Черепнин (Николай Николаевич) - композитор (родился в 1873 году), ученик Римского-Корсакова . Состоит преподавателем спб. консерватории по классу дирижирования. Главные его сочинения: вступление к "Принцессе Грезе" для оркестра; "Лирическая поэма" для скрипки с оркестром; "Старая песня" (хоры с оркестром); "Песнь Сафо" (с женским хором и оркестром); романсы, фортепианные пьесы.
Черепнин Николай Николаевич
— композитор (род. в 1873 г.), ученик Римского-Корсакова. Состоит преподавателем СПб. консерватории по классу дирижирования. Главные его сочинения: вступление к "Принцессе Грезе" для оркестра; "Лирическая поэма" для скрипки с оркестром; "Старая песня" (хоры с оркестром); "Песнь Сафо" (с женским хором и оркестром); романсы, фортепьянные пьесы.
{Брокгауз}
Черепнин, Николай Николаевич
— род. 1873; будучи в СПб. университете (юридический факультет), изучал в то же время музыку и по окончании его (1895) поступил в СПб. консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова. Консерваторию окончил 1898. Сочинения Ч.: Вступление к "Принцессе Грезе" Ростана для оркестра; "Лирическая поэма" для скрипки с оркестром; хоры с оркестром ("Ночь", "Старая песня"), "Песнь Сафо" (для сопрано с женским хором и оркестром), смешанные и мужские хоры (op. 14, премиров. 1902 И. Р. М. О.), романсы и дуэты для пения с фп. и фортепианные пьесы.
{Риман}
Черепнин, Николай Николаевич
(р. 1873) — композитор и дирижер. В 1908—18 профессор Петербургской консерватории, в 1903—1911 дирижер рус. балета в Париже (Дягилева), в 1918—21 директор Тифлисский консерватории. С 1921 белый эмигрант. Эклектичное по существу творчество Ч. обнаруживает сильное влияние Римского-Корсакова, Глазунова и Лядова. Сочинения Ч.: балеты "Нарцис и Эхо", "Павильон Армиды"; симфониетта, сюита "Золотая рыбка" (по Пушкину) для оркестра; "Песни Сафо" (для сопрано, женского хора и оркестра); лирическая поэма для скрипки с оркестром, ряд мелких инструментальных и вокальных сочинений.
Черепнин, Николай Николаевич
(род. 15.V.1873 в Петербурге, ум. 27.VI.1945 в Исси-ле-Мулино, близ Парижа) — рус. композитор, дирижер, педагог. Муз. образование получил в Петербургской консерватории; ученик Н. Римского-Корсакова. С 1908 по 1912 проф. консерватории по классу дирижирования. К числу его учеников принадлежат М. Бихтер, А. Гаук, В. Дранишников, С. Прокофьев и др. С 1908 по 1914 дирижер оперы Петербургского народного дома, в 1909, 1911, 1912 дирижер "Русских сезонов", организованных С. Дягилевым в Париже. С 1918 по 1921 работал в Тифлисском муз. училище. В 1921 уехал в Париж. Творчество Ч., в основе своей восходящее к традициям рус. муз. классики (в частности, близкое к творчеству композиторов Беляевского кружка), испытало влияние франц. импрессионизма, музыки Р. Штрауса.
Соч.: 2 оперы; 6 балетов, в т. ч. "Павильон Армиды" (1907), "Нарцисс и Эхо" (1911), "Маска красной смерти" (1916); оратория "Нисхождение святой девы в ад", Песня Сафо для соп., жен. хора и орк.; поэма "Зачарованное царство", муз. иллюстрации к "Сказке о рыбаке и рыбке", драм, фантазия "Из края в край" и др. произв. для орк.; Концерт для фп. с орк. (1911), Лирическая поэма для скр. с орк.; Квартет; пьесы для фп.; романсы, в их числе циклы "Фейные сказки", "Из Гафиза", баллады "Трубный глас", "Мениск", "Победитель", "Конь морской" и др., вок. анс. и хоры, в т. ч. широко известн. "Не плачьте над трупами павших бойцов"; оркестровка оп. Мусоргского "Сорочинская ярмарка".
Черепнин,
Николай НиколаевичРод. 1873, ум. 1945. Композитор, дирижер. Работал в Мариинском театре (1906—09), Тбилисском оперном театре (1918—21). Дирижер "Русских симфонических концертов", участник "Русских сезонов" Дягилева. Автор балета "Павильон Армиды" (1907) и др. В 1921 г. эмигрировал.
