ЧИСТЯКОВ
ЧИСТЯКОВ
Михаил Николаевич (р. 6(18).XI - 1896) - сов. воен. деятель, маршал артиллерии (1944). Чл. КПСС с 1944. Род. в Петербурге в семье ж.-д. служащего. Окончил реальное училище (1915). С 1915 в армии, участвовал в 1-й мировой войне арт. разведчиком и командиром взвода. С сент. 1918 в Красной Армии, участвовал в гражд. войне в должности командира взвода, батареи, дивизиона. Окончил курсы комсостава (1926) и курсы усовершенствования высш. начсостава при Воен. академии им. М. В. Фрунзе (1930). В 1938-41 - нач. курсов усовершенствования высш. начсостава, с февр. 1941 - нач. Управления боевой подготовки Гл. арт. управления. Во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 - нач. артиллерии Зап. фронта (июль - авг. 1941), нач. артиллерии армии Сев.-Зап. фронта (сент. - дек. 1941). С дек. 1941 - нач. Управления боевой подготовки Гл. арт. управления, затем зам. командующего артиллерией Красной Армии. В качестве представителя командующего артиллерией Красной Армии участвовал в подготовке и проведении ряда операций на Сталинградском, Донском, Южном Воронежском, 3-м и 4-м Укр., 3-м Белорус, 1-м, 2-м и 3-м Прибалт. фронтах. Во время сов.-япон. войны 1945 - командующий артиллерией при Главкоме сов. войсками на Д. Востоке. После войны - зам. командующего артиллерией Вооруж. Сил СССР (1946-57), ген.-инспектор Гл. инспекции (1958-64) и с 1964 - воен. инспектор-советник группы генеральных инспекторов Мин-ва обороны СССР.
ЧИСТЯКОВ
Павел Петрович (1832, село Пруды Тверской области – 1919, Детское Село, ныне г. Пушкин), русский педагог и живописец. Учился в Петербургской академии художеств (1849–61) у П. В. Басина. Преподавал в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1860–64). В 1862–70 гг. продолжил образование в Париже и Риме в качестве пенсионера АХ.
Ранние картины Чистякова («Боярин», 1876; «Портрет матери художника», 1880) отличаются высоким профессиональным мастерством, психологической заостренностью. Однако свое подлинное призвание Чистяков обрел в педагогической деятельности. В 1872 г. он начал преподавать в АХ, в 1908–10 гг. заведовал мозаичным отделением. Сосредоточившись на преподавательской деятельности, художник почти не создавал живописных работ. Он не оставил теоретических трудов, и его метод преподавания рисунка можно восстановить в основном из воспоминаний и произведений его знаменитых учеников.
Преподавательский метод Чистякова сочетал непосредственную работу с натуры и анализ формы каждого предмета. Любую форму он рекомендовал разбивать на отдельные планы – плоскости, каждую из которых нужно было изобразить в определенном ракурсе и соответствующем тоне. Сложная форма сначала выглядела на рисунке как многогранник, лишь на заключительном этапе рисования все острые грани между плоскостями сглаживались. Система Чистякова оказалась особенно близкой одному из лучших его учеников – М. А. Врубелю. Стремление заострять, выделять отдельные грани формы стало чертой особого врубелевского стиля, казавшегося многим необычным, странным, загадочным.
Метод преподавания рисунка, разработанный живописцем, оказал огромное влияние на становление русского реалистического искусства второй пол. 19 в. Учениками Чистякова были многие знаменитые русские художники, с неизменной благодарностью вспоминавшие своего наставника: В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов и др.
Ранние картины Чистякова («Боярин», 1876; «Портрет матери художника», 1880) отличаются высоким профессиональным мастерством, психологической заостренностью. Однако свое подлинное призвание Чистяков обрел в педагогической деятельности. В 1872 г. он начал преподавать в АХ, в 1908–10 гг. заведовал мозаичным отделением. Сосредоточившись на преподавательской деятельности, художник почти не создавал живописных работ. Он не оставил теоретических трудов, и его метод преподавания рисунка можно восстановить в основном из воспоминаний и произведений его знаменитых учеников.
Преподавательский метод Чистякова сочетал непосредственную работу с натуры и анализ формы каждого предмета. Любую форму он рекомендовал разбивать на отдельные планы – плоскости, каждую из которых нужно было изобразить в определенном ракурсе и соответствующем тоне. Сложная форма сначала выглядела на рисунке как многогранник, лишь на заключительном этапе рисования все острые грани между плоскостями сглаживались. Система Чистякова оказалась особенно близкой одному из лучших его учеников – М. А. Врубелю. Стремление заострять, выделять отдельные грани формы стало чертой особого врубелевского стиля, казавшегося многим необычным, странным, загадочным.
Метод преподавания рисунка, разработанный живописцем, оказал огромное влияние на становление русского реалистического искусства второй пол. 19 в. Учениками Чистякова были многие знаменитые русские художники, с неизменной благодарностью вспоминавшие своего наставника: В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов и др.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007