ЧИСЛО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

«ЧИСЛО»
система налогообложения в XIII–XV вв. на подвластных монгольскому государству и Золотой Орде территориях (Китай, Средняя Азия, Иран, Северо-Восточная Русь и др.). Основана на переписи (исчислении, «числе») населения. Налоги взимались поголовно, пропорционально имуществу плательщиков.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЧИСЛО
система налогообложения, введенная в 50-х гг. 13 в. на землях, подвластных Монгольской империи (Китай, Средняя Азия, Персия, Северо-Восточная Русь, Рязанское и Муромское княжества, Новгород Великий и др.). Основана на переписи (исчислении, "числе") населения. Налоги взимались поголовно, пропорционально имуществу плательщиков.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

"ЧИСЛО"
государственная налоговая система, введенная в 50-х гг. 13 в. на территориях, подвластных монгольским ханам. "Ч." сменило откупную систему налогов с завоеванных монголами земель. При великом хане Менгу (1251-59) "Ч." было введено в Китае, Средней Азии (1250-51), затем в Иране (1251-53), Армении (1254-55). "Ч." было распространено и на рус. земли (Сев.-Вост. Русь, Рязанское и Муромское кн-ва, Новгород Великий), что явилось важной вехой в оформлении монг.-тат. владычества над Русью. Новый налог взимался поголовно, пропорционально имуществу плательщиков. Для этого монг. чиновниками из Каракорума были составлены переписи населения, к-рое делилось на десятки, сотни, тысячи и "тьмы" (10 тыс.). Служители церкви из переписи исключались. Лица, проводившие "Ч.", назывались численниками или писцами. Численники переписывали население по домам. Исчисление населения (отсюда само слово "число") сопровождалось многочисленными злоупотреблениями и вызывало восстания (восстание в Новгороде Великом в 1257). На Руси деление населения по десятичной системе для уплаты налогов или экстраординарных ордынских сборов сохранялось вплоть до 15 в.

Лит.: Насонов А. Н., Монголы и Русь, М., 1940; Очерки истории СССР, Период феодализма IX-XV вв., ч. I, M., 1953; Павлов П. Н., К вопросу о русской дани в Золотую Орду, "Уч. зап. Красноярского гос. пед. ин-та. Серия историко-филологич.", т. 13, в. 2, Красноярск, 1958.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

число
хотя и является важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в Священном Писании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательное значение (см. семь, семь народов, три, тридцать, тьма, четвертый род). В древности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев-вплоть до Маккавейского периода), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода, связанной с этой особенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа, относящиеся к одному и тому же предмету (ср. Быт 15.13 и Исх 42.20; 2Ц 8.4; 10.18 и 1Пар 18.4; 19.18; 4Ц 21.1 и 2Пар 33.1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел данный результат не получается (например, Суд 20).
Многие древние философы, особенно Пифагор и его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью всего во всем космосе. До сих пор выискиваются «замечательные» числа и определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под названием «кабала» (отсюда «кабалистика»), которое считало все в Священном Писании (и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняется нашей неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык, сохранять в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того или иного обстоятельства.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Число
С древнейших времен различным числам приписывали тайные значения. Философы, последователи Пифагора (около 500 г. до Р.Хр.), утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей и подробно определили качества и роды чисел. По их утверждению, один есть мужское число, ибо от него происходят все остальные, два — женское число, потому что соединение 1 и 2 производит единство и многообразие; три — первое совершенное число, так как 3 помноженное на 3, больше, чем 3 сложенное с 3, чего не бывает с 2, ибо 2x2=4 и 2+2=4. Нечетные числа — ограничены: четные же неограничены; ибо четное число можно делить пополам, тогда как нечетное при таком делении дает остаток. Число 4 совершеннее числа 3, ибо в четырех первых числах заключена вся полнота или 10 (1+2+3+4); 10 есть число окончания, величайший символ мирового порядка. У человека также 10 пальцев на руках и 10 на ногах. Число 7 является символом святости, здоровья и разума; 8 — число любви, дружбы и творчества и т. д. Подобным образом некоторые исследователи Библии стремились объяснить символику библейских чисел, например: 12 есть число хроматической гаммы, ибо октава заключает 12 полутонов; но, чтобы гамма стала законченным целым нужно добавить тринадцатый полутон, — следовательно lang=EN-US Vi— 13. Так, известно о 12 + 1 подвигах Геркулеса; о 12+1 коленах израилевых, о 12+1 апостолах и т.д. Число 12, как произведение совершенных чисел 3 и 4, является также священным числом семейства; поэтому Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, — трех отцов; и 12 колен произошли от 4 матерей: Лии, Рахили, Баллы и Зелфы. Примеры на число 3 в Библии следующие: отречение Петра повторилось трижды; Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом также 3 раза; видение, которое ему было (Деян. 10) повторилось также 3 раза; 3 года искал плодов на смоковнице (Лук. 13:7), в 3 меры муки женщина положила закваску (Мат. 13). Также и в книге Отк. 3:5 — три обещания; 3:8 — 3 слова хваления; 3:12 — 3 имени; 3:18 — 3 совета; 4:5 — 3 предмета, которые исходили от престола; 4:8 — троекратное «свят», равно как и в Ис. 6:3 и т.д. Число 4 встречается в следующих местах: Отк. 4:6 — 4 животных; 7:1 — 4 ангела; 4 угла земли; 4 ветра; 12:9 — 4 имени сатаны; 14:7 — 4 сотворенных Богом предмета; 12:10 — 4 совершенства власти Бога; 17:15 — 4 имени народов и т.д. Как примеры на число 5, половину 10, приводят Исх. 22:1; Лев. 22:14; Мат. 25:12. Число 7 называется «истинно святым числом», как соединение числа 3 — божественного совершенства, и 4 — мирового порядка; следовательно оно является символом союза Бога с человеком, или общения между Богом и Его творением. В 7 день, после шести дней творения, Бог почил. По 7 пар из чистых животных должно было взять в ковчег (Быт. 7.2). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Быт. 41:29 и дал.). Каждый 7-ой день был свят, также каждый 7-ой год и после 7x7 лет, наступал юбилейный год. Большие праздники праздновались 7 дней; при многих жертвоприношениях число животных было 7. Золотой светильник имел 7 ветвей; 7 священников с 7 трубами ходили 7 дней вокруг Иерихона и в 7 день обошли его 7 раз. В книге Откровения говорится о 7 церквах, 7 духах, 7 звездах, 7 печатях, 7 трубных звуках, 7 чашах, 7 язвах и 7 ангелах, выливавших чаши. Число 7 употребляется в Библии часто, как «круглое число», срав. 1 Цар. 2:5- Иов. 5:19; Прит. 26:16,25; Ис. 4:1; Иер 15:9; Мат. 12:45; также «всемеро» ((Быт. 4:15,24; Лев. 26:24; Пс. 11:7; 18:12; Мат. 18:21); высшей степенью является «седмижды семьдесят» (Мат. 18:22). 10, число совершенства, которое также . является числом 10 заповедей Божиих, часто употребляется как «круглое число». Так, например, 10 женщин в Лев. 26:26; 10 человек у Ам. 6:9; 10 драхм у Лук. 15:8; 10 мин (Лук. 19:13); 10 рогов и 10 венцов зверя (Отк. 13:1). Также и число 12 часто встречается в книге Откровения: 12 ворот; 12 ангелов; 12 плодов; 12 тысяч стадий; 12 раз 12 тысяч запечатленных. См. 7: 4 и дал.; 21:12,16; 22:2. Другое число, которое часто употребляется как «круглое число», есть 40. Мы читаем о сорокадневном посте Моисея, Илии и Иисуса (Втор. 9:9, 18; 10:10; 3 Цар. 19:8; Мат. 4:2); преступник наказывался 40 ударами (Втор. 25:3); 40 дней нужно было для очищения после рождения младенца мужеского пола (Лев. 12:2, 4); 40 дней лил дождь во время потопа (Быт. 7); 40 дней было дано Ниневии на размышление (Ион. 3:4); 40 лет является обозначением срока, которое часто встречается в истории Израиля. На три сорокалетних периода разделяется жизнь Моисея (Деян. 7:23,30,36; Втор. 34:7); 40 лет жили спокойно израильтяне во время Гофониила (Суд. 3:11). Девора и Барака (5:31), Гедеона (8:28). 40 лет филистимляне притесняли Израиля; 40 лет продолжалось служение Илия (1 Цар. 13:21) и Давида (3 Цар. 2:11). Число 1000 часто встречается в значении множества; так, например, 1000 крат (Втор. 1:11); 1000 родов (7:9; 1 Пар. 16:15); одно из 1000 (Иов. 9: 3); 1000 дней (Пс. 83:11); 2 раза 1000 (евр.) лет ((Еккл. 6:6); 1000 виноградных лоз (Ис. 7:23); 1000 лет (2 Пет. 3:8). Об Отк. 20:2 и дал. см. «Воскресение». В связи с указанным здесь вкратце значением чисел следует заметить, с какою тщательностью указаны в Библии размеры для строений, произведенных по повелению Божию, например, для постройки ковчега (Быт. 6: 15 и дал.), для скинии и ее принадлежностей (Исх. 25 и дал.; срав. Отк. 21:15 и дал.). Срав. числа и меры, которые обнаруживаются в творении мира и мировом строе (Иов. 28:20 и дал.; Пс. 103:24; Прит. 8:22 и дал.; Ис. 40:12 и дал.; Иер. 10:12; 51:15). Исчисляющий количество звезд (Пс. 146:4) счел также и количество волос на голове (Мат. 10:30; Лук. 12:7). О «высшей небесной математике» см. Еф. 3:18. Число зверя в кн. Откровения 13: 18 упоминается как особенное число; это число человеческое, т.е. оно может быть сочтено людьми, и сумма его составляет 666, т.е. буквы его, если они читаются, как цифры, составят 666. Другие толкования относят число 666 к следующим лицам: «Нерон Кесарь», «Бонапарт», «Мартин Лютер» и т.д. Существуют и такие толкования, которые сравнивают это число с ежегодным доходом Соломона, составлявшим 666 талантов золота, или с 66 сыновьями Адонирама (Езд. 2: 13) и т.д.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Армейский призыв и воинские потери Тамбовской области в годы Великой отечественной войны: число, воз

