(р. 15.02.1924) — спец. по соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Первая Покровка Херсонской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1950) и асп. (1953). Работал в Днепропетровском инж.-строительном ин-те, затем — зав. кафедрой филос. Днепропетровского гос. ун-та, Винницкого пед. ин-та. С 1983 — проф. кафедры соц. филос. Ун-та Дружбы народов (ныне Росс. ун-т Дружбы народов). Канд. дисс. посвящена иссл. взаимодействия обществ. структур, личностей и нар. масс на переломных этапах развития (1953), докт. дисс. — иссл. проблем образования и роли переходных структур и процессов на этапе качественных изменений об-ва. (1972). Осн. направление иссл. — диалектика обществ. развития, соотношение эволюц. и революц. изменений. Анализируя особенности качественных изменений об-ва в совр. мире, Ч. подчеркивает целесообразность ориентации на многоступенчатость, поэтапность и недопустимость применения силовых методов в осуществлении назревших преобразований, приоритетность проблемы сохранения мира и жизни на Земле, недопущения ядерной и экол. катастроф. В работах Ч. исследуется закономерный характер ист. процесса и его альтернативность, значение сознательного выбора варианта развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов в этом процессе, роль переходных этапов (процессов и структур) в ходе вызревания и осуществления коренных преобразований.
Coч.
: О переходных формах социалистической государственности // ФН. 1966. № 4; Социальная революция как форма прогрессивного развития общества // Философия и общественный прогресс. М., 1970; Современная эпоха и мировой революционный процесс. [В соавт.]. М., 1970; Характер современной эпохи // Развитие общественных отношений при социализме. Днепропетровск, 1971; Пути подхода и перехода к социалистической революции в современную эпоху. Днепропетровск, 1972; Интегральная функция мировоззренческого воспитания // Психолого-педагогические проблемы. М., 1988; Теория социальной революции. Методологический аспект. М., 1990.