Род. 1874, ум. 1962. Художник-примитивист, писатель. Фольклорные полотна с элементами сказочности, отчасти напоминающие лубок ("Щедрое яблоко" и др.), стихи, сказки.
ЧЕСТНЯКОВ Ефим Васильевич
ЧЕСТНЯКОВ Ефим Васильевич
1874-1962), художник и писатель. Получил художественное образование в Петербурге, жил в д. Шаблово Костромской обл. Один из ярких мастеров русского народного искусства. Его картины на темы сельского быта и фольклора связаны с центральной для Честнякова художественной идеей многолюдного и красочного "города всеобщего благоденствия", своего рода "крестьянского рая". Писал также сказки и стихи, издавая их с собственными рисунками.
ЧЕСТНЯКОВ Ефим Васильевич
1874–1961, Шаблово Костромской губернии) — живописец, график, скульптор. Это наиболее яркая фигура русского наивного художника начала ХХ столетия. Судьба Ч., развертывавшаяся на фоне увлечения крестьянским искусством, создания кустарной промышленности, представляла собой разительный контраст представлениям о народном искусстве, сложившимся тогда у «ученых художников». Почти всю жизнь Ч. прожил в своей родной деревне Шаблово. Он был единственным сыном в крестьянской семье — «честняком», отсюда и его фамилия. Родители не хотели отпускать его учиться, но он по окончании земской школы убежал в город, против воли родителей закончил Новинскую учительскую семинарию и стал учителем. Преподавал в Здемировском начальном училище, затем в Костроме в начальном училище для малолетних преступников, в с. Углец Кинешемского уезда. В эти годы он познакомился с А.В. Пановым, по определению М. Горького — «романтиком народничества», который был родом из соседнего с Шабловом села и оказал влияние на духовное развитие Ч. Ч. рисовать любил с детства. Рисовал портреты своих учеников, когда учительствовал. Его рисунки, «нечаянно от меня», как впоследствии вспоминал сам художник, попали к И.Е. Репину, который их высоко оценил, и Ч. в 1899 г. отправился поступать в Академию художеств в Петербург. Но вначале он попал в т. н. Тенишевскую мастерскую, учащимися которой руководил Репин. Там Ч. подружился с будущими известными художниками-графиками — С. Чехониным и И. Билибиным. Потом Ч. учился в общих классах Петербургской академии художеств. По совету Репина уехал в Казанскую художественную школу, а затем вновь вернулся в АХ в мастерскую Д. Кардовского. После событий 1905 г. АХ была закрыта и Ч. вернулся в Шаблово, затем лишь в 1913 г. еще раз выбрался в Петербург — учиться у Д. Кардовского. Он познакомился с С. Городецким, К. Чуковским, связь с которым сохранил надолго. В 1913 г. в издательстве «Медвежонок» была издана книжка его сказок с рисунками. В 1914 г. он окончательно вернулся в Шаблово. Поддержка Репина, оценившего крестьянскую самобытность Ч., была для него опорой на всю жизнь. Он мыслил себя в утопической роли народного учителя в широком смысле, мечтал о переустройстве деревни, о «могучей универсальной культуре». Ч. критически относился к стилизациям профессиональныххудожников в народном стиле. «Взял бы я бич и выгнал вон толпу праздных людей с кустарной выставки. Мои братья, вы считали их выше, способнее, благороднее себя и доверчиво отдали им все свое достояние — для науки искусства, на создание общего блага, лучшего порядка жизни. Как же они использовали ваши творения, чем вам оплачивают?.. Непостижимы для них великое сердце народа, его прекрасные идеалы», — писал он в 1902 г. Ч. сочинял и иллюстрировал сказки морализаторского характера («Ручеек», «Тетеревидный король», «Чудесное яблоко»). В своей деревне участвовал в святках и других традиционных праздниках, устраивал кукольные театральные представления, похожие на выступления петрушечников. Он обладал даром актерской импровизации, сам разговаривал за всех кукол, играл на музыкальных инструментах. Он привез из Петербурга фотоаппарат и был первым фотографом в своих родных местах, фиксировал на стеклянные пластинки негатива народные гулянья, делал фотопортреты. Из этой деятельности Ч. вышли сюжеты его картин. Он быстро отказался от академического рисунка, которым с трудом овладел, и работал более под влиянием журнальной графики, открыток, создав своеобразный примитивистский стиль, в котором наивный взгляд на мир сочетался с приемами профессионального искусства «для народа». «Коляда», «Крестьянская свадьба», «Свахонька, любезная, повыйди, повыступи…», «Ведение невесты из бани» — произведения, в которых Честняков пересказывает фольклорные сюжеты. Одно из главных живописных произведений Честнякова — «Город Всеобщего Благоденствия» — большое панно (сохранилось фрагментами), где сюжет со множеством фигур организован наподобие огромного обрядового действа. Изображен не город, а воображаемая большая деревня, окруженная стенами: сквозь арку в город движется поток людей. Крестьяне изображены за разными обыденными занятиями или отдыхающими, но все изображение пронизано ритуальной серьезностью. Это живописное воплощение крестьянской утопии с народническо-социалистическими оттенками, которое нашло также воплощение в литературном произведении художника «Шабловский тарантас». Используя свой опыт учителя, Ч. много времени уделял детям. После 1917 г. он организовал в Шаблове «Детский дом» (нечто вроде «дома пионеров» советского периода). Здесь он учил детей рисовать, мастерить, играть на музыкальных инструментах. Из «Детского дома», по замыслу Ч., должна была вырасти «Коллегия наук и искусств», где преподавались бы живопись, скульптура, музыка, архитектура, машиностроение, оккультные науки, языковедение, астрономия, теория театра и кинематографа. Он организовал в Кологриве Костромской губернии «Дом искусств», где руководил театральной студией и кружком рисования. В Кологриве прошли две его выставки (1926, 1928). Затеи Ч. не нашли понимания ни в его родных местах, ни у тех интеллигентов в Москве и Ленинграде, с которыми он переписывался. К 1930-м гг. его творческая активность замирает. Как последний аккорд он написал погрудные акварельные портреты всех жителей Шаблова. Эти простые, скорее реалистические, нежели наивные, портреты непохожи на его сказочные и морализаторские полотна. Они обладают безыскусной поэтичностью, трогательной нежностью к моделям и, пожалуй, не имеют аналогий в современном ему искусстве. В деревне его воспринимали как чудака и колдуна, но хранили в избах его картины. Творчество Ч. было вновь открыто костромскими реставраторами на волне увлечения примитивом в 1960–1970-е гг. Произведения его, написанные на случайных материалах — фанерках, сшитых кусках ткани и т. п., — почернели, были разрезаны на части, не датированы и фактически возрождались к жизни заново. Интерес к Ч. вспыхнул после выставки 1977 г. в Москве, а потом вновь почти угас. (К. Б.) Выставка: «Ефим Честняков — художник сказочных чудес», Москва, 1977. Лит.: Ямщиков С.В. Спасенная красота. Рассказы о реставрации памятников искусства. М., 1986; Игнатов В.Я., Трофимов В.П. Мир Ефима Честнякова. М., 1988.Ш
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010