Черносошные крестьяне
Черносошные крестьяне
крестьяне, проживавшие на «черных», то есть государственных землях.
Черносошные крестьяне
государственные крестьяне.
Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам.
Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам.
Источник: Глоссарий исторических терминов
Черносошные крестьяне
в XIV — XVII вв. категория лично свободного сельского населения, владевшего общинными землями и нёсшего государственные повинности. С XVIII в. стали называться государственными крестьянами.
ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
в русском государстве XIV–XVII вв. лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности. В XVIII в. стали государственными крестьянами.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Черносошные крестьяне
категория сельского населения России в XVI - XVII вв., зависимого непосредственно от феодального государства, а не от частных владельцев. Степень эксплуатации черносошных крестьян была меньше, чем частновладельческих.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Черносошные крестьяне
в XIV–XVII вв. свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности. Степень эксплуатации этого крестьянства была значительно ниже, чем крепостных крестьян. В XVIII в. стали государственными крестьянами.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
в ХИ – XVII вв. в России лично свободное сельское население, владевшее общинными землями и несшее государственные повинности; в годы опричнины активно раздавались в поместья частным лицам. Черные земли в центре страны в результате опричнины перестали существовать. С XVI в. государственные крестьяне.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
свободная часть крестьянского населения в России XIV-XVII вв. Название происходило от слов "черные люди" и "соха" (единица податного обложения). Черносошные крестьяне владели черными землями и платили все виды государственных налогов и повинностей. В XVIII в. черносошные крестьяне вошли в состав сословной группы государственных крестьян.
Черносошные крестьяне
Крестьяне, живущие на "черной", государственной земле и эксплуатирующиеся государством. В XVII в. они были в Поморье и Сибири. Налоги платили государству. Могли передавать свои участки по наследству с тем условием, чтобы владелец исполнял тягло. Сообща владели реками, пастбищами, лесами. Были организованы в общины. Тесно связаны с местными посадами.
Крестьяне черносошные
крест., проживавшие на незанятых феодалами землях. Назв. происходит от термина "черные сохи", т.е. гос. земли. На У. К.Ч. появились в ходе колонизации края в конце XVI в. В XVII в. составляли ок. 60% всего крест. У. В зависимости от формы осн. повинности К.Ч. делились на денежно-оброчных, хлебо-оброчных и обрабатывавших гос. десятинную пашню (пашенных). Они сохраняли право владения освоенной ими землей, свободу земельных сделок, передачи тягла и отхода на заработки, право решения "мирских дел" в выборных органах земского самоуправления. К.Ч. привлекались к перевозке дров, стр. работам, платили денежные сборы на ямскую гоньбу, содержание казенных ремесленников и др. Наиб. высокая степень обеспеченности К.Ч. землей была в Верхотурском у. В первой четв. XVIII в. К.Ч. были включены в состав гос. крест. Манькова И.Л.
ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
сохранившаяся на поморском Севере с XVII в. категория крестьян, зависимых непосредственно от государства. Название «черносошные» происходило от того, что они «сидели» на «черной», то есть невладельческой земле. Семьи Ч. к. имели в частнодолевом владении пашни и часть угодий, а основные пастбища, леса, реки находились в общинно-волостном пользовании.
В результате реформ Петра I Ч. к. вошли в категорию государственных крестьян, они принадлежали к податному сословию, то есть были обязаны платить подушную (с души мужского пола) подать . «Податной статус государственных крестьян был оформлен в 1722-1724 гг. Он отличался от статуса владельческих крестьян тем. что государственные крестьяне платили дополнительный 40копеечный налог, сверх равной для всех категорий 74 (70)-копеечной подушной подати» (Е. В. Анисимов).
В отличие от владельческих, государственные крестьяне могли совершать поземельные сделки и покидать свои участки. При этом на Поморском Севере при уплате налогов действовала круговая порука. Всякий, уходящий на время «в отход» крестьянин должен был иметь «указной пашпорт» и найти за себя плательщика подати; община же была обязана платить ее, несмотря на отсутствие плательщика. Л., происходя из Ч. к.., естественно, должен был платить подушную подать и, когда он в декабре 1730 г. отправился, как было указано в выданном ему на год паспорте, «к Москве и к морю», то в волостной книге Курострова «порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался». Путешествовавший по Северу России академик И. Лепехин в 1788 г. записал «Известие о М. В. Ломоносове» престарелого земляка Л. крестьянина Гурьева. Из них узнаем. что «за просрочку данного ему Михайле Васильевичу 1730 года пашпорту и не явившегося на срок приказом ревизора Лермантова показан он в бегах, того ради из подушного оклада и выключен. А платеж подушных денег за душу Михайла Ломносова происходил по смерти отца его со второй 741 до второй же 747 года половины из мирской общей той куростровской волости от крестьян суммы». Таким образом, подушную подать мирская община платила за Л. даже тогда, когда он стал академиком. Неизвестно, вернул ли Л. эти деньги общине.
