Чистович Иларион Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Чистович, Иларион Алексеевич

(1828—1893) — писатель, сын диакона Калужской губернии. Образование получил в спб. духовной академии; читал в ней сначала отечественную, церковную и гражданскую историю, а затем психологию и историю философии. В 1871 г. Ч. защитил диссертацию на степень доктора богословия: "Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека" (СПб., 1871). Состоял вице-директором канцелярии обер-прокурора св. синода, потом управлял контролем при св. синоде и был членом учебного при синоде комитета. Преподавал философские науки в Императорском училище правоведения. Главный философский труд Ч.: "Курс опытной психологии" (СПб., 1868, несколько изданий). Исторические его сочинения: "История с.-петербургской духовной академии" (СПб., 1857); "С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858—1888 гг." (СПб., 1889); "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868). Во "Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете" Ч. напечатал, между прочим: "Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии" (1855) и "Проект издания российских летописей в 1734 г." (1856); в "Чтениях" того жеобщества — "Выговская раскольническая пустынь" (1859), "Материалы для биографии Бецкого" (1863) и "Иона Сальникеев" (1868); в "Дне" 1861—62 гг. — "Арсений Мацеевич"; в "Православном обозрении" — "Исправление славянской Библии перед изданием 1751 г." (1860) и "Решиловское дело" (отдельно: СПб., 1861); в "Христианском Чтении" — "История православной церкви в Финляндии" (1853), "Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с середины XVI до начала XVIII в." (1857) и "Неизданные проповеди Стефана Яворского" (1867); в "Страннике" — "Новгородский митрополит Иов и его переписка" (1861) и "Митрополит Амвросий Подобедов" (1860). В 1873 г. Ч. напечатал "Историю перевода Библии на русский язык" (2 изд., СПб., 1899). Последним по времени его ученым трудом был "Очерк истории западнорусской церкви" (СПб., 1882—84). После смерти Ч., в 1894 г. вышло в свет его сочинение: "Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ" (СПб.). Все сочинения Ч. по истории русской церкви составлены на оснований архивных первоисточников и вносят в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей.


См. "Памяти историка нашей академии — И. А. Ч." ("Церковный Вестник", 1893, № 45); H. Б., "И. А. Ч." ("Церковные Ведомости", 1893, № 46); "С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет" (стр. 53—54 и 133).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Чистович Иларион Алексеевич

Чистович (Иларион Алексеевич, 1828 - 1893) - писатель, сын диакона Калужской губернии. Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии; читал в ней сначала отечественную, церковную и гражданскую историю, а затем психологию и историю философии. В 1871 г. Чистович защитил диссертацию на степень доктора богословия: "Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека" (СПб., 1871). Состоял вице-директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, потом управлял контролем при Святейшем Синоде и был членом учебного при Синоде комитета. Преподавал философские науки в Императорском училище правоведения. Главный философский труд Чистовича: "Курс опытной психологии" (СПб., 1868, несколько изданий). Исторические его сочинения "История Санкт-Петербургской духовной академии" (СПб., 1857); "Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 - 1888 годы" (СПб., 1889); "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868). Во "Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете" Чистович напечатал между прочим: "Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии" (1855) и "Проект издания российских летописей в 1734 г." (1856); в "Чтениях" того же общества - "Выговская раскольническая пустынь" (1859), "Материалы для биографии Бецкого" (1863) и "Иона Сальникеев" (1868); в "Дне" 1861 - 1862 гг. - "Арсений Мацеевич"; в "Православном Обозрении" - "Исправление славянской Библии перед изданием 1751 г." (1860) и "Решиловское дело" (отдельно, СПб., 1861); в "Христианском Чтении" - "История православной церкви в Финляндии" (1853), "Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с половины XVI до начала XVIII века" (1857) и "Неизданные проповеди Стефана Яворского" (1867); в "Страннике" - "Новгородский митрополит Иов и его переписка" (1861) и "Митрополит Амвросий Подобедов" (1860). В 1878 г. Чистович напечатал "Историю перевода Библии на русский язык" (2-е изд., СПб., 1899). Последним по времени его ученым трудом был "Очерк истории западнорусской церкви" (СПб., 1882 - 1884). После смерти Чистовича, в 1894 г. вышло в свет его сочинение "Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ" (СПб.). Все сочинения Чистовича по истории русской церкви составлены на основании архивных первоисточников и вносят в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей. См. "Памяти историка нашей академии - И.А. Чистовича" ("Церковный Вестник", 1893, № 45); Н. Б. "И.А. Чистович" ("Церковные Ведомости", 1893, № 46); "Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет" (стр. 53 - 54 и 133).

Источник: Биографический словарь. 2008