железного века (III-IV вв.) – в степи и лесостепи от Нижнего Подунавья до левобережья Днепра. Название по селу Черняхов Киевской области: остатки поселений и грунтовые могильники с трупосожжениями и трупоположениями.
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА
археологическая культура железного века 3-4 вв. в степи и лесостепи от Нижнего Подунавья до левобережья Днепра. Названа по с. Черняхов Киевской области (Украина). Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники с трупосожжениями и трупоположениями. Население (даки, сарматы, готы, потомки скифов, анты и др.) занималось скотоводством, земледелием, ремеслами.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА
культура Приднепровья (степное и лесостепное), Молдовы, Польши и части Румынии. III-V вв. н.э. Укрепленных поселений мало.
Поселения большей частью неукрепленные. Наземные жилища и полуземлянки с открытыми очагами или печами. Глубокие до 3 м ямы-хранилища. Земледелие и скотоводство. Наконечники плуга, серпы железные, косы. Кузнечное, бронзолитейное, гончарное ремесло развито высоко. Амфоры, вазы с тремя ручками, миски, кружки. Греческие амфоры, стеклянные кубки из греческих и римских городов С. Причерноморья. Бескурганные могильники с трупосожжением и трупоположением. Считают, что культуру оставили скифы, славяне, даки, сарматы, готы и другие племена. Культура погибла после вторжения гуннов.
Историки связывают Ч.к. с государством Германариха.
Поселения большей частью неукрепленные. Наземные жилища и полуземлянки с открытыми очагами или печами. Глубокие до 3 м ямы-хранилища. Земледелие и скотоводство. Наконечники плуга, серпы железные, косы. Кузнечное, бронзолитейное, гончарное ремесло развито высоко. Амфоры, вазы с тремя ручками, миски, кружки. Греческие амфоры, стеклянные кубки из греческих и римских городов С. Причерноморья. Бескурганные могильники с трупосожжением и трупоположением. Считают, что культуру оставили скифы, славяне, даки, сарматы, готы и другие племена. Культура погибла после вторжения гуннов.
Историки связывают Ч.к. с государством Германариха.
Источник: Археологический словарь. 1996
Черняховская культура
археологическая культура 2 – 5 в.в. в лесостепи от Нижнего Подунайя на западе до левобережья Днепра на востоке. Оседлые земледельческие, скотоводческие племена жили в больших неукрепленных поселениях; наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежащих, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м2. Подъем земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и орала с железным наконечником; вол и лошадь использовались как тягловая сила. Расширился состав культурных злаков, под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнетесочное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и частично на рынок. Керамика изготовлялась на гончарном круге. Большинство исследователей считают, что черняховская культура создана племенами различного этнического происхождения (См. Даки, Германцы, Сарматы, Скифы, Славяне). Мнение о многоэтничности черняховской культуры подтверждается, в частности, наличием локальных особенностей в домостроительстве, керамике, погребальном обряде. Наиболее обоснованно мнение, что черняховская культура была уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в., однако существует гипотеза о перерастании ее в древнеславянскую и даже в древнерусскую культуру. См. Лука-Врублевецкая, Полей погребений культуры.
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА
культура древнеславянских земледельческих племен в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на запад до левых притоков Днепра на восток во II-V вв. н. э. Названа по селу Черняхову (Киевской обл.), у которого был раскопан могильник. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях: жилища - наземные и землянки - располагались рядами. Так, например, в Верхнем Поднестровье преобладали землянки, в Среднем и Нижнем Поднестровье - наземные дома. Площадь некоторых последних, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 кв. м. Для черняховской культуры характерен подъем земледелия (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена черняховской культуры торговали с ближайшими античными центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. В создании черняховской культуры, по-видимому, участвовали и неславянские племена. Проявлялось влияние позднеантичной культуры.
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА
занимает лесостепную и степную зоны правобережной Украины и лесостепную — левобережной, Молдавию, часть Юго-Восточной Польши и частично Трансильванию и Румынию. Названа по могильнику у с. Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному В.В.Хвойкой в 1900 и 1901 гг. Датируется 3–5 вв. н.э. Известно много неукрепленных поселений Ч. к. Пока открыты только три городища. На поселениях обнаружены наземные жилища и полуземлянки, имеющие обычно открытые очаги и реже — печи. У домов — хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 м. Жители занимались земледелием и скотоводством. Найдено много земледельческих орудий труда — железные наконечники пахотных орудий, серпы, косы. Высокое развитие получил ряд ремесел — железоделательное, кузнечное, бронзолитейное и гончарное. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешты (Молдавия) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной на большинстве поселений. Разнообразием форм отличалась столовая гончарная посуда (вазы с тремя ручками, кувшины, миски, кружки). О развитии внешней торговли свидетельствуют находки амфор, краснолаковой керамики и стеклянной посуды, представленной двумя видами кубков — цилиндрических и конических. Импорт поступал из греческих городов Северного Причерноморья и римских провинций. Во внутренней торговле использовалась римская монета (на территории Ч. к. обнаружено более 1 000 монетных кладов). Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками с трупосожжениями и трупоположениями. В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни (табл. 25). Исследователи полагают, что в формировании Ч. к. участвовали различные этнические группы населения (даки, сарматы, германцы, поздние скифы, анты и славяне). Вторжение гуннов привело к упадку и исчезновению культуры.
Источник: Археологический словарь. 1990
Черняховская культура
Во II—IV вв. н. э. на всей территории от Среднего Поднепровья до Южного Буга, Днестра и Прута распространяется так называемая Черняховская культура полей погребений, получившая свое название от села Черняхов, Киевской области УССР, еде был открыт и раскопан обширный могильник, насчитывающий несколько сот захоронений— трупоположений и трупосожжений.
Черняховская культура представлена многочисленными поселениями и могильниками. Поселения — большие неукрепленные селища (их насчитывается в настоящее время уже несколько сот) — расположены по берегам рек и ручейков, вдоль их южных и восточных склонов. Жилища в поселениях наземные или несколько углубленные, и те и другие — дерево-глинобитные. Поблизости от поселений располагаются могильники, обычно довольно больших размеров, с трупосожжениями и трупоположениями, обставленными сосудами и снабженными типичными для данной культуры мелкими украшениями и предметами домашнего обихода. Керамика, как сопровождающая захоронения, так и с поселений, серого и черного цвета, великолепного качества, разнообразных форм, нередко украшенная орнаментом, в огромном своем большинстве сделана на круге. Довольно многочисленна, особенно на поселениях, импортная посуда, в частности амфоры, в которых с юга, из северочерноморских городов, доставлялись растительное масло и вино. Встречается и стеклянная посуда, а еще чаще — стеклянные бусы, бронзовые, а иногда и серебряные фибулы, пряжки, подвески, костяные гребни и т. д. Совершенно отсутствует оружие.
Создателями Черняховской культуры были земледельческие племена, которые достигли несколько более высокого уровня развития, чем их северные соседи. Ремесленное производство характеризуется появлением гончарного круга, употребление которого было заимствовано этими племенами из областей римского мира.
Общественный строй носителей Черняховской культуры отмечен возникающим имущественным неравенством членов племени. Инвентарь погребений и состав кладов показывают, что в руках отдельных лиц скапливались сокровища, включавшие ценные предметы и римские серебряные монеты. Примечательно, что, собирая римское серебро, это население не сохраняло медной монеты. Известны клады, содержащие сотни императорских серебряных монет, общий вес которых достигает 4— 20 кг.
Носители черняховской культуры находились в тесном общении с Северным Причерноморьем и дунайскими провинциями, свидетельством чего являются, помимо монет, многочисленные находки амфор и инкрустированных металлических украшений из причерноморских центров, краснолаковая керамическая посуда, стеклянные изделия и т. д. Этот приток монет и вещей так называемой «провинциальной римской культуры» несколько сократился с середины III в. н. э. в связи с начавшимся передвижением европейских племен и натиском их на границы Римской империи.