В результате реформ Петра I Ч. к. вошли в категорию государственных крестьян, они принадлежали к податному сословию, то есть были обязаны платить подушную (с души мужского пола) подать . «Податной статус государственных крестьян был оформлен в 1722-1724 гг. Он отличался от статуса владельческих крестьян тем. что государственные крестьяне платили дополнительный 40копеечный налог, сверх равной для всех категорий 74 (70)-копеечной подушной подати» (Е. В. Анисимов).
В отличие от владельческих, государственные крестьяне могли совершать поземельные сделки и покидать свои участки. При этом на Поморском Севере при уплате налогов действовала круговая порука. Всякий, уходящий на время «в отход» крестьянин должен был иметь «указной пашпорт» и найти за себя плательщика подати; община же была обязана платить ее, несмотря на отсутствие плательщика. Л., происходя из Ч. к.., естественно, должен был платить подушную подать и, когда он в декабре 1730 г. отправился, как было указано в выданном ему на год паспорте, «к Москве и к морю», то в волостной книге Курострова «порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался». Путешествовавший по Северу России академик И. Лепехин в 1788 г. записал «Известие о М. В. Ломоносове» престарелого земляка Л. крестьянина Гурьева. Из них узнаем. что «за просрочку данного ему Михайле Васильевичу 1730 года пашпорту и не явившегося на срок приказом ревизора Лермантова показан он в бегах, того ради из подушного оклада и выключен. А платеж подушных денег за душу Михайла Ломносова происходил по смерти отца его со второй 741 до второй же 747 года половины из мирской общей той куростровской волости от крестьян суммы». Таким образом, подушную подать мирская община платила за Л. даже тогда, когда он стал академиком. Неизвестно, вернул ли Л. эти деньги общине.
ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
категория крестьянского населения в России 14-17 вв. Назв. происходит от черные люди и соха (единица податного обложения). Ч. к. владели черными землями. В связи с различным пониманием природы черных земель существуют 2 точки зрения на характер положения Ч. к.: по одной из них Ч. к. были свободны лишь от частной феод. зависимости, но эксплуатировались непосредственно феод. гос-вом, согласно другой Ч. к.- сословная группа полностью свободного крестьянства внутри феод. общества. В 14-16 вв. Ч. к. исчезли в центр. и зап. р-нах страны и сохранились только в сев. уездах Европ. России и в Сибири (где получили назв. "пашенных людей"). В последней трети 17 в. в сев. р-нах Европ. России насчитывалось более 50 тыс. дворов Ч. к. Для Ч. к. характерно частно-долевое владение пашенными землями и частично сенокосами и промысловыми угодьями в сочетании с общинно-волостным пользованием лесами, пастбищами, реками и др. угодьями. В сравнении с частновладельч. крестьянами Ч. к. обладали рядом социально-экономич. и юридич. преимуществ. Норма их эксплуатации, как правило, была ниже. Они пользовались большей свободой в хоз. деятельности, в правах распоряжения землей и т. п. Среди Ч. к. широко были развиты различные промыслы (солеварение, охота, рыбная ловля и пр.), что приводило к относительно тесной связи х-ва Ч. к. с рынком. Вследствие, начиная уже с сер. 16 в., в среде Ч. к., заметна социальная и имуществ. дифференциация, в результате к-рой шло пополнение из рядов Ч. к., с одной стороны, прослойки богатейших купцов - предпринимателей 16-17 вв. (из Ч. к. происходили Амосовы, Босые, Гусельниковы, Кобелевы, Поповы, Савины, Строгановы, Федотовы), а с другой - "наймитов", продававших свой труд в городах, на промыслах и на транспорте. Ряд исследователей видят в указанном процессе проявление тенденции развития раннебурж. отношений и связывают с ними проведение в р-нах Ч. к. земской реформы Ивана IV. Для 17 в. характерен непрерывный рост степени эксплуатации Ч. к. (увеличение гос. налогов и повинностей), постепенное ограничение их прав на отчуждение своих земель и угодий, сужение прав и компетенции органов земского самоуправления и т. п. В результате ряда реформ Петра I в нач. 18 в. Ч. к. вошли в состав сословной группы государственных крестьян. Лит.: Богословский M. M., Земское самоуправление на рус. Севере в XVII в., т. 1-2, М., 1909-12; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в., 1955; Носов H. E., Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного, Л., 1969; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Пути развития феодализма, М., 1972. В. Д. Назаров. Москва.