(по мужу Палечек) [13(25). 2. 1876, Петербург — 11. 1. 1931, Рига] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), конц. певица и педагог. Род. в аристократической семье. Пению обучалась в Петерб. конс. (кл. К. Ферни-Джиральдони), по окончании к-рой в 1900 дебютировала в партии Татьяны на сцене петерб. Мариинского т-ра, где выступала до 1918. В 1919—29 солистка Латыш. оперы (Рига). В 1907, по приглашению С Дягилева, принимала участие в Рус. историч. концертах в Париже. В 1911 пела здесь в "Евгении Онегине" (с Г. Баклановым), в 1909 выступила на сцене т-ра "Ла Скала", покорив публику исп. партии Брунгильды ("Валькирия") и в др. операх Вагнера. Гастролировала также в Киеве, Одессе, Москве (Большой т-р, ноябрь 1915), в Германии, Франции, Греции (мировую известность певице принесла партия Алды, к-рую она исп. на сцене открытого т-ра в Афинах), Монте-Карло (1917, в "Демоне" с М. Баттистини). Обладала легким, ровным (во всех регистрах), удивительным по красоте голосом мягкого, густого тембра, близким к меццо-сопрано с ярким "металлическим" верхним регистром и безупречной музыкальностью. Ее исп. отличалось кантиленностью, выразительной фразировкой.
1-я исп. партий: Миранды ("Миранда"); в Мариинском т-ре — Насти ("Пан Сотник"), Донны Анны ("Каменный гость" А. Даргомыжского, ред. и инструментовка Н. Рнмского-Корсакова), Леоноры ("Фиделио"), Сенты ("Летучий голландец"); на рус. сцене — Ортлинды ("Валькирия"). Лучшие партии: Феврония, Ярославна ("Князь Игорь"), Горислава, Татьяна, Лиза ("Пиковая дама"); Леонора ("Фиделио"), Антония, Валентина. Наибольший успех сопутствовал певице в вагнеровском репертуаре — Брунгильда ("Валькирия" и "Зигфрид"; в последней чередовалась с Ф. Литвин и В. Кузоя). Елизавета ("Тангейзер"), Венера, Изольда, Сента, Ортруда. Др. партии: Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Марина Мнишек, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Лалла-Рук ("Фераморс"), Криза, Купава, Ольга Токмакова, Оксана ("Черевички"); Графиня ("Свадьба Фигаро"), Агата ("Вольный стрелок"), Донна Эльвира ("Дон Жуан"), Аида, Гутруна, Зиглинда, Брунгильда ("Гибель богов"). Партнеры: И. Алчевский, Э. Джиральдони, И. Ершов, В. Касторский, А. М. Лабинский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела п/у Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Ф. Мотля ("Тристан и Изольда", 1910), Н. Малько, Э. Направника, Д. Похитонова.
В марте 1925 участвовала в первой технической пробе-трансляции оперы "Саломея" Р. Штрауса (п/у В. Сука).
Оставив оперную сцену, вела конц. и пед. деят-сть.
Камерный репертуар певицы включал произв. рус. композиторов (в т. ч. А. Гречанинова, В. Калинникова), а также зарубеж. авторов. В 1907 исп. кантаты И. С. Баха (вместе с В. Касторским). А. Боначич посвятил арт. романс "Ты помнишь ли, над морем мы сидели" (1899), композитор А. Манн — романс "Чарующее слово" (1899; хранится в рук. отд. ГПБ, ф. 1047, № 38).
Записывалась на грампластинки (25 произв. — арии, романсы, дуэты) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1899; "Граммофон", 1907, 1913) и Киеве ("Артистотипия", 1914).
Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. Вып. 1, 2. С. 24; Свиpиденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Питербургской оперы. — СПб., 1908. С. 133—138, 183—185; Двинский М. Ушла на время // Жизнь искусства. 1922. № 38 (861). С. 7; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 50—53; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 41—42, 162—165; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 711; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 345—346; Елена Климентьевна Катульская / ред.-сост. Е. А. Грошева. —M., 1973. С. 49—50; Нек-рые архив. материалы певицы — в ИРЛИ (Ленинград).