Чижов Матвей Афанасьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Чижов, Матвей Афанасьевич

— скульптор, сын крестьянина-каменотеса, содержавшего в Москве, при немецком кладбище, небольшую мастерскую надгробных памятников; род. в 1838 г. в Подольском уезде Московской губернии. Будучи еще пятилетним мальчиком, делал из глины фигурки животных, а с 11-летнего возраста помогал отцу в его работах. В то же время он учился в московской немецкой школе св. Михаила, посещал Строгановское училище техническогорисования и, помимо того, упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища, Бровского. Последний рекомендовал его профессору московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения. Таким образом, Ч. удалось, наконец, начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он быстро выказал успехи: в 1858 г., за вылепленный им горельеф "Борцы", академии присудила ему малую серебряную медаль, а через год после того, за другой горельеф, "Истязание Спасителя", наградила его большой серебряеной медалью. Затем Рамазанов взял его в помощники к себе при исполнении работ для московского Храма Спасителя, и Ч., по рисункам и эскизам своего наставника, изготовил для этого собора колоссальный горельеф "Сошествие Христа в ад", и кроме того, для двух других московских церквей, горельефы "Успение Богородицы" и "Св. Николай Чудотворец". Приглашенный вскоре за тем М. Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России, воздвигнутого в Новгороде (в этом монументе Ч. исполнены горельефы "Герои" и "Просветители" и треть горельефа "Государственные люди"), Ч. перебрался в СПб., где в 1863 г. поступил в ученики академии художеств. В ней он не замедлил получить последовательно две серебряные медали, малую и большую, за лепку с натуры, и малую золотую медаль (в 1865 г.) за "Киевлянина, пробирающегося с уздечкой в руках через стан печенегов" (бронзовый экземпляр -в музее императора Александра III в СПб.) — статую, которая, помимо этой награды, доставила молодому художнику золотую медаль, учрежденную г-жой Каменской для отличившихся в экспрессии. Занятия в скульптурном классе академии не мешали ему исполнять различные частные заказы и работать для Микешина, между прочим, изготовить по его рисунку вспомогательную модель петербургского памятника императрице Екатерине II и вылепить входящую в состав этого монумента колоссальную фигуру названной государыни. Окончив академический курс в 1867 г. со званием классного художника 1-ой степени и с большой золотой медалью, полученной за вылепленный по заданной программе горельеф: "Христос воскрешает сына Наинской вдовы" (находится в академии и в музее императора Александра III),талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера академии, посетил некоторые города Германии, Австрии и Италии и поселился в Риме, где провел шесть лет в беспрерывном труде. Из многочисленных работ, исполненных им в это время, наиболее замечательны: мраморные группы "Игра в жмурки" (в музее императора Александра III), "Первая любовь" (у графа Г. Г. Строганова), "Крестьянин в беде" (в Московском публичном музее) и грациозная фигура девочки, перебирающейся по бревнышку через ручей ("Резвушка"), распространенная во многих экземплярах (один из них, бронзовый — в императорском дворце, в Ливадии). Все эти произведения были выставлены в СПб.; первые два доставили художнику в 1873 г. звание академика, третье, в 1874 г., золотую медаль, учрежденную при академии на средства А. Ржевской и Н. Демидова в награду за экспрессию, а четвертое, в 1875 г., такую же медаль имени Лебрен и на парижской всемирной выставке 1878 г. золотую медаль 3-го класса. Возвратившись в СПб. в 1875 г., Ч. через три года после того поступил преподавателем скульптуры в центральное училище технического рисования Штиглица и получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже. Обе эти должности он занимает доныне, состоя, сверх того, с 1893 г. членом совета академии художеств. Из прочих, непоименованных выше произведений Ч., можно, как на важнейшие, указать на бюсты императора Александра II, исполненные для харьковских судебных установлений и для пермской земской управы, принца Петра Георгиевича Ольденбургского (в Императорском училище правоведения), М. И. Глинки (в фойе Мариинского театра в СПб.), живописца А. П. Боголюбова и Ф. Г. Громова (в училище барона Штиглица) и Н. А. Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в СПб.), на колоссальную статую Л. Г. Кнопа в его памятнике в Кренгольмской мануфактуре, на колоссальный бюст Александра II и украшения пьедестала для памятника этому государю в Калише, на колоссальную статую императора Николая I и 4 барельефа для его памятника в Киеве, на памятники адмирала П. Нахимова в Симферополе, графа М. Н. Муравьева в Вильно и императрицы Екатерины II в Одессе, на группы "У колодца", "Урок чтения" и некоторые др.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Чижов Матвей Афанасьевич

