ЧЕРКЕСЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧЕРКЕСЫ
самоназвание - адыгэ), народ в Российской Федерации (50,8 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. человек). Живут также в Турции, Иордании и др. Язык кабардино-черкесский абхазо-адыгской группы иберийско-кавказских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Черкесы
(самоназвание – адыге) – народ в Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.) Всего в Российской Федерации 50,7 тыс. чел. (1992). В Турции и других странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Северного Кавказа. Общая численность 270 тыс. чел. Говорят на кабардино черкесском языке, относящемуся к абхазо-адыгской группе кавказских языков. См. Россияне, Керкеты.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЧЕРКЕСЫ
общее наименование адыгов (см.), появившееся в письм. источниках в период монг. завоеваний 13 в. и употреблявшееся в этом значении в рус. лит-ре вплоть до первых лет Сов. власти. Ч. в СССР (39,8 тыс. чел. по переписи 1970) наз. адыгское население Карачаево-Черкесской а. о., в т. ч. потомки кабардинцев, переселившихся на Кубань в 1-й трети 19 в. Ч. говорят на кабардино-черкесском яз., относящемся к абхазо-адыгской группе кавк. языков. Ч. именуют себя также потомки переселившихся в 19 в. в пределы Турции кавк. горцев (адыгов, абхазов, осетин и др.), обитающих ныне в Турции, Сирии и др. странах Бл. Востока (ок. 150 тыс. чел.). В зарубежной лит-ре этноним Ч. до сих пор еще употребляется для обозначения всех адыгов.

