ЧОН ЯК ЁН
ЧОН ЯК ЁН
в другой транскрипции - Чжон Як Ён), Чон Да Сан (псевдонимы - Дасан (иногда - Тасан), Ёюдан) (1762-1836) - кор. ученый-энциклопедист, выдающийся представитель движения сирхакпха. Род. около Кванчжу (пров. Кенгидо) в дворянской семье. Рано познакомился с трудами кор. мыслителя сирхакпхского направления Ли Ика, был в дружбе с Пак Чи Воном, Пак Че Га и др. передовыми учеными Кореи, интересовался развитием передовой науч. мысли в зап. странах. С 1789 - на гос. службе; проявил себя как талантливый инженер и архитектор (при строительстве крепости Сувон, моста через р. Ханган), в Корее положил начало оспопрививанию. Страстно обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 по обвинению в пропаганде христианства был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена 18-летней ссылкой. Годы изгнания и последующую жизнь Ч. Я. Ё. посвятил науч. и лит. деятельности. Лит. наследие Ч. Я. Ё. ("Поли. собр. соч. Ёюдана" ("Ёюдан чонсо") (28 тт.)), насчитывающее сотни работ по обществ., воен., точным и естеств. наукам, было полностью издано только в 30-х гг. 20 в. Труды Ч. Я. Ё. издаются в КНДР. В своих произведениях, представляющих вершину в развитии идей сирхакпха, Ч. Я. Ё. сочетал филос. критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феод. порядков и выражал глубокое сочувствие угнетенному народу. Критикуя схоластику и догматизм господствующей идеологии, Ч. Я. Ё. выступал за науку с позиций "истинного конфуцианства". Признавая веществ. начало (ки) основой мироздания, приблизился к филос. материализму, однако атеистом не стал: считал небо и духов высшими судьями (над власть имущими). Критика существующего строя выражена в его политич. концепции о "добродетельном правлении". Гос. власть Ч. Я. Ё. рассматривал как результат некоего обществ. договора, признавал несправедливым абсолютное правление "сверху", выступал против сословных различий и дворянских привилегий, за монархию, опирающуюся на равенство крестьян. Проект зем. реформы Ч. Я. Ё. предусматривал государственную собственность на землю, коллективную обработку земли крестьянами-общинниками и справедливое распределение произведенного продукта по труду. Осуществление этого проекта предполагалось при сохранении основ феодализма, и это обстоятельство предопределило его утопичность. Несмотря на несбыточность социальных проектов Ч. Я. Ё. в условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеод. идеологии и культуры кор. народа. Лит.: Тягай Г. Д., обществ. мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971 (см. Указатель имен); Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История кор. философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 267-91. М. Н. Пак. Москва.