Чижов (Матвей Афанасьевич) - скульптор, сын крестьянина-каменотеса, содержавшего в Москве, при немецком кладбище, небольшую мастерскую надгробных памятников, родился в 1838 г. в Подольском уезде Московской губернии. Будучи еще пятилетним мальчиком, делал из глины фигурки животных, а с 11-летнего возраста помогал отцу в его работах. В то же время он учился в московской немецкой школе святого Михаила, посещал Строгановское училище технического рисования и, помимо того, упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища, Боровского. Последний рекомендовал его профессору московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения. Таким образом Чижову удалось, наконец, начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он быстро выказал успехи: в 1858 г., за вылепленный им горельеф "Борцы", академия присудила ему малую серебряную медаль, а через год после того за другой горельеф, "Истязание Спасителя", наградила его большой серебряной медалью. Затем Рамазанов взял его в помощники к себе при исполнении работ для московского Храма Спасителя, и Чижов по рисункам и эскизам своего наставника изготовил для этого собора колоссальный горельеф "Сошествие Христа во ад" и кроме того, для двух других московских церквей горельефы "Успение Богородицы" и "Святой Николай Чудотворец". Приглашенный вскоре за тем М. Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России, воздвигнутого в Новгороде (в этом монументе Чижовым исполнены горельефы "Герои" и "Просветители" и треть горельефа "Государственные люди"), Чижов перебрался в Санкт-Петербург, где в 1863 г. поступил в ученики Академии Художеств. В ней он не замедлил получить последовательно две серебряные медали, малую и большую, за лепку с натуры, и малую золотую медаль (в 1865 г.) за "Киевлянина, пробирающегося, с уздечкой в руках, через стан печенегов" (бронзовый экземпляр - в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге) - статую, которая, помимо этой награды, доставила молодому художнику золотую медаль, учрежденную госпожой Каменской для отличившихся в экспрессии. Занятия в скульптурном классе академии не мешали ему исполнять различные частные заказы и работать для Микешина, между прочим, изготовить по его рисунку вспомогательную модель петербургского памятника императрицы Екатерины II и вылепить входящую в состав этого монумента колоссальную фигуру названной государыни. Окончив академический курс в 1867 г. с званием классного художника 1-й степени и с большой золотой медалью, полученной за вылепленный по заданной программе горельеф "Христос воскрешает сына Наинской вдовы" (находится в академии и в музее императора Александра III), талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера академии, посетил некоторые города Германии, Австрии и Италии и поселился в Риме, где провел шесть лет в беспрерывном труде. Из многочисленных работ, исполненных им в это время, наиболее замечательны мраморные группы "Игра в жмурки" (в музее императора Александра III), "Первая любовь" (у графа Г.Г. Строганова ), "Крестьянин в беде" (в московском публичном музее) и грациозная фигура девочки, перебирающейся по бревнышку через ручей ("Резвушка", распространенная во многих экземплярах (один из них, бронзовый - в императорском дворце, в Ливадии). Все эти произведения были выставлены в Санкт-Петербурге; первые два доставили художнику в 1873 г. звание академика, третье, в 1874 г., золотую медаль, учрежденную при академии на средства А. Ржевской и Н. Демидова в награду за экспрессию, а четвертое, в 1875 г., такую же медаль имени Лебрен и на парижской всемирной выставке 1878 г. золотую медаль 3-го класса. Возвратившись в Санкт-Петербург в 1875 г., Чижов через три года после того поступил преподавателем скульптуры в центральное училище технического рисования Штиглица и получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже. Обе эти должности он занимает доныне, состоя, сверх того, с 1893 г. членом совета Академии Художеств. Из прочих, непоименованных выше произведений Чижова, можно как на важнейшие указать на бюсты императора Александра II , исполненные для харьковских судебных установлений и для пермской земской управы, принца Петра Георгиевича Ольденбургского (в императорском училище правоведения), М.И. Глинки (в фойе Мариинского театра в Санкт-Петербурге), живописца А.П. Боголюбова и Ф.Г. Громова (в училище барона Штиглица) и Н.А. Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге), на колоссальную статую Л.Г. Кнопа , его памятник в Кренгольмской мануфактуре, на колоссальный бюст Александра II и украшения пьедестала для памятника этому государю в Калише, на колоссальную статую императора Николая I и 4 барельефа для его памятника в Киеве, на памятники адмирала П. Нахимова , в Симферополе, графа М.Н. Муравьева в Вильне и императрицы Екатерины II в Одессе, на группы "У колодца", "Урок чтения" и некоторые другие.

Источник: Биографический словарь. 2008