Лит.: Очерки истории Карачаево-Черкесии, т. 1, Ставрополь, 1967; Народы Кавказа, т. 1, М., 1960.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЧЕРКЕСЫ
по распространенным русским понятиям, разноплеменные, но родственные по языку и по быту, западногорские народности Кавказа; из них так называет себя только одна небольшая племенная группа, остальные же пользуются своими особенными именами: Кабардинцы, Адыге, Абадзехи, Шапсуги, Натукайцы и другие. У Европейцев - Циркасы.
Их древность связана с историей Скифии и Царства Боспорского. Сами они с глубокой древности хранят предание о своем переселении из Шама (Сирии).
Греки узнали Церкетов и Зихов задолго до Р. Хр. Греческие географы указывают их там же, где Ч. проживают и а настоящее время. Имя Зихи, очевидно, явилось результатом упрощения на греческий лад их настоящего имени Адыге: Адзиге, Дзиги, Зиги, Зихи.
Первым проповедником христианства у Ч-сов был апостол Симон; Зилот, который; погиб смертью мученика на Сев. Кавказе. Его имя сохранялось до недавна в черкесских исторических песнях и в изустных преданиях. Распространение среди них христианства относится ко времени византийского императора Юстиниана (527-565), который на их земле в Пицунде построил первый храм. Когда же на берегах Черного моря появились победители Турки (конец XV в.), преследовавшие христиан, Ч. подверглись постепенной исламизации, Но и приняв магометанства они еще долго праздновали Пасху, Троицу, дни Ивана Купалы и Ильи Пророка.
Живший среди них в XV в. Генуэзец Георгий Интериано писал в своих воспоминаниях Жизнь Циков, именуемых Циркасами): "Цики", которых так называют на разговорном латинском и греческом языках, у Татар и Турок известны под именем Циркасов, а сами они себя зовут именем Адыгаи. Они живут в Азии на морском побережьи, которое простирается от реки Тана до Боспора Кимерио, по теперешнему - пролива св. Цоане, а также пролива моря Чиабаки и моря Таны, которое в древности называлось Меотийским болотом; затем, с другой стороны пролива, они живут вдоль морского берега до залива Бусси, в направлении к юго-востоку до реки Фазис, где граничат с Ангарией, т; е. частью Колхиды Все их морское побережье можно считать н пятьсот миль, а ннутрь материка их страна простирается в восточном направлении на восемь дней пути в самом широком ее месте. Они живут в этой стране не занимаясь земледелием и без каких-либо каменных сооружений. Место, где они предпочитают жить, - небольшая долина Кромук, расположенная в средине их земли и потому наиболее удобная и гуще населенная, сравнительно с остальными частями их страны. Со стороны суши граничат с Землей Скифов, т. е. с Татарами.
Язык их мало отличается от речи их соседей и такой же гортанный. Они исповедывают христианство и имеют священников греческого обряда. Детей крестят в возрасте восьми лет и старше, но не поодиночке, а группами, окрапляя их освященной водой, которую приготовляют довольно кратким обрядом те же священники.
Знатные не входят в церковь, пока им не исполнится 60 лет. Каждый из них, как и все другие, живет и промышляет добычей, а потому они считают, что своим присутствием они осквернили бы храм. Поэтому они остаются у входа, обязательно верхом на лошади. Перестав же участвовать в набегах, приблизительно, после до­стижения этого, возраста, они начинают ходить в церковь и присутствуют при Богослужениях".
"Среди них различаются по положению благородные, их вассалы, слуги и рабы. Благородные большую часть времени проводят в седле". "Эти владетельные господа имеют много вассалов, не уважают друг друга и не признают над собой никакой власти, кроме власти Бога".
Интериано описывает их нравы и обычаи.
Благородные знали только охоту и войну. Вместе со своими вассалами - узденями они предпринимали далекие походы на соседей, даже в глубину Крыма, беспрестанно воевали с Татарами, а между делом нападали на поселения свободных людей, укрывавшихся от них в Таманских плавнях или в горах. Они объединялись для самозащиты в крестьянские союзы, но это не всегда спасало их от плена у своих же черкесских добытчиков, которые, захватив их, продавали в рабство на южных рынках.
Многие пленники попадали в Каир, где их обращали в магометанство и от XIII в. ставили в ряды мамелюков, конную гвардию египетского султана, а мореходов отсылали во флот, где некоторые из них стали египетскими адмиралами.
Ч. славились повсюду храбростью, величайшим великодушием, гостеприимством, красотой и грацией, как мужчины так и женщины. Но вместе со всем этим, их быт в то время был еще полон жестоких с обычаев. Они вели простой образ жизни, а роскошь признавали только в оружии, в ценных конях и в конском снаряжении. По словам Интериано, "Всякий раз в году, когда шьют себе новые одежды и, ярко-красные шелковые рубахи, сейчас же вассалы просят их подарить эти обновки и если бы они отказали или хотя бы только проявили свою неохоту к этому, они покрыли бы себя позором. Поэтому, едва только кто-нибудь их попросит, они тотчас же снимают с себя просимое и дарят, получая взамен вещь всегда образом, благородные почти всегда одеты хуже других, а зато щеголяют сапогами, оружием и лошадью, которые никогда не дарят и они гордятся этими вещами, составляющими их главную роскошь. За лошадь, им понравившуюся, они часто готовы отдать все, что имеют и не представляют себе ничего на свете более ценного, чем превосходный конь". Интериано рассказывает также, что Ч. брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войско­вых товарищей".
В XVII в. половина Ч-сов исповедывала уже магометанство и в их жизнь, благодаря этому, начали проникать влияния турецкого языка и быта.
От 1792 г. их ближайшими соседями стали Черноморские Казаки, переселившиеся в Приазовье с Днепра и Ю. Буга. Те и другие жили первые годы мирно, причем Казаки легко воспринимали горские обычаи и уже к 1830 году все нарядились в черкесскую одежду. Но со временем куначество между ними и соседними племенами Бжедухов, Шапсугов и Натухайцев было нарушено пограничными инцидентами и включением Казаков в русско-горскую войну. Начались взаимные обиды и набеги, Больше полувека Ч. вели борьбу с Россией за полную независимость своего края. В 1861 г. они были принуждены склониться перед силою рус­ского оружия, но большая часть из них отказалась покориться новой власти. Началось усиленное выселение их в Турцию. В первый год после завоевания Кавказа, только на северо-западных горных склонах их насчитывалось до 350 тысяч мужчин, из которых ок. 100 тыс. считались благородными, а к концу восьмидеся­тых годов там осталось всего 130 тыс. душ об. пола. Освободившиеся земли, по приказу правительства, заняли Кубанские Казаки своими линейскими станицами. После окончательного "замирения" горских народов, живущие между ними Казаки пользовались относительной безопасностью и еще больше усваивали особые черты психологии и быта Кавказцев. Это происходило тем легче, что многие горские христиане зачислялись в казачьи станичные общины, служили офицерами в казачьих полках, роднились с Казаками, внося в их среду свой кавказский дух, не чуждый и многим Казакам.
После русской революции 1917 года, Ч. постановили войти федеративным политическим обществом в состав Юго-Восточного Союза, в правительство которого были избраны от Горцев - Пшемахо Коцев и Айтек Намиток, а от Дагестана - Тапа Чермоев и Гайдар Баммат. Но Республика Горцев Кавказа к весне 1918 года оказалась отрезанной от
Кубанского бассейна, вначале войсками большевиков, а после частями Добровольческой армии, возобновившей "покорение Кавказа". Таким образом в составе Юго-Восточного Союза остались одни Ч., которые объединились с Кубанскими Казаками и вместе с ними избрали высший орган управления краем - Кубанскую Законодательную Раду. Их представителями в Раде были: Пшемахо Коцев, Осман Гатагу, Паша Век Султанов, Касполет Улагай, Шахим Султан Гирей, Сеферби Сиюхо, Кучук Натырбе и Айтек Намиток, который сразу стал членом правительства Кубанского Края. Султан Шахим Гирей неизменно оставался выборным това­рищем председателя в Кубанских Радах.
После окончательного торжества ленинцев, Ч. оказались под властью Советов. На их землях были образованы Кабардинская Автономная ССР, Адыгейская и Карачай-Черкесская Автономные области, а также Шапсугский Национальный район. Всем этим племенам пришлось перенести много страданий под диктаторской властью коммунистов, наравне с другими группами нацменов. Во время Второй Мировой войны многие Ч. оказались в рядах противников СССР и после ее окончания на них обрушилась месть победителей. Но культурный и на­циональный рост, несмотря на все пережитые беды, шел непрерывно и на протяжении полувека проявился многими достижениями.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Черкесы Северо-Западной Анатолии в период национально-освободительной борьбы в Турции (1919-1921 гг.