19 мая 1909 г. весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету «Павильон Армиды», которым открылся первый балетный «Русский сезон», организованный талантливым пропагандистом русского искусства С. Дягилевым. Создателями «Павильона Армиды», на долгие десятилетия укрепившегося на балетных сценах мира, были прославленный балетмейстер М. Фокин, художник А. Бенуа и композитор и дирижер Н. Черепнин.
Ученик Н. Римского-Корсакова, близкий друг А. Глазунова и А. Лядова, член известного содружества «Мир искусства», музыкант, получивший признание многих своих выдающихся современников, в числе которых были С. Рахманинов, И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Павлова, З. Палиашвили, М. Баланчивадзе, А. Спенднаров, С. Василенко, С. Кусевицкий, М. Равель, Г. Пьерне. Ш. Монте и др., - Черепнин вписал в историю русской музыки XX в. одну из блестящих страниц как композитор, дирижер, пианист, педагог.
Черепнин родился в семье известного петербургского медика, личного врача Ф. Достоевского. Семья Черепниных отличалась широкими художественными интересами: отец композитора знал, например, М. Мусоргского и А. Серова. Черепнин окончил Петербургский университет (юридический факультет) и Петербургскую консерваторию (класс композиции Н. Римского-Корсакова). До 1921 г. вел активную творческую жизнь как композитор и дирижер («Русские симфонические концерты», концерты Русского музыкального общества, летние концерты в Павловске, «Исторические концерты» в Москве; дирижер Мариинского театра в Петербурге, оперного театра в Тифлисе, в 1909-14 гг. дирижер «Русских сезонов» в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине). Огромен вклад Черепнина в музыкальную педагогику. Будучи в 190518 гг. преподавателем (с 1909 г.профессором) Петербургской консерватории, он основал первый в Рос- сии класс дирижирования. Его ученики - С. Прокофьев, Н. Малько, Ю. Шапорин, В. Дранишников и ряд других выдающихся музыкантов - в своих воспоминаниях посвятили ему слова любви и благодарности.
Велики заслуги Черепнина и перед грузинской музыкальной культурой (в 1918-21 гг. он был директором Тифлисской консерватории, выступал как симфонический и оперный дирижер).
С 1921 г. Черепнин жил в Париже, основал там Русскую консерваторию, сотрудничал с балетным театром А. Павловой, гастролировал как дирижер во многих странах мира. Творческий путь Н. Черепнина продолжался более полувека и был ознаменован созданием свыше 60 опусов музыкальных сочинений, редактур и обработок произведений других авторов. В творческом наследии композитора, представленном всеми музыкальными жанрами, есть произведения, в которых продолжены традиции «Могучей кучки» и П. Чайковского; но есть (и их большинство) произведения, примыкающие к новым художественным течениям XX в., более всего к импрессионизму. Они очень оригинальны и являются новым словом для русской музыки той эпохи.
Центр творчества Черепнина составляют 16 балетов. Лучшие из них - «Павильон Армиды» (1907), «Нарцисс и Эхо» (1911), «Маска красной смерти» (1915) - были созданы для «Русских сезонов». Непременная для искусства начала века романтическая тема разлада мечты и действительности претворена в этих балетах характерными приемами, сближающими музыку Черепнина с живописью французских импрессионистов К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, а из русских художников с картинами одного из наиболее «музыкальных» художников того времени В. Борисова-Мусатова. Некоторые из произведений Черепнина написаны на темы русских сказок (симфонические поэмы «Марья Моревна, Сказка про царевну Улыбу, Зачарованная птица, Золотая рыбка»).
Среди оркестровых сочинений Черепнина (2 симфонии, Симфониетта памяти Н. Римского-Корсакова, симфоническая поэма «Судьба» (по Э. По), Вариации на тему солдатской песни «Соловей, соловей, пташечка», Концерт для фортепиано с оркестром и др.) наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд «Принцесса Греза» (по Э. Ростану), симфоническая поэма «Макбет» (по В. Шекспиру), симфоническая картина «Зачарованное царство» (к сказке о Жар-птице), Драматическая фантазия «Из края в край» (по одноим. философскому ст. Ф. Тютчева), «Сказка о рыбаке и рыбке» (по А. Пушкину).
Написанные за рубежом в 30-х гг. оперы «Сват» (по пьесе А. Островского «Бедность не порок») и «Ванька-ключник» (по одноим. пьесе Ф. Сологуба) - интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX в.
