(р. 1894) — кинорежиссер. До 1927 Ч. работает актером театра и кино, театральным режиссером, скульптором (памятник Ленина в Тифлисе). За пять лет работы Ч. поставлены четыре фильмы, из них лучшие "Саба" и "Хабарда". Творческие особенности Ч.: тяготение к сатире и памфлету, попытки дать грузинскому кино новое советские содержание в противовес традиционной экзотике. Несмотря на ряд недочетов в своих работах (недостаточная глубина образов) Ч. принадлежит к ведущим кинорежиссерам Советской Грузии и стремится быть на уровне социалистических задач в искусстве.
Чиаурели, Михаил Эдишерович
ЧИАУРЕЛИ Михаил Едишерович
(6.2.1894–31.10.1974), режиссер и актер, нар. артист СССР (1948), 5?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1947, 1950). Окончил школу живописи и скульптуры (1912). С 1915 работал в театрах Тифлиса, Кутаиси и Батуми актером, режиссером и художником. В 1921 основал в Тбилиси театр Революционной сатиры при Грузинском отделении РОСТА. В 1922–24 жил в Германии, занимался скульптурой. В 1925–27 режиссер и худ. рук. Раб. театра и Красного театра при Пролеткульте. Вместе с Д. Дзнеладзе основал Муз. театр им. В. Абашидзе. С 1921 играл в кино: Арсен («Арсен Джорджиашвили», 1921), Осман?Ага («Сурамская крепость», 1923), Джондо («Нателла», 1926), Сико («Ханума», 1927). В 1928 вместе с Е.Л. Дзиганом снял фильм «Первый корнет Стрешнев» (1928). В 1926–41 режиссер и худ. рук. Грузинского театра муз. комедии. Поставил фильмы «Великое зарево» (1938), «Георгий Саакадзе» (1943), «Клятва» (1946), «Падение Берлина» (1949), «Незабываемый 1919?й» (1952). Большинство фильмов прославляют И.В. Сталина, превознося его как великого вождя страны – фильм «Клятва» легендизирует образ Сталина, как верного последователя В.И. Ленина. 20.12.1949 опубликовал в «Правде» статью «Лучший друг сов. искусства», где пел дифирамбы Сталину. Был лично знаком со Сталиным, неоднократно бывал на его ближней даче. Снял фильм о похоронах Сталина – «Великое прощание».
Жена – нар. артистка СССР (1950) Верико Ивлиановна Анжапаридзе (6.10.1900–31.1.1987), лауреат Сталинской премии. Дочь – актриса Софико Чиаурели.
Жена – нар. артистка СССР (1950) Верико Ивлиановна Анжапаридзе (6.10.1900–31.1.1987), лауреат Сталинской премии. Дочь – актриса Софико Чиаурели.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
ЧИАУРЕЛИ Михаил Эдишерович
(1894–1974), советский режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1948). Лауреат Сталинской премии: 1941 – за Кинокартины «Арсен» (1937) и «Великое зарево» (1938); 1943 и 1946 – за фильм «Георгий Саакадзе» (1942–1943); 1947 – за фильм «Клятва» (1946) и 1950 – за фильм «Падение Берлина» (1950).
В фильме «Великое зарево» показано, как готовился VI съезд РСДРП(б), как была налажена связь В.И. Ленина, скрывающегося от керенских ищеек в подполье, с И.В. Сталиным, замечательна сцена произнесения им заключительного слова на съезде. Картина передавала всю важность исторического события в жизни большевистской партии в России. Тема фильма «Клятва» – тема бессмертия Ленина и торжества его идей, осуществление Сталиным клятвы, данной Ленину от имени партии и народа. Тема фильма «Падение Берлина» – победа советского народа и его Красной Армии в Великой Отечественной войне против фашистской Германии. Через эти картины проходит образ И.В. Сталина.
«Когда в качестве действующих лиц в фильме, – писал М.Э. Чиаурели, – мы изображаем такие исторические фигуры, как Киров, Свердлов, Фрунзе, Орджоникидзе, не говоря уже о Ленине и Сталине, когда мы обращаемся к конкретным историческим фактам, мы должны прежде всего и больше всего заботиться о соблюдении абсолютной исторической точности.
Однако и в таких фильмах, там, где мы видим не только вождей, но и людей, во имя которых работает партия и ее руководство, мы должны быть не только правдивыми, правдивыми не натуралистически – правда в ее типических чертах, в искусстве должна становиться правдой поэтической».
В фильме «Великое зарево» показано, как готовился VI съезд РСДРП(б), как была налажена связь В.И. Ленина, скрывающегося от керенских ищеек в подполье, с И.В. Сталиным, замечательна сцена произнесения им заключительного слова на съезде. Картина передавала всю важность исторического события в жизни большевистской партии в России. Тема фильма «Клятва» – тема бессмертия Ленина и торжества его идей, осуществление Сталиным клятвы, данной Ленину от имени партии и народа. Тема фильма «Падение Берлина» – победа советского народа и его Красной Армии в Великой Отечественной войне против фашистской Германии. Через эти картины проходит образ И.В. Сталина.
«Когда в качестве действующих лиц в фильме, – писал М.Э. Чиаурели, – мы изображаем такие исторические фигуры, как Киров, Свердлов, Фрунзе, Орджоникидзе, не говоря уже о Ленине и Сталине, когда мы обращаемся к конкретным историческим фактам, мы должны прежде всего и больше всего заботиться о соблюдении абсолютной исторической точности.
Однако и в таких фильмах, там, где мы видим не только вождей, но и людей, во имя которых работает партия и ее руководство, мы должны быть не только правдивыми, правдивыми не натуралистически – правда в ее типических чертах, в искусстве должна становиться правдой поэтической».