Дьячков Владимир Львович
The article is focused on some important aspects of demographic impact of WW2 on Tambov Region population.
Читать PDF
0.00 байт

«Междуводье», «Обряд гвоздя» и сакральное число 8 как этнические атрибуты венедов и славян

Гурченко Леонид Александрович
Главной задачей статьи является попытка рассмотреть некоторые аспекты сознания венедов и славян с целью прояснить, с какими этнокультурными элементами имеет тесную связь смысл слов «славяне» и «словене», для чего был привлечён мат
Читать PDF
0.00 байт

«Уменьшить число работников. . . » свидетельствуют документы

Читать PDF
0.00 байт

Метр и ритм: число и энергия. Статья 2. Интерпретация свинга. Комплексный ритмический практикум в ку

Фуксман Михаил Адольфович
Данная статья адресована музыкантам, прежде всего преподавателям сольфеджио.
Читать PDF
0.00 байт

Метр и ритм: число и энергия. Статья 1. Комплексный ритмический практикум в курсе сольфеджио

Фуксман Михаил Адольфович
Данная статья адресована музыкантам, прежде всего преподавателям сольфеджио. В ней комплексный ритмический практикум рассматривается в своем теоретическом основании, с приложением набора упражнений и методических рекомендаций
Читать PDF
0.00 байт

Число (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Число» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
0.00 байт

Эффективное число партий в современной России: анализ данных электоральной статистики

Яушев Алексей Васильевич
В статье рассматривается процесс становления многопартийной системы на примере выборов в Государственную Думу Российской Федерации с 1993 по 2007 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Число как философско-эстетическая категория

Романенко Юлия Михайловна
В ряду традиционных категорий эстетики число занимает необычное место. Оно не только вступает в сложные отношения с ведущими категориями эстетического мышления, но даже заменяет собой некоторые из них.
Читать PDF
0.00 байт

Фрактальные кинонарративы: множественное число сослагательной реальности

Николаева Елена Валентиновна
На примере нескольких фильмов автор анализирует т. н.
Читать PDF
0.00 байт

Число как элемент порядка в поэме Вен. Ерофеева «Москва - Петушки»

Смирнова Елена Евгеньевна
Статья посвящена анализу категории числа в творчестве Вен. Ерофеева. Способы организации чисел рассматриваются на примере поэмы «Москва-Петушки», самой знаменитой в творчестве писателя.
Читать PDF
0.00 байт

Число (нимфетки в "Лолите" и автобиографии В. Набокова)

Десятов Вячеслав Владимирович
Выдвигаются новые аргументы в пользу предположения, что прототипом набоковской Лолиты была девочка, названная в автобиографии писателя Поленькой.
Читать PDF
0.00 байт

Об одном эпизоде трёх произведений М. А. Булгакова («в ночь на 3-е число», «Белая гвардия», «я убил»

Сухих Ольга Станиславовна
На материале романа «Белая гвардия» и рассказов «В ночь на 3-е число» и «Я убил» рассматривается эпизод, в котором петлюровец совершает убийство, а свидетелем этого становится доктор.
Читать PDF
0.00 байт

Число как стержень сюжета: рассказы Вадима Шарапова

Крылова Мария Николаевна
В статье анализируется авторский подход современного сетевого писателя Вадима Шарапова к использованию числовых наименований в художественном тексте.
Читать PDF
0.00 байт

Число как символика культурного кода в Шахнаме и Нартовском эпосе осетин

Абдоллахи Муса
Символика числа представляет большой интерес в контексте исследования эпических произведений.
Читать PDF
0.00 байт

Научные достижения учреждений Кольского научного центра РАН, включенные в число важнейших достижений

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Двойственное число

    число индоевроп. праяз., обозначающее естеств. парность, сохранилось также в др.-греч. яз., но в процессе языкового развития уступило место множеств, числу.
  • Число зверя

    См. «Число».
  • Федеральное число

    (Federal Ratio) по Конституции США число, исходное для расчета количества представителей в П. п., на к-рое имел право штат. Его получали, прибавив к числу избирателей «3/5 всех др. лиц, исключая не платящих на
  • Мусалла (множ. число от Мусалаа)

    молельное место у мусульман.