Многого достиг Черепнин в кантатно-ораториальном жанре («Песнь Сафо» и ряд духовных сочинений a cappella, в т. ч. «Хождение богородицы по мукам» на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах («Ночь» на ст. В. Юрьева-Дрентельна, «Старая песня» на ст. А. Кольцова, хоры на ст. поэтов-народовольцев И. Пальмина («Не плачьте над трупами павших борцов») и И. Никитина («Медленно движется время»). Вокальная лирика Черепнина (более 100 романсов) охватывает широкий диапазон тем и сюжетов - от философской лирики («Трубный глас» на ст. Д. Мережковского, «Думы и волны» на ст. Ф. Тютчева) до картин природы («Сумерки» на ст. Ф. Тютчева); от утонченной стилизации русских песен («Венок Городецкому») до сказки («Фейные сказки» на ст. К. Бальмонта).
Из других сочинений Черепнина следует назвать его замечательную фортепианную «Азбуку в картинках» с рисунками А. Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырех валторн и другие ансамбли для различных составов. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки («Мельник-колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского и др.).
Долгие десятилетия имя Черепнина не появлялось на театральных и концертных афишах, сочинения его не издавались. В этом он разделил судьбу многих русских художник.>в, после революции оказавшихся за рубежом. Сейчас творчество композитора наконец заняло подобающее ему место в истории отечественной музыкальной культуры; изданы несколько симфонических партитур и книга его мемуаров, готовится к выпуску Сонатина ор. 61 для духовых, ударных и ксилофона, ждет своего возрождения шедевр Н. Черепнина и М. Фокина балет «Павильон Армиды» /О. Томпакова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
получил у профессоров Петербургской консерватории В.Демянского, Н.Шишкина, дирижера К.3ике, Поступив в 1891 по настоянию отца в Петербургский университет на юридическое отделение, Ч. не перестал заниматься музыкой и в 1893, не уходя из университета, поступил в консерваторию, сначала на фортепианное, а через некоторое время - на композиторское отделение. Учась в классе у Н.Римского-Корсакова, он много и старательно работал, пользуясь симпатией и особым вниманием со стороны великого композитора и педагога. Уже первые сочинения молодого Ч., созданные в студенческие годы, обнаружили крепкие связи с традициями «Могучей кучки», а представители ее М.Балакирев и Ц.Кюи - охотно оказали ему поддержку. В 1896 в Ораниенбауме прозвучало первое крупное симфоническое произведение молодого композитора - «Принцесса Греза», очень тепло принятое публикой.
По окончании консерватории в 1898 (диплом юриста, полученный после завершения обучения в университете в 1895, так и не пригодился в жизни) началась активная творческая деятельность Ч. Как композитор он работал в разных жанрах: писал кантату «Сарданапал» по мотивам драмы Байрона, две симфонии, хоры, романсы, инструментальные ансамбли. В них заметны поиски новых музыкально-выразительных средств. В это время особенно близким Ч. оказался французский импрессионизм с его картинной изобразительностью, тонкими нюансами гармонических и оркестровых красок. Проявлял себя Ч. и как дирижер. Среди продирижированных им опер в Мариинском театре - «Сказание о невидимом граде Китеже», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Нерон» А.Рубинштейна, «Кавказский пленник» Кюи, «Кармен» Ж.Бизе.
Жизнь и творчество Ч. в начале XX в. развертывалась в атмосфере многообразных контактов со своими великими современниками С.Рахманиновым, А.Скрябиным, С.Прокофьевым, И.Стравинским, А.Глазуновым, А.Лядовым. Он участвовал в деятельности объединения «Мир искусства», создав музыку к балетам для антрепризы С.Дягилева.
Первым балетом Ч. - «Павильон Армиды» (на либретто А.Бенуа по мотивам Т.Готье, со сценографией А.Бенуа в постановке М.Фокина) - открылись в Париже в 1907 дягилевские Русские сезоны. В 1911 был создан и поставлен второй балет по «Метаморфозам» Овидия и либретто Л.Бакста «Нарцисс и Эхо» (сценография Бакста, пост. Фокина, дирижировал, как и первым балетом, Ч.). Известный музыкальный критик и ученый П,Асафьев назвал этот балет «нежно-благоуханной поэмой любви».
Наряду с музыкальным театром Ч. много работал в жанрах оркестровой, хоровой и камерной музыки. В предреволюционные годы, самые продуктивные в творческом отношении, были написаны Симфониетта памяти РимскогоКорсакова, Торжественная кантата для хора, вокальный цикл «Из Гафиза», 6 музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» для фортепиано (оркестрованы позже). Особое место в творчестве Ч.
