Ческий - фамилия двух русских граверов. 1) Косма Васильевич Ческий (1776 - 1813) происходил из крестьянского сословия, в 1793 г. был взят по Высочайшему повелению в ученики Академии Художеств и до 1797 г. воспитывался в ней на счет императорского кабинета, а после того на иждивении самой академии. Наставником его был И.-С. Клаубер. В 1799 г. Ческий получил большую серебряную медаль за рисунок с натуры, в том же году переведен в класс гравирования ландшафтов, учрежденный по воле императора Павла I , и выпущен из академии с аттестатом и правом на чиновничество XIV ранга. В 1800 г. за гравюру с картины Семена Щедрина "Эскадра адмирала Ушакова у Буюкдере" признан назначенным в академики, в 1803 г. по собственному желанию уволен из ландшафтного класса и в 1811 г. за две гравюры для атласа, приложенного к описанию путешествия Крузенштерна , возведен в звание академика. Работал резцом и акватинтной манерой. По Д.А. Ровинскому ("Подробный словарь русских граверов", СПб., 1895), этим художником награвировано всего 22 листа. Важнейшие из них: "Башня Пиль в парке города Павловска", с Семена Щедрина; "Александровская площадь в Полтаве", с Ф. Алексеева , и портреты Ф.Ф. Винценгероде, князя Голенищева-Кутузова и графа М.И. Милорадовича. 2) Иван Васильевич Ческий (1777 - 1848), брат предыдущего, в 1791 г. был определен по Высочайшему повелению в воспитанники Академии Художеств, где учился у И.-С. Клаубера. В 1799 г. поступил в ландшафтный гравировальный класс, в 1800 г. за "Вид в Гатчине", гравированный под наблюдением его старшего брата, Космы Ческого, признан назначенным в академики, в 1803 г. согласно своему желанию уволен из означенного класса, в 1807 г. за гравюру "Лесной пейзаж", с эрмитажной картины Г. Пуссена, получил звание академика и подарок от императора Александра I , золотую табакерку. Работал крепкой водкой и резцом. Исполненных им гравюр очень разнообразного содержания - портретов, пейзажей, книжных заставок и виньеток, картинок для приложения к разным изданиям - Д. Ровинский насчитывает 155. Наиболее интересные из этих эстампов, сверх вышеупомянутого воспроизведения картины Г. Пуссена - четыре вида Павловска, с Семена Щедрина, "Бассейн петергофского фонтана Самсон", с него же; "Вид санкт-петербургской биржи с Невы", по рисунку М. Щотошникова; "Открытие мощей святого Митрофана в Воронеже", по рисунку О. Чурикова; виньетки к басням и сказкам Измайлова , к "Антенскому Пустыннику" Жувансо; картинки в ежегодниках "Северные Цветы" и "Невский Альманах", в литературном сборнике "Новоселье" и некоторые другие. А. С-в.