Чиникуэй, Джон (Чиники, Чен-е-ка)
Чиникуэй, Джон (Чиники, Чен-е-ка)
Кри (равнинный). Вождь ассинибойнов?стони. Родился ок. 1834 г. или ранее (по другим сведениям, ок. 1825 г.). Его матерью была женщина кри, отцом предположительно метис. Детство провел в лагере знаменитого вождя кри Маскепетуна на р. Ред?Дир в канадской провинции Альберта. Имя «Джон» получил от миссионеров еще в 1840?х гг. После смерти родителей стал жить среди ассинибойнов?стони, охотившихся вдоль восточных склонов Скалистых гор. Согласно преданию, Чиникуэй женился на сестре вождя Джэйкоба Медвежья Лапа (Озижа Тиха). К середине столетия он стал вождем «срединной общины» стони. Получил известность как мудрый лидер и миротворец. В 1873 г. Джордж Миллуорд Макдугалл и его сын Джон Чантлер Макдугалл основали на р. Боу у Морливилла методистскую миссию. Чиникуэй всеми силами поддерживал их и зарекомендовал себя благочестивым христианином. В 1877 г. у Блэкфут?Кроссинг состоялся договорной совет между представителями правительства Канады и вождями черноногих, сарси и стони. Чиникуэй был одним из трех вождей стони, подписавших так называемый Договор № 7, по которому каждая семья стони из 5 чел. получила «в окрестностях Морливилла» надел земли размером в 1 квадратную милю. В будущем возникли проблемы, потому что выделенная территория принадлежала северной общине стони вождя Ки?чи?пвота (Джэйкоб Хороший Камень или Большой Камень). Ожидалось, что стони станут фермерами, тогда как другим племенам были созданы условия для разведения скота. В 1879 г. в Морливилл прибыл землемер с целью разметить границы будущей резервации. Чиникуэй был единственным присутствовавшим вождем стони, а Джон Макдугалл выступил в роли переводчика. Есть все основания полагать, что Макдугалл прилагал усилия, чтобы собрать всех стони поближе к своей миссии. В результате все наделы для членов племени были размечены вдоль р. Боу, что впоследствии привело к недовольству индейцев. Ко всему прочему в итоге выяснилось, что выделенная земля непригодна для земледелия. Увеличивающееся количество белых поселенцев распугивало дичь, охотники добывали все меньше мяса. В 1893 г. Чиникуэй встречался в Голдене с вождями кутеней, чтобы определить границы племенных охотничьих угодий. Вождь понимал необходимость для индейцев образования и часто посещал дневную школу в резервации. Умер в 1906 г., похоронен на племенном кладбище в Морли. С тех пор его община носит его имя – чиники.
Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014