Этнический состав носителей черняховской культуры при современном состоянии науки трудно определить более точно. Очевидно, носителями ее в разных местностях были различные этнические элементы, жившие по соседству друг с другом. Например, в Поднестровье это были фракийские племена и та часть готов, которая там осела. В Среднем Поднепровье в создании тамошнего варианта черняховской культуры участвовала часть, повидимому, славянского населения, смешавшегося здесь с давним сарматским населением.
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА
археол. культура в лесостепи и степи от Ниж. Подунавья на 3. до левых притоков Днепра на В. Представлена множеством поселений и могильников. Названа по селу Черняхов (Кагарлыкский р-н Киевской обл.), у к-рого в 1900-01 В. В. Хвойка раскопал могильник. На терр. Румынии Ч. к. именуется Сынтана-де-Муреш - Черняхов. Основные могильники: Черняхов, Маслово, Будешты, Косаново, Тыргшор, Малаешты, Компанийцы, Гавриловна, Рыжевка, Коблево, Сынтана-де-Муреш. Осн. поселения: Журавка, Лески, Будешты, Лепесовка, Неслухов, Черепин, Рипнев II. Одни ученые датируют Ч. к. рубежом 2-3 - рубежом 4-5 вв. н. э. (эта дата наиболее обоснована), другие - 2-7 вв. Оседлоземледельч., скотоводческие племена Ч. к. жили в больших неукрепленных поселениях; жилища - наземные и землянки - располагались рядами. Так, например, в верх. Поднестровье преобладали землянки, в Ср. и Ниж. Поднестровье - наземные дома. Площадь нек-рых последних, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м2. Для Ч. к. характерен подъем земледелия (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена Ч. к. торговали с ближайшими антич. центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. Импортные предметы (амфоры, в к-рых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже - краснолаковые сосуды) - целые и в обломках - обнаружены на всех памятниках, в жилищах и могильниках рядовых общинников. Племена Ч. к. обычно использовали римскую монету во внеш. и внутр. торговле. Многие черты Ч. к. сложились под влиянием позднеантичной культуры. Для погребального обряда наиболее характерно сочетание трупосожжений с трупоположениями. В поздних могильниках преобладали трупоположения, наблюдался и полный моноритуализм, хотя нек-рые поздние могильники (Рыжевка и Компанийцы) содержат гл. обр. трупосожжения. Обществ. строй - сочетание родоплеменных и раннеклас. отношений; нек-рые межплеменные союзы перерастали в гос. образования (держава Германариха). Большинство исследователей считает, что Ч. к. создана племенами разл. этнич. происхождения (карпо-даки, сарматы, германцы, поздние скифы и венеды (славяне)), упоминаемыми древними авторами на терр. распространения Ч. к. Мнение о многоэтничности Ч. к. опирается, в частности, на наличие в ней локальных особенностей (в домостроительстве, керамике, погребальном обряде) в Карпато-Днестровье, Верх. Поднестровье, на Волыни, в Причерноморье и др. Нек-рые ученые (М. И. Артамонов, М. А. Тиханова, Ю. В. Кухаренко, В. В. Кропоткин) полагают, что предпосылкой формирования Ч. к. являлось образование межплеменных союзов, возглавленных ютами. Другие (Е. В. Махно, Э. А. Сымонович) - что Ч. к. создана слав. племенами. Наиболее обосновано мнение, что племена Ч. к. были рассеяны и уничтожены союзом племен во главе с гуннами (в кон. 4 в. н. э.), однако есть точка зрения о перерастании Ч. к. в др.-рус. культуру. Лит.: Черняховская культура, М., 1960 (МИА, No 82); Древности эпохи сложения восточного славянства, М., 1964 (МИА, No 116); История и археология юго-зап. областей СССР начала нашей эры, М., 1967 (МИА, No 139). Э. А. Рикман. Москва.