, Джакомо (Ceruti, Giacomo), прозв. Питоккетто (Pitocchetto — Маленький нищий) Свед. с 1706 по 1757. Североитальянский живописец. Работал в Брешии (1728), Гандино (1734), Венеции (1736), Падуе (1737—1741), Пьяченце (1743). Известен главным образом как создатель образов людей из народа, портретов, натюрмортов. Существуют также свидетельства о работе Черути в 1737—1738 над полотнами на религиозные сюжеты для собора Св. Антония в Падуе. Немногочисленные данные о биографии живописца стали известны лишь в XX в. благодаря открытиям итальянских исследователей Р. Лонги и Дж. Де Логу. Обнаруженные Де Логу и опубликованные им в 1931 46 картин Черути из замка графов Сальвадего в Падернелло (ныне большинство из них находится в пинакотеке Брешии) позволили связать имя этого мастера с группой художников 2-й пол. XVII — 1-й пол. XVIII в., работавших в разных областях Италии и продолжавших традиции Караваджо. Р. Лонги назвал их "живописцами реальности" ("pittori della realta"). Среди мастеров Северной Италии 1-й пол. XVIII в., наиболее чутких к усвоению традиций караваджизма и знакомых с наследием голландской и фламандской бытовой живописи XVII в., т. н. "низкая манера" ("maniera piccola") "живописцев реальности", возникшая как антипод официальному искусству "большого стиля" ("maniera grande"), обрела плодотворную почву. Черути писал людей из народа с характерной для североитальянского художника предельной образной и живописной конкретностью. Контрастно выступающие из полумрака фона, освещенные ярким светом фигуры нищих (Двое нищих, Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго), крестьян (Путник, частное собрание), прачек (Прачка, Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго), ремесленников (Женщина, плетущая корзину, Пряха, обе — частные собрания) всегда выглядят значительными. Они написаны без гротеска, без подчеркивания фольклорного характера сцены и полны то серьезной и молчаливой сосредоточенности, то трагизма (Карлик, Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго). Эти произведения Черути продолжают караваджистскую традицию, открывающую для европейского искусства последующего времени особую разновидность бытовой живописи, т. н. портрет-тип человека из народа, сближенный с чертами портретного жанра. В портретах Черути относится к моделям с той же обстоятельной объективностью, выдающей руку североитальянского художника. Изображаемые в трехчетвертном развороте фигуры в портретах Монахиня (Милан, галерея ПольдиПеццоли), Молодой человек (Рим, Нац. галерея современного искусства), Девочка с веером (Бергамо, галерея Академии Каррара) сильно моделированы светотенью. В палитре художника преобладают тона коричневого, черного, зеленого цветов, всегда контрастно оттеняемые пятнами белого, светлосерого или желтого в костюмах моделей. По-караваджистски неожиданный и сильный свет выделяет фигуры из темного фона, заставляя таинственно мерцать скупые в своем разнообразии краски палитры художника. В подобной аскетичной живописной манере написаны и натюрморты Черути, скомпонованные с естественной простотой (Натюрморт с рыбами и луком, Натюрморт с тыквой и грушами, оба — Милан, галерея Брера). Предметы освещены ярким холодноватым светом, что придает им одновременно удивительную живописную конкретность и почти бутафорски преувеличенную значительность. Согласно последним исследованиям итальянских ученых, художник работал также в провинции Венето над росписями вилл (1730-е, вилла Де Дзаццара в Стра), и его фрески на сюжеты из крестьянского быта оказали влияние на венецианских художников XVIII в. Творчество Черути, как и других "живописцев реальности", явилось продолжением великой традиции искусства Караваджо, отзвуки которой не угасли в итальянской живописи не только XVIII, но и XIX в.
Лит.: Либман М. Я. Художники реальности в Италии XVII—XVIII веков // 50 лет Гос. музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1962; Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966; De Logu G. Pittori minori liguri, lombardi e piemontesi del Seicento e Settecento. Venezia, 1931; Longhi R. Pittori della realta in Lombardia. Catalogo della mostra, a cura di R. Longhi. Milano, 1953; Testori G. Giacomo Ceruti. Milano, 1966; Gregori M. Giacomo Ceruti. Bergamo, 1982.
Е. Федотова