занимала духовная музыка. В 1906-14 им были созданы 3 литургии, а в 1918- «Всенощная».
Весной 1918 музыкальная общественность отметила 20-летие творческой деятельности Ч., а летом того же года, оставив службу в Петроградской консерватории, Ч. с семьей уехал в Тифлис, где продолжалась его деятельность оперного и симфонического дирижера и педагога. Он проработал директором Тифлисской консерватории 3 года. В 1921, получив приглашение от А.Павловой из Парижа написать музыку для спектакля и продирижировать им, Ч. уехал из Грузии. Он предполагал пробыть в Париже один сезон, однако вернуться оттуда более не смог.
Тесно связанный с литературно-художественными кругами русской эмиграции, Ч., как известный дирижер, много выступал во вновь открывшихся антрепризах «Русской оперы». Он принимал участие в гастролях по разным городам Европы и Америки, имел в репертуаре русскую классику. Особенным успехом в его исполнении пользовались оперы «Князь Игорь» А.Бородина и «Борис Годунов» М.Мусоргского. На всю жизнь Ч. остался верен балетному театру, написав в общей сложности 9 балетов и несколько балетных сцен. Работы 1920-х - «Зачарованная птица» («Русские сказки»), «Роман мумии» и др. - были написаны для парижского театра музыкальных миниатюр: в них блистали А.Павлова, Ида Рубинштейн. Последний балет - «Золотая рыбка» - был создан в 1937 по мотивам «Сказки о рыбаке и рбке» Пушкина.
В 1923 по инициативе Ч. в Париже была создана Русская консерватория, в которой он проработал почти до конца жизни. Будучи и директором, и педагогом ее, он отказался получать деньги за свой труд, считая, что те малые средства, которыми располагала консерватория, должны быть отданы более нуждающимся.
Ч. никогда не оставлял мысль о возвращении на родину, он так и не принял французское подданство. Мысли о России находили выход в сочинении произведений на национальные сюжеты, в обращении к русскому фольклору, в интересе к древнейшим пластам церковной культуры. Свою первую оперу «Сват» (1929) Ч. написал по пьесе А.Островского «Бедность не порок». К 1930 относится сочинение второй оперы - «Ванька-ключник» по мотивам пьесы Ф.Сологуба.Ч. продирижировал этой оперой в Белграде, где она была с успехом поставлена в 1933 (одно из последних дирижерских выступлений Ч.). В своих операх композитор талантливо претворил традиции национальной бытовой комической оперы.Ч. также занимался редактированием и оркестровкой русских опер «Мельник, колдун, обманщик и сват» Соколовского, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, которая была поставлена и исполнена под управлением Ч. в «Metropolitan Opera» Нью-Йорка. В годы эмиграции Ч.
создал 13 духовных хоров, 7 из которых были изданы в Нью-Йорке.
В годы 2-й мировой войны семья Черепниных бедствовала, живя в оккупированном немецкими фашистами Париже, Из воспоминаний современников известно, что рукописями сочинений Ч. приходилось зимой растапливать печку. Дружба с эмигрантами-грузинами, почитавшими заслуги русского композитора, давала некоторые средства к существованию; благодаря их поддержке удалось исполнить в 1944 в зале Плейель одно из последних сочинений Ч. - «Грузинские погребальные песнопения», посвященные памяти Палиашвили и Баланчивадзе, С великой радостью воспринял Ч. весть о разгроме гитлеровских войск, по-прежнему мечтая о возвращении в Россию. Однако немногим более месяца спустя он скоропостижно скончался от сердечного приступа и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьевде-Буа под Парижем.
Дело Ч. продолжил его сын - Александр Николаевич Ч. - композитор, пианист, педагог. Ему принадлежат ряд опер, балетов, симфонических произведений и др.: он активно содействовал музыкальному образованию в различных странах: Японии и Китае (1934-37 - директор Шанхайской консерватории, консультант при министерстве просвещения Китая, глава Токийского музыкального издательства), Франции и США (1949-64 - вел класс композиции в Чикагском университете): он также много концертировал в странах Европы и Азии; его сыновья Сергей и Иван, - верные музыкальным традициям семьи, также стали композиторами. Соч.
Черепнин Н. Воспоминания музыканта. Л" 1976. Лит.: Рассказывает Александр Черепнин // Сов. музыка, 1967, № 8; Томпакова О.М. Николай Николаевич Черепнин. Очерк жизни и творчества, М., 1991,
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции