Чириков Евгений Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Чириков Евгений Николаевич

Чириков (Евгений Николаевич, родился в 1864 г.) - писатель. Из дворян Симбирской губернии; учился в Казанском университете; сначала был юристом, потом естественником. По причинам, от него не зависевшим, курса не кончил. Писать начал еще студентом, в "Лесном Вестнике"; долго работал в провинциальной приволжской печати; с 1893 г. его произведения печатались в "Русском Богатстве", "Новом Слове", "Жизни", "Мире Божьем", "Русской Мысли". В "Жизни", а после ее закрытия - некоторое время в "Русской Мысли", Чириков вел провинциальный отдел. Его "провинциальные картинки" пользовались большим успехом. В нем удачно сочетались все необходимые для провинциального обозревателя данные: и художественный талант, и знание провинции, и определенность миросозерцания. Из беллетристических произведений Чирикова наибольшее распространение имели и наибольшее внимание возбудили те, в которых Чириков затронул психологию интеллигенции в момент перехода от народнических теорий к марксистским ("Инвалиды", "В отставку", "Чужестранцы"). Чириков стоял на стороне нового движения; вместе с Вересаевым , его можно считать по преимуществу писателем интеллигенции в специальном значении этого слова. В последние годы Чириков перешел от боевых тем к чисто психологическим и бытовым, возвращаясь к изображению хорошо знакомой ему провинциальной жизни ("Фауст", "В лощине меж гор", "Как это случилось"). Основные свойства его таланта - ирония и наблюдательность; недостатки объясняются срочной работой в провинциальной печати. В 1902 и 1903 годах появились драматические опыты Чирикова: пьеса в 4 действиях "За славой", набросок "На дворе во флигеле", пьеса в 3 действиях "Друзья гласности". Лучше всего удался ему набросок. В последней пьесе Чириков рисует яркую картину тяжелого положения провинциальной печати. Произведения Чирикова издаются товариществом "Знание"; вышли три тома рассказов (3-м и 4-м изданиями) и книжка пьес (1903). См. "Галерея русских писателей", изданная С. Скирмунтом, и очерк П. Щеголева "Е.Н. Чириков" (в "Вестнике и Библиотеке Самообразования", 1903, № 18). П. Щ.

Источник: Биографический словарь. 2008

Чириков, Евгений Николаевич

Чириков Евгений Николаевич


(род. в 1864 г.) — писатель. Из дворян Симбирской губернии; учился в казанском университете; сначала был гористом, потом естественником. По причинам, от него не зависевшим, курса не кончил. Писать начал еще студентом, в "Лесном Вестнике"; долго работал в провинциальной приволжской печати, с 1893 г. его произведения печатались в "Русском Богатстве", "Новом Слове", "Жизни", "Мире Божьем", "Русской Мысли". В "Жизни", а после ее закрытия — некоторое время в "Русской Мысли", Ч. вел провинциальный отдел. Его "провинциальные картинки" пользовались большим успехом. В нем удачно сочетались все необходимые для провинциального обозревателя данные: и художественный талант, и знание провинции, и определенность миросозерцания. Из беллетристических произведений Ч. наибольшее распространение имели и наибольшее внимание возбудили те, в которых Ч. затронул психологию интеллигенции в момент перехода от народнических теорий к марксистским ("Инвалиды", "В отставку", "Чужестранцы"). Ч. стоял на стороне нового движения; вместе с Вересаевым, его можно считать по преимуществу писателем интеллигенции в специальном значении этого слова. В последние годы Ч. перешел от боевых тем к чисто психологическим и бытовым, возвращаясь к изображению хорошо знакомой ему провинциальной жизни ("Фауст", "В лощине меж гор", "Как это случилось"). Основные свойства его таланта — ирония и наблюдательность; недостатки объясняются срочной работой в провинциальной печати. В 1902 и 1903 гг. появились драматические опыты Ч.: пьеса в 4 действиях "За славой", набросок "На дворе во флигеле", пьеса в 3 действиях "Друзья гласности". Лучше всего удался ему набросок. В последней пьесе Ч. рисует яркую картину тяжелого положения провинциальнойпечати. Произведения Ч. издаются товариществом "Знание"; вышли три тома рассказов (3-м и 4-м изданиями) и книжка пьес (1903).


См. "Галерея русских писателей", изд. С. Скирмунтом, и очерк П. Щеголева, "Е. Н. Чириков" (в "Вестнике и Библиотеке Самообразования", 1903, № 18).


П. Щ.


{Брокгауз}





Чириков, Евгений Николаевич


(1864—1932) — писатель из бедной дворянской семьи, за "неблагонадежность" был уволен из Казанского ун-та и выслан в Астрахань. В своем творчестве Ч. отражал преимущественно мещанский быт и упадочные настроения провинциальной интеллигенции 80-х гг. В молодости сочувствовал марксистам, выступал против народников ("Инвалиды", "Иностранцы"). Сотрудничал в журн. "Начало", "Жизнь", в сборнике "Знание" и во многих других изданиях. После 1905 перешел к романам мемуарного характера ("Юность", "Изгнание", "Возвращение", впоследствии "Семья"). Реалист по направлению; большого художественного значения произведения Ч. не имеют. Чириков, идейно связанный с буржуазной интеллигенцией, особенно в империалистскую войну, после Октябрьской революции эмигрировал, превратился в мракобеса, мистика и яростного ненавистника СССР.


Собрание сочинений, 18 тт., М., 1913—17.






Чириков, Евгений Николаевич


Род. 1864, ум. 1932. Писатель (прозаик, драматург). Произведения: "Мужики" (пьеса, 1906), "Жизнь Тарханова" (роман, 1911—25), "Зверь из бездны" (роман, 1926), рассказы и др. С 1920 г. в эмиграции.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЧИРИКОВ Евгений Николаевич
24.4.1864, Казань - 18.1.1932, Прага) - прозаик, драматург, публицист. Родился в семье безземельного дворянина, отставного офицера. Детство Ч. прошло в селах и уездных городах Поволжья, В 1883 окончил казанскую гимназию, в старших классах которой испытал воздействие идей народничества, и поступил на юридический факультет Казанского университета. В декабре 1887 исключен из универститета в числе вожаков студенческой сходки (вместе с В.Ульяновым) и выслан в Нижний Новгород. Входил в марксистские кружки, неоднократно подвергался арестам и высылкам. В 1887 в казанской газете «Волжский вестник» был опубликован первый рассказ Ч.
- «Рыжий».
С 1894 его рассказы печатались в петербургских журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Северный вестник», «Жизнь», Изображая темные стороны жизни («Свинья», 1888; «В лесу», 1895; «Прогресс», 1896; «Хлеб везут», 1897; «Танино счастье», 1901), Ч. следовал демократической традиции русской литературы. Излюбленными героями Ч.
были представители провинциальной интеллигенции, в частности, студенты (напр., рассказ «Gaudeamus igitur», 1894). Одним из первых он изобразил столкновение народников с марксистами (повести «Инвалиды», 1897; «Чужестранцы», 1899). Переехав в Москву, вошел в литературный кружок «Среда». Откликом на Кишиневский погром явилась пьеса «Евреи» (1904), имевшая большой литературно-общественный резонанс. Он был автором и ряда др, пьес: «Иван Мироныч» (1901), «На дворе во флигеле» (1902), «Мужики» (1905), «Легенда старого замка» (1907), «Лесные тайны» (1911) и др.
В 1900-х Ч. был тесно связан с горьковским издательством «Знание», которое в 1901 выпустило 3 тома его рассказов; активно участвовал в литературно-художественных сборниках «Знания». С 1901 по 1909 в «Знании» выходило собрание сочинений Ч. в 8-ми томах, выдержавшее 6 изданий. В 1910-18 «Московское книгоиздательство» публиковало его собрание сочинений в 17-ти томах. В 1908 Ч. ушел из «Знания» и стал сотрудничать в альманахе издательства «Шиповник» и сборнике «Земля»; в этот период в его творчестве проявилось влияние символизма. Во время 1-й мировой войны занял оборонческую позицию (сб. рассказов «Эхо войны», 1915, 191 6) и окончательно порвал с Горьким.
Сочувственно воспринял Февральскую революцию; к Октябрьской революции отнесся отрицательно, осуждая подавление демократии и разгул большевистского террора.В.Ленин, ознакомившись в 1919 с брошюрой Ч.