Чочиев Георгий Витальевич
В статье рассмотрены особенности положения черкесского населения Северо-Западной Анатолии в первые годы гражданского противостояния между поддерживаемыми Антантой просултанскими силами и сторонниками национальной независимости Тур
Читать PDF
0.00 байт

Северо-Западный Кавказ и адыги (черкесы) в контексте геополитических интересов противоборствующих де

Кудаева Светлана Григорьевна
Статья посвящена изучению межгосударственных противоречий, проявившихся после подписания Адрианопольского договора 1829 г., в центре которых оказались Северо-Западный Кавказ и адыги (черкесы).
Читать PDF
0.00 байт

Система обороны аулов у черкесов в XVIII-XIX веках

Остахов А. А.
В статье рассматривается тактика обороны аулов у черкесов и ее роль в системе их военного искусства в XVIII-XIX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Отмена крепостного права у западных адыгов (черкесов) Кубанской области в 60-е годы XIX века

Кандор Руслан Султанович
Отмечая неизбежность отмены крепостного права в ходе интеграции адыгского общества в социально-политическую систему России, автор рассматривает особенности процесса освобождения зависимых сословий западных адыгов (черкесов) в 60-е
Читать PDF
0.00 байт

К истории формирования адыгского (черкесского) орнамента

Асланова Людмила Алимовна
Специфика произведения искусства позволила рассматривать художественное творчество того или другого этноса как некий банк сведений о нем.
Читать PDF
0.00 байт

Черкесские формирования в составе Добровольческой армии (1918 1919 гг.)

Шилова С. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Северо-Западный Кавказ («Черкесский вопрос») накануне Крымской войны

Машукова А. П.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности верховной власти в традиционной системе управления западных адыгов (черкесов) в начале X

Кандор Р. С.
Автором анализируется реальная историческая практика верховного управления в черкесских княжеских владениях в начале XIX в. в контексте взаимоотношений с Российской империей.
Читать PDF
0.00 байт

Роль потомков князя Инала в процессе образования черкесских княжеств

Кагазежев Жираслан Валерьевич
Studying of genealogy of Circassian princes allows to assert that formation of Circassian princedoms closely связанно with activity of descendants of prince Inala.
Читать PDF
0.00 байт

Из новейшей истории Карачаево-Черкесии: ход и последствия аграрных реформ 1990 годов

Узденова Асият Юсуфовна
Статья освещает процессы, которые проходили в сельском хозяйстве самого высокогорного региона России. Рассматриваются такие отрасли аграрной сферы как растениеводство и животноводство.
Читать PDF
0.00 байт

Геополитическое положение Черкесии в период русско-турецкой войны 1806-1812 гг.

Панеш А. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев": Учебное пособие. Нальчик, 2003.

Денисова Г. С., Уланов В. П.
Читать PDF
0.00 байт

Щербина Ф. А. Как историк и летописец русско-черкесской войны

Тугуз Хусен Ибригимович
Настоящая статья содержит фактические полемологические материалы Русско-Черкесской войны, конкретные примеры геноцида царизма против черкесов и других горских народов, документальные свидетельства патриотизма и героической борьбы
Читать PDF
0.00 байт

Проект Н. И. Карлгофа об управлении закубанскими черкесами

Мальцев Валерий Николаевич
В статье рассматривается архивный документ, в котором представлена позиция одного из видных представителей российской военной кавказской администрации середины XIX в. по организации управления горскими народами.
Читать PDF
0.00 байт

Отношение английского правительства к черкесской эмиграции после окончания Кавказской войны

Чеучева Анжела Каплановна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с позицией английского правительства к эмиграции населения Северо-Западного Кавказа в пределы Османской империи в 60-х годах XIX века.

Похожие термины:

  • Афанасия Черкесова

    (до постр. Анна Ивановна) — игуменья Вознес. Москов. кремлевск. м. и Алексеев., † 1861 г. Дополнение: Афанасия Черкесова, игуменья Алексеевского мон. в Москве (с 1813 г. 15 марта по 1820 г.) и затем Вознесенског
  • Черкесов, Антон Антонович

    — генерал-майор, помощник начальника 18-й пехотной дивизии, родился в 1824 году и получил домашнее воспитание. Поступив в военную службу, Черкесов, в 1843 году, был произведен в прапорщики и служил в л.-г
  • КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

    Карачаево-Черкесская Республика, в Российской Федерации. Площадь 14,1 тыс. км2. Население 436,3 тыс. человек (1996); карачаевцы (31,2%), черкесы (9,7%), русские (42,4%) и др. Столица - Черкесск. Образована в январе 1922.
  • ЧЕРКЕСКА

    мужская одежда у народов Кавказа – однобортный суконный кафтан без воротника, в талию со сборками, обычно немного ниже колен; на груди нашиты газыри – кожаные гнезда для патронов. Была заимствова
  • Черкесов, Георгий Маштаевич

    Бывший председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва, был членом Комитета по бюджету, финансовому, валютному и кредит
  • Черкесов, Илья

    сотник, деп. в Ком. о соч. пр. Нов. Улож. 1767 г., Слободск. укр. губ., от граждан г. Харькова. {Половцов}
  • Черкесов Павел Иванович

    10.01.1757–31.12.1822), капитан (к 1802). В отставке – к 1802. Происходил «из шляхетства горских черкас». Сын переселившегося в Россию и к 1732 получившего российское дворянство черкеса. Был женат на дочери дворян
  • Черкесов, Михаил Николаевич

    — генерал-майор, начальник штаба Киевского Военного Округа, родился в 1833 году и происходил из дворян Оренбургской губ. В 1851 году Черкесов поступил в Михайловское артиллерийское училище и в 1853 году
  • Черкесова, Наталия Сергеевна

    Главный редактор газеты "Петербургский Час пик", генеральный директор ООО "Издательский дом “Час пик”", руководитель проекта Информационное агентство "Росбалт"; родилась 15 феврал
  • Черкесов, Николай Петрович

    — генерал от кавалерии, происходил из дворян Новгородской губернии, родился 29 ноября 1793 г. и поступил на службу юнкером в л.-гв. Драгунский полк в 1811 году и в том же году произведен в фанен-юнкера; он
  • Черкесов Павел Сергеевич

    05.08.1832–не ранее 1865), штабс-ротмистр (к 1865) в отставке. Происходил «из шляхетства горских черкас».
  • Черкесов Сергей Павлович

    13.11.1794–1826), штабс-ротмистр. В отставке – к 1802. Происходил «из шляхетства горских черкас».
  • Черкесов Сергей

    17.03.1835–не ранее 1868), штабс-ротмистр (1856). Происходил «из шляхетства горских черкас». Воспитывался в школе Гвардейских подпрапорщиков и Кавалерийских юнкеров. В 1854 – прапорщик лейб-гвардии Драгунск
  • Черкесов, Валерий Викторович

    (20. 05. 1963—6. 08. 1998) Род. в г. Саратов в семье военнослужащего. Учился на ист. ф-те Саратовского ун-та, в МИФИ, в ун-те Ростока (ГДР), на филол. ф-те МГУ (1990— 98). Работал сторожем, почтальоном, дворником (1980—84),
  • Черкесов, Василий

    ротмистр, деп. в Ком. о соч. пр. Нов. Улож. 1767 г., Астрах. губ., от каз. в. {Половцов}
  • ЧЕРКЕСОВ Виктор Васильевич

    Председатель Государственного комитета РФ по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ с марта 2003 г.; родился 13 июля 1950 г. в г. Ленинграде; окончил юридический факультет
  • ЧЕРКЕСОВ Юрий Юрьевич

    16(3). 12.1900 (С.-Петербург) - 31.07.1943 (Париж). Живописец, график. Потомок декабриста Василия Петровича Ивашева. В 1917 окончил Выборгское коммерческое училище. В сентябре 1918 поступил в живописную мастерскую
  • ЧЕРКЕССК

    город, центр Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края. Освобожден 17 января 1943 войсками Закавказского фронта (Северная группа войск) в ходе Северо-Кавказской операции 1943 (оста
  • Черкесский конный полк

    1914–1918). Сформирован в составе Кавказской Туземной конной дивизии в 1914 году (на основании приказа наместника на Кавказе графа Воронцова И.И.) из коренных жителей Екатеринодарского, Майкопского и Ба
  • Черкес Александр Ильич

    (1894–1974) - фармаколог и токсиколог, доктор медицинских наук, профессор (1929), академик АМН СССР (1960), заслуженный деятель науки УССР (1946). В 1917 окончил медицинский факультет Харьк. университета (ученик А