ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА
Чернолесская культура
археологическая культура предскифских земледельческих племен Среднего Поднепровья, распространившаяся в 10 – 8 в.в. до н.э. из лесостепи между Днестром и Днепром в бассейне р. Ворсклы. Названа по городищу в Черном лесу в верховьях р. Ингулец. Происходит от белогрудовской культуры бронзового века. За время существования чернолесской культуры бронзовые и каменные орудия заменяются железными; широко применяются изделия из кости. Характерны бронзовые кельты, кинжалы и мечи с железными клинками и бронзовыми эфесами, бронзовые и костяные наконечники стрел, широкие бронзовые браслеты, проволочные височные кольца. Керамика – тюльпановидные горшки, лощеные кубки, миски и корчаги; орнамент – заштрихованные треугольники. В бассейне р. Тясмина открыто сосредоточение городищ, в том числе Субботовское городище - важный центр бронзолитейного ремесла. Погребальный обряд – трупосожжение. В 7 в. до н.э. чернолесская культура вошла в ареал скифских культур. См. Скифы, Белогрудовская культура.
ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА
предскифская культура земледельческих праславянских племен Среднего Приднепровья X-VIII вв. до н. э. Она послужила основой культуры земледельческого населения Среднего Поднепровья, в котором можно видеть скифов-пахарей Геродота, относимых учеными к праславянам. Первоначально была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а позднее - и в бассейне р. Ворсклы. Названа по городищу в Черном лесу, близ верховьев р. Ингулец. Происходит от белогрудовской культуры бронзового века. Для ранней ступени характерны бронзовые орудия, шлифованные каменные топоры и кремневые вкладыши для серпов, тюльпановидные горшки с гладким валиком на плечиках, разнообразная лощеная посуда. Позднее бронзовые и каменные орудия заменяются железными; широкое применение получили изделия из кости. В бассейне р. Тясмина открыто сосредоточение городищ чернолесской культуры, из которых Субботовское известно как важный центр бронзолитейного ремесла.
Погребальные памятники чернолесской культуры изучены слабо. Преобладающим был обряд трупосожжения с захоронением праха в небольших могильниках, а на юге лесостепи - и в курганах. Для развитой чернолесской культуры типичны тюльпановидные горшки, лощеные кубки, миски и корчаги, украшавшиеся заштрихованными треугольниками. Зарождается резная орнаментация с инкрустацией. Характерны бронзовые кельты, кинжалы и мечи с железными клинками и бронзовыми эфесами, железные наконечники копий и железные тесла с боковыми выступами, бронзовые и костяные наконечники стрел, широкие бронзовые браслеты с геометрической орнаментацией, односпиральные проволочные височные кольца. Значительные изменения происходят в родоплеменной организации общества, о чем свидетельствует появление могил хорошо вооруженных воинов-дружинников.
А. Т.
Погребальные памятники чернолесской культуры изучены слабо. Преобладающим был обряд трупосожжения с захоронением праха в небольших могильниках, а на юге лесостепи - и в курганах. Для развитой чернолесской культуры типичны тюльпановидные горшки, лощеные кубки, миски и корчаги, украшавшиеся заштрихованными треугольниками. Зарождается резная орнаментация с инкрустацией. Характерны бронзовые кельты, кинжалы и мечи с железными клинками и бронзовыми эфесами, железные наконечники копий и железные тесла с боковыми выступами, бронзовые и костяные наконечники стрел, широкие бронзовые браслеты с геометрической орнаментацией, односпиральные проволочные височные кольца. Значительные изменения происходят в родоплеменной организации общества, о чем свидетельствует появление могил хорошо вооруженных воинов-дружинников.
А. Т.
ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА
предскифская культура земледельч. племен Ср. Поднепровья. Делится на 2 ступени: раннюю - 10-9 вв. до н. э. и позднюю - 9-8 вв. до н. э. Первоначально была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а позднее - и в басс. р. Ворсклы. Выделена в 1949. Названа по городищу в Черном лесу, близ верховьев р. Ингулец. Происходит от белогрудовской культуры бронз. века. Для ранней ступени характерны бронз. орудия, шлифованные кам. топоры и кремневые вкладыши для серпов, тюльпановидные горшки с гладким валиком на плечиках, разнообразная лощеная посуда. Позднее бронз. и кам. орудия заменяются железными; широкое применение получили изделия из кости. В культуре заметно влияние киммерийских племен Причерноморья и европейской гальштатской культуры. В басс. р. Тясмина открыто сосредоточение городищ Ч. к., из к-рых Субботовское известно как важный центр бронзолитейного ремесла. Погребальные памятники Ч. к. изучены слабо. Преобладающим был обряд трупосожжения с захоронением праха в небольших могильниках, а на Ю. лесостепи - и в курганах. Для развитой Ч. к. типичны тюльпановидные горшки, лощеные кубки, миски и корчаги, украшавшиеся заштрихованными треугольниками. Зарождается резная орнаментация с инкрустацией. Характерны бронз. кельты, кинжалы и мечи с железными клинками и бронз. эфесами, жел. наконечники копий и жел. тесла с боковыми выступами, бронз. и костяные наконечники стрел, широкие бронз. браслеты с геометрич. орнаментацией, односпиральные проволочные височные кольца. Значит. изменения происходят в родо-племенной организации общества, о чем свидетельствует появление могил хорошо вооруженных воинов-дружинников (с. Носачево, близ г. Смелы, с. Бутенки ок. г. Кобеляки). В 7 в. до н. э. Ч. к., оказавшись под мощным воздействием скифской степной культуры, послужила основой культуры земледельч. населения Ср. Поднепровья, в к-ром можно видеть скифов-пахарей Геродота. Лит.: Тереножкин А. И., Предскифский период в днепровском Правобережье, К., 1961; его же, Основы хронологии предскифского периода, "CA", 1965, No 1; Ковпаненко Г. Т., Племена скiфського часу на Ворсклi, К., 1967; ее же, Носачiвський курган VIII-VII ст. до н. е., в сб.: "Археологiя", в. XX, К., 1966. А. И. Тереножкин. Киев.