«Народ и революция», отнес ее к «белогвардейской литературе»; в марте 1920 отметил «писания русских интеллигентов вроде Чирикова», которые, «помогая Деникину, рассуждают об Учредительном собрании, о равенстве и т.д.». Выступления Ч. против новой власти не раз ставили его жизнь под угрозу - так, летом 1918 только случайность спасла его от расстрела в Коломне.
Ч. неоднократно заявлял, что не покинул родину, а был изгнан. В 1918, после того, как Ленин предложил ему уехать из Советской России, угрожая в противном случае арестом, Ч. вместе с женой, актрисой В.Иолшиной, направился в Ростов-на-Дону, а затем в Крым, где имел дачу. Пятеро его детей были разбросаны по всей России, один из сыновей, сражавшийся в Добровольческой армии, потерял ногу. Под давлением окружающих, в частности, по настоятельному совету В.Бурцева 13.11.1920 Ч. выехал из Севастополя в Константинополь. В письме к дочери делился первыми эмигрантскими впечатлениями: «Жизнь здесь невозможна, никакого заработка, русские служат прачками, кухарками, лакеями - ужас!» В начале 1921 ему удалось перебраться в Софию, а оттуда в Прагу, где благодаря участию и помощи чешских писателей он собрал в конце концов всю семью. Среди русских писателей, находившихся в Чехословакии, Ч. был заметной и уважаемой фигурой. Его произведения переводились на чешский язык, на русском же языке публиковались в пражских эмигрантских изданиях «Ковчег», «Младорусь», «Студенческие годы» и др. В Чехословакии им была написана последняя часть начатой в России автобиографической книги «Жизнь Тарханова» - роман «Семья» (1925), рассказы «Красота ненаглядная» (1924), «Между небом и землей» (1927), «Девичьи слезы» (1927), повесть «Отчий дом» (1929). В сборник «Красный паяц: Повести страшных лет» (Берлин, 1928) вошли рассказы о гражданской войне («Красный паяц», «Опустошенная душа», «Да святится имя твое», «Мстители»), Ужасы революционного времени, гражданской войны, белого и красного террора получили отражение в романе «Зверь из бездны: Поэма страшных лет» (Прага, 1924), который писатель посвятил чешскому народу «в знак глубокой благодарности за то, что братский народ дал мне приют и возможность написать эту книгу». Роман вызвал огромный читательский интерес и бурную полемику в прессе.
В январе 1927 в Праге отмечалось 40-летие литературной деятельности Ч. Сам он не считал возможным продолжать ее: «Все в прошлом.
Настоящего точно нет, Конечно, много сюжетов дать может и эмиграция, но не хочется и не можется шевелить и бередить наши язвы и наши страдания», В 1928 закончил работу над воспоминаниями (отд. фрагменты публ. в 1921-2, полностью опубл. в 1933); описал встречи с Н.Чернышевским, А,Чеховым, резко отзывался о Ленине и Горьком («сперва друг, а потом непримиримый враг»). Спорил с эмигрантами, обвинявшими во всем А.Керенского, тогда как Временное правительство, впустившее в Россию Ленина («Троянского коня»), «имело в своем составе столько излюбленных мужей разума, среди которых был и испытанный политик и историк Милюков». В конечном счете возлагал ответственность за большевистскую революцию на правительства Александра III и Николая II, «все время державших котел государственной машины под давлением революционных паров и никогда вовремя не открывавших предохранительных клапанов», в частности, не решивших вопрос о земле, не приобщавших народ к гражданской жизни, оставлявших его в «искусственном невежестве».
Вспоминая о Ч.-писателе, Д.Мейснер писал: «В этом на первый взгляд нарочито простоватом человеке, немного лукавом, всегда остроумном и живом была удивительная, чисто русская уютность. Он был очень любим окружающими, прежде всего за эти его качества, за его простоту и какую-то особенную «народность». В торжественных похоронах Ч.
участвовали представители русских и чешских организаций, в том числе первый премьер-министр Чехословакии К.Крамарж. Похоронен писатель на Ольшанском кладбище в Праге рядом с русским храмом.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции