удмуртии в XVI–XX вв. – Глазов, 2008; Луппов П.Н. О бесермянах // О бесермянах: сб. статей. – Ижевск, 1997; Новое в этнографических исследованиях татарского народа: сб. статей – Казань, 1978; Сыркина И.А., Касимова Д.Г. Загадки незагадочного народа: историко-этнографические очерки о чепецких татарах. – Глазов, 1994. Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
248.73 кб

Обычаи взаимопомощи в календарной обрядности чепецких татар

Касимов Рустам Нуруллович
Обычаи взаимопомощи чепецких татар, относящиеся к календарной обрядности вт. пол. XX нач. XXI в., исследуются на основе полевого материала.
Читать PDF
895.93 кб

Влияние русской православной культуры на отдельные элементы календарной обрядности чепецких татар

Касимов Рустам Нуруллович
Статья посвящена проблеме некоторого сходства мифологических представлений разных народов, в частности, русских и татар. Сюжеты взаимовлияния рассмотрены на примере отдельных элементов календарной обрядности чепецких татар.

